Интеграция изобразительного искусства и черчения на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе.
из опыта работы
Кубиковой Венеры Фаритовны,
учителя ИЗО и черчения СШ №13 г. Новотроицка

Представила: Морозкина И.Л.
Дата: 12.05.2004

Для педагогов ИЗО и черчения общеобразовательных учреждений

I. Сведения об учителе

Кубикова Венера Фаритовна – учитель изобразительного искусства и черчения высшей категории СШ №13 г. Новотроицка.

Кубикова В.Ф. работает над проблемой интеграции изобразительного искусства с другими учебными предметами и, в частности, с черчением для отражения целостной картины мира, для создания истиной системы знаний и правильного миропонимания.

II. Теоретическое обоснование опыта

В настоящее время проблема межпредметной интеграции все больше привлекает внимание педагогов, ученых, учителей и практиков.

Актуальность межпредметной интеграции в школьном обучении обусловлена современным уровнем развития науки, на фоне которого ярко выражена интеграция общественных, гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний. Установление взаимосвязей между учебными предметами способствует более глубокому знанию предмета, а также лучшему овладению им в чисто практическом плане. Однако осуществление межпредметной интеграции на практике вызывает у педагогов немало затруднений:

· как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между разными учебными предметами;

· как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки;

· каким образом соединить усилия учителей разных предметов в достижении эффективного обучения.

Данный опыт предлагает рассмотреть интеграцию таких предметов, как «Изобразительное искусство» и «Черчение».

Цель исследовательской работы: развитие у учащихся 8-9 классов целостного восприятия картины мира посредством межпредметной интеграции на уроках черчения.

Изобразительное искусство помогает учащимся видеть окружающий мир, передавать свои впечатления от окружающего его мира, выразить на бумаге свое отношение к окружающему. С переходом в 8 класс изобразительная деятельность учащихся заменяется графической, где рисунком является чертеж, выполняемый на уроке черчения. Таким образом, чтобы учащиеся поняли, что одно и то же явление, образ действительности или воображения в разных видах деятельности передается разными средствами, необходима интеграция изобразительного искусства и черчения.

Опыт и результаты исследования показывают, что при систематическом использовании интеграции изобразительного искусства и черчения происходит развитие у учащихся целостного восприятия картины мира, обогащение представлений о мире, а обучение черчению становится более успешным.

III. Технологические процедуры в границах данного опыта

Реализация межпредметной интеграции в практике обучения предполагает сотрудничество учителя одного предмета с учителем другого предмета, посещения открытых уроков, совместного планирования и т.д. Но на практике можно увидеть то, что уроки ИЗО и черчения ведет, в основном, один учитель. Тем самым, одному учителю легче реализовать межпредметную интеграцию. При этом сохраняются самостоятельные программы по изобразительному искусству и черчению, их цели, задачи, учебники. Содержание, объем, время и способы использования знаний из другого предмета можно определить на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение методических рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов.

Конкретизация использования межпредметной интеграции в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Особенно необходима тщательная разработка урока с межпредметными связями. Главное при разработке такого урока – формулировка цели и задач урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных вопросов к учащимся, требующих воспроизведения и применения знаний и по изобразительному искусству, и по черчению; определение художественных и технических понятий.

Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента или отдельного этапа урока. Учебный материал отдельных тем по черчению оказывается настолько тесно связанным с изобразительным искусством, что возникает потребность в осуществлении интеграции на протяжении всего урока.

IV. Методический инструментарий учителя

Межпредметная интеграция предполагает широкое использование на уроках таких методических путей активизации познавательной деятельности учащихся, как:

· введение межпредметной интеграции на основе репродуктивной деятельности и элементов проблемности;

· постановка межпредметных учебных проблем и самостоятельный поиск их решения на отдельных уроках;

· систематическое проблемное обучение на основе межпредметной интеграции внутри отдельных курсов;

· включение двухсторонних связей между разными предметами на основе координации деятельности учителем;

· разработка системы учителем, осуществляющим интеграцию как в содержании и методах, так и в формах организации обучения и др.

Практиковать целесообразнее такие методы и формы работы, которые помогут учащимся успешно материал по черчению, а также по изобразительному искусству.

В процессе обучения учитель может использовать такие средства, как:

· вопросы межпредметного содержания, которые направляют деятельность учащихся на воспроизведении ранее изученных знаний изобразительного искусства и на их применение при усвоении нового учебного материала по курсу «Черчение»;

· межпредметную проблемную ситуацию, которую можно создать с помощью проблемных вопросов;

· домашние задания не только по изучаемому предмету, но и по изобразительному искусству;

· комплексные задания, требующие всесторонней характеристики объекта (строение объекта, форма его отдельных частей, размеры, материал и т.д.);

· наглядно-комплексные пособия, которые позволяют учащимся наглядно увидеть ту совокупность знаний, которая раскрывает тот или иной вопрос межпредметного содержания;

· межпредметные тексты, помогающие связать изображения со словесным текстом технического содержания;

· межпредметные контрольные работы, которые позволяют судить об усвоении знаний сразу по нескольким предметам и т.д.

V. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

Полученные знания, умения и навыки подтверждаются различными видами учета знаний учащихся. На уроках черчения графический чертеж является своего рода рисунком, по которому можно провести исследование развития у учащихся целостного восприятия картины мира и выявить результаты эффективности применения межпредметной интеграции.

Диагностика осуществлялась в три этапа – текущая, промежуточная, итоговая. Текущая диагностика проводилась по тестам Т.Ю. Комаровой. Результаты исследования заносились учителем в личный журнал. Промежуточная и итоговая диагностики определения уровня развития у учащихся восприятия картины мира и эффективности применения межпредметной интеграции осуществлялась по методике В.П. Симонова. Проанализировав данные результаты, можно сделать вывод, что степень обученности учащихся повысилась, что подтверждается и результатами районных олимпиад по черчению.

VI. Культура освоения новой технологии обучения

Итак, синтез знаний предполагает мысленного моделирования нового образа изучаемого объекта действительности. В результате синтеза возникает новое обобщенное понятие, представление, которое создается с помощью теоретического мышления учащихся, путем сравнения, абстрагирования, обобщения.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации