Представила: Морозкина И.Л.

Дата: 29.01.02

Система повышения квалификации учителей Оренбургской области


Целью преподавания изобразительного искусства всегда, в первую очередь, являлось и является художественное образование и эстетическое воспитание человека, приобщение ребенка к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности.

На основе целей выстроен ряд задач преподавания ИЗО в общеобразовательных учреждениях:

· воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах;

· формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

· воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;

· обучение основам изобразительной  грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению - тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т. д.);

· систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел;

· приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;

· воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.

В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Современное образование ставит во главу угла развитие целостной личности, находящейся в гармонии с окружающим миром, живущей ощущением современности, гибко ориентирующейся в новых условиях и стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в социуме. Однако обучение и воспитание, основанное на гуманистических принципах, не есть лишь создание условий для самоактуализации личности, раскрытия своего “Я”. В деле демократизации и гуманизации образования цели обучения и воспитания должны быть во многом связаны с усвоением определенных культурных норм. “Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области, оставаясь невежественным в другой.” (Лихачев Д.С.).

В то же время, культурные нормы не могут быть общими для различных социальных групп, наций и народностей, т.к. любое навязывание человеку чуждой ему культуры будет ненужным, бесперспективным. Так например, требования социума, в котором живут российский и западный индивиды, существенно отличаются друг от друга - в одном случае больше ценится неповторимость, в другом - принадлежность к общинной культуре, общинным традициям.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры, в современном образовании возникла острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе. Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России, всего мира в целом. В связи с этим перед учащимися на уроках изобразительного искусства ставятся следующие задачи:

·                    содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе;

·                    создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;

·                    способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.

В связи с этим УМК ИЗО и МХК ООИПКРО ежегодно проводится анализ кадрового состава по профессиональному уровню педагогов художественно-эстетического цикла области, который говорит об остром дефиците специалистов, имеющих специальное художественное образование. Еще в докладе областной научно-педагогической конференции, проходившей в Оренбурге (тогда г. Чкалов) в 1941г. говорилось:

“В школе Чкаловской области постановка преподавания рисования и черчения стоит еще не на должной высоте, а в отдельных школах на низкой ступени. Основной причиной такого состояния является, с одной стороны, отсутствие педагогических кадров, слабая квалификация существующих кадров, и наконец, необеспеченность необходимыми чертежными и другими инструментами…” (Гос архив Оренбургской области, фонд 765, опись 2, дело 12, с.37-40).

Из данных Центра диагностических и информационных технологий ООИПКРО (на 2000г.) следует, что на 1604 школы приходится 962 учителя ИЗО и МХК, из которых:

·      специалистами по данным предметам (во внимание берутся и педагоги с высшим образованием, и педагоги со средним специальным образованием) являются 230 человек;

·      условными специалистами – 143;

·      неспециалистами – 589.

Из 46 территорий области нет вообще специалистов в четырех территориях (причем, в двух из них нет и условных специалистов);по одному специалисту работает в девяти территориях области; по два – также в девяти территориях, т.е. почти половина территорий области (48%) не обеспечена специалистами предметов художественно-эстетического цикла.

В результате учащиеся не получают тот минимум знаний, умений и навыков, который заложен в образовательную область “Искусство”. В связи с этим проведение проблемных курсов, стажировок, курсов базового повышения квалификации для учителей ИЗО и МХК особенно необходимы.

В соответствии с создавшимся положением преподавания художественно-эстетического цикла в области в основу деятельности УМК ИЗО и МХК ООИПКРО положена следующая система целей и задач:

1. Создание системы взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на систематическую переподготовку и повышение квалификации учителей ИЗО и МХК:

·      получение знаний о новейших достижениях в художественно-эстетическом образовании;

·      освоение новых технологий и передового педагогического опыта в сфере художественного образования;

·      повышение своей профессиональной компетентности.

2. Анализ существующей системы повышения квалификации учителей ИЗО и МХК, выявление круга проблем, противоречий, недостатков, установление их причин с помощью следующих приемов:

·      изучение нормативных документов и литературы;

·      аналитическая работа с методическими и диагностическими материалами, имеющимися в кабинете;

·      организация проводимых в рамках повышения квалификации мероприятий;

·      собеседования со слушателями.

3. Изучение социального заказа, складывающегося из:

·      заказа ГУО администрации Оренбургской области, РОО;

·      требований, предъявляемых к учителям художественно-эстетического цикла, содержащихся в нормативно-правовых документах;

·      потребностей учителей ИЗО и МХК, выявленных в ходе собеседования со слушателями и анализа аттестационных работ.

4. Формирование содержания обучения:

·      разработка методических и информационных материалов в соответствии с полученным социальным заказом;

·      изучение, обобщение и систематизация педагогического опыта в области художественного образования;

·      трансляция рекомендаций по использованию передового педагогического опыта в художественном воспитании детей;

·      пропаганда передовых технологий педагогики и художественного творчества среди преподавателей художественно-эстетического цикла;

·      создание информационного банка по предметам художественного цикла.

УМК выявляются определенные проблемы и вопросы, с которыми сталкиваются и руководители РМО, и учителя предметов художественно-эстетического цикла. В связи с этим, УМК совместно с руководителями РМО ежегодно проводится планирование курсовой подготовки педагогов различного уровня профессиональной компетентности.

Темы всех курсов, проводимых на базе ООИПКРО, определяются социальным заказом, соответственно которым подготавливаются образовательные программы по всем видам курсовой подготовки, цели и задачи которых заключаются в следующем:

·      ознакомление с содержанием пакета документов предметной области “Искусство”, с направлением практической деятельности учителя художественно-эстетического цикла;

·      углубление методологической подготовки и расширение кругозора учителей изобразительного искусства и мировой художественной культуры;

·      получение слушателями дополнительных знаний, умений и навыков по ИЗО, МХК и методике их преподавания;

·      знакомство с федеральными программами и с программами для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла;

·      обучение умению пользоваться множеством вариантов методических решений и обоснованно выбирать варианты для конкретного случая;

·      и другие.

Постоянно УМК оказываются групповые и индивидуальные консультации следующим категориям педагогических работников:

·      учителям изобразительного искусства,

·      учителям мировой художественной культуры,

·      руководителям Изостудий,

·      руководителям РМО.

Анализ вопросов и проблем, с которыми обращаются консультируемые, позволил выделить наиболее типичные:

·      планирование учебного материала в условиях обновления художественно-эстетического образования;

·      организация и содержание учебно-воспитательного процесса на уроках ИЗО и МХК.

·      организация работы и основные направления в планировании деятельности РМО учителей ИЗО, МХК;

·      вопросы аттестации учителей.

В соответствии с этим в помощь педагогам художественно-эстетического цикла УМК регулярно издаются статьи, брошюры, методические рекомендации, раскрывающие проблемы проектирования и построения учебного процесса, действующие в данное время образовательные программы по предметам художественно-эстетического цикла, особенности методики преподавания, а также решение этих проблем опытными преподавателями области.