Восприятие цвета в развитии художественно-творческих способностей
из опыта работы Бабенышевой И.В.
(учитель ИЗО сш.35 г. Орска)
Представила: Морозкина И.Л., методист УМК ИЗО И МХК
Дата: 29.05.02

I. Сведения об учителе
Бабенышева Ирина Васильевна -учитель ИЗО высшей категории МОУ СШ №35 г.Орска. стаж работы по специальности - 17 лет.

II. Теоретическое обоснование опыта
В обучении детей основам живописи, кроме задач освоения ее техники, приемов работы, знакомства с выразительными средствами, есть и другая сторона, относящаяся к эмоционально-образному изучению возможностей цвета.
Воздействие цвета на мыслительную, эмоциональную, чувственную сферы детей не остается бесследным в формировании отношения к нему, интереса, а порой и потребности в использовании цвета в творчестве.
Свойства гуашевых и акварельных красок не оставляют равнодушными школьников всех возрастов. Желание детей выражать образы своих чувств с помощью цвета, а также находить в сочетаниях те или иные ассоциативные связи, становятся предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир. Учитывая эти обстоятельства, можно предположить, что творчество может быть рассмотрено не только как создание художественного произведения, но и как своего рода состояние, влияющее на мотивационную сферу жизнедеятельности детей.
Практика работы показывает, насколько эффективно влияет ассоциативно-образное восприятие и использование цвета на развитие функций мышления, эмоций и чувств.
Опыт включает вопросы развития восприятия цвета, развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках ИЗО в общеобразовательной школе через необходимость использования специальных упражнений и заданий в художественно-творческой деятельности школьников, направленных на восприятие цвета. В результате работы у учащихся развиваются умения различать цветовые отношения, понимать их сочетания и воспроизводить на бумаге, выбирать цвет, зная о его воздействии на чувства человека, понимая его значение для раскрытия содержания рисунка.
Цель: разработать и проверить экспериментальным путем систему упражнений, обеспечивающих верное восприятие цвета как условие развития художественно-творческих способностей учащихся.
Достижение этой цели возможно через решение ряда задач:
· изучение литературы по теме исследования;
· развитие умений воспринимать цвета и правильно воспроизводить их по трем параметрам: цветовому тону, насыщенности и светлоте;
· разработка экспериментального материала (упражнения по цветоведению, использование метода ограничения красок с целью расширения палитры школьника, дидактические игры);
· формирование интереса и потребности в использовании цвета в творчестве через эмоционально-образное изучение возможностей цвета.

III. Технологические процедуры в границах данного опыта
Для того, чтобы научить детей правильно воспринимать цвета и воспроизводить их по трем параметрам (цветовой тон, насыщенность, светлота), можно предложить определенные задания (упражнения):
· Метод исключения цвета для расширения цветовой палитры учащихся: задания на выполнение тремя цветами (охра, ультрамарин, краплак светлый) или тремя основными цветами, холодными или теплыми цветами (5-7кл.).
· Нахождение палитры каждого цвета отдельно, путем смешивания определенного цвета последовательно с каждым цветом в коробочке красок (начальная школа).
· Определение группы цветов по временам года, времени суток, состоянию природы (солнечный день, пасмурный день).
· Изучение живописных техник - лессировка, "а-ля-прима", по-сырому, пуантилистика.
· Освоение различных способов работы акварелью: примакивание, отмывка, размывка, вливание цвета в цвет.
· Упражнения по работе разными инструментами (кистью, палочкой, тампоном, нитками и т.д.).
Практика показала, что приемы нанесения красок усваиваются только в том случае, когда они отрабатываются отдельно и повторяются несколько раз в сочетании с другими приемами.

IV. Методический инструментарий учителя
Эти задачи можно решать с помощью различных форм работы.
1. Коллективные просмотры рисунков (хорошо проходит в классах с маленькой наполняемостью).
2. Групповая работа учащихся по составлению натюрмортов на разные цветовые задания (контрастные цвета, сближенные цвета и т.д.).
3. Пленэрные этюды (весна, осень).
4. Цветовой анализ произведений.
5. Практическое выполнение тестовых заданий на цветовое смешение красок.
6. Устная работа с цветными карточками (начальная школа): цвета радуги, основные и составные цвета, колорит, гамма одного цвета и т.д.

Определение места упражнений в структуре урока.
Упражнения по цвету полезно начинать с 1 класса. Обычно они выполняются в начале урока, перед заданиями в цвете. Можно провести упражнения и в середине урока, если учитель почувствовал, что дети недостаточно подготовлены к выполнению задания, или в конце урока, если осталось свободное время и имеется возможность подготовить учащихся к следующему занятию или к домашней работе. Упражнения и задания могут выполняться на белом или цветном листе бумаги.
Целесообразно для сравнения помещать на одном листе несколько рисунков с различным цветовым исполнением: монохромным и контрастным, с близкими тонами в пасмурный день и резкими светотенями в солнечную погоду.
Быстрые рисунки-фантазии, выполненные сразу кистью, доставляют учащимся много радостных минут. Такие рисунки направлены на создание того или иного настроения, помогают детям находить наиболее выразительные цветовые отношения при исполнении длительного рисунка.
ЗУН, полученные при выполнении различных упражнений, учащиеся применяют при рисовании с натуры, по представлению или на тему, декоративном рисовании.
В решении учебно-воспитательных задач урока и развитии восприятия цвета основную роль играет наглядность и практический показ ведения работы красками и материалами учителем. В кратковременных упражнениях применяются разнообразные наглядные пособия в комплексе с пособиями, предназначенными для длительных рисунков
Подбор моделей - важное и трудное дело. От него во многом зависят эмоциональный настрой урока и успех работы.
Для изучения правил цветоведения необходимы разнообразные цветовые таблицы. Примеры рисунков учащихся стимулируют выполнение работы, т.к. виден конкретный результата. Поэтому учитель должен иметь фонд детских работ. Так же необходимы репродукции с картин художников, слайды, музыкальные записи.

V. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте
Критерии результативности должны удовлетворять хотя бы двум условиям:
· Изменение в успеваемости учащихся;
· Изменение в обучаемости учащихся.
Т.е. результаты должны быть выше прежних.
В успеваемости - это повышение качества знаний.
В обучаемости:
· Темп развития в знаниях - ускоренный;
· Объем действительных знаний: в рамках учебной программы до сверх программы высокий уровень умений и навыков;
· Перенос ЗУН широкий и свободный;
· Формированние абстрактного мышления;
· Самостоятельное получение учащимися информации;
· Повышение мотивации учащихся;
· Повышение уровня эмоциональной отзывчивости;
· Совершенствование навыков работы кистью;
· Освоение новых методов работы разными материалами в живописи.

Проверить результат можно контрольной работой через теоретическую и практическую части. Можно провести тестирование, контрольный срез через теоретическое или практическое задание. Можно дать контрольную работу в группе, парами или индивидуальное домашнее.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации