Содержание предметной области “Искусство” в условиях модернизации художественного образования
(по журналу “Искусство в школе” за 2003 год)

Выполнила: Морозкина И.Л.
Дата выполнения: 30.04.2004

Искусство XX века

“Человек, подобный травам и растениям”. //Искусство в школе. - №3. – 2003. - с.62-68.

Искусство XX века - это непрерывно возникающие и исчезающие микро-объединения, направления-однодневки. Это множество мастеров, иногда необычайно талантливых, каждый из которых хочет “открыть” нечто небывалое и ни на кого не похожее. Но все это - лишь один, наиболее знакомый лик художественной культуры Европы, а также России и Северной Америки. А знаем ли мы великих художников, которые творили в XX веке в Китае или Индии?

Данная статья знакомит читателей с творчеством великого китайского художника Ци Бай-ши.

О.Полякова. Щукинская галерея и художественная жизнь России начала ХХ века. //Искусство в школе. - №5. – 2003. - с.29-31.

Историю искусства невозможно отделить от истории понимания искусства, особенно в периоды быстрых изменений стилей, направлений, стереотипов восприятия. Материал О.Поляковой, представляющий собой лишь перекличку цитат начала прошлого века, живо погружает нас в атмосферу недоумений и озарений, протестов, раздумий, энтузиазма, тревог и надежд - естественную для такой “эпохи перемен”.

Тема номера

Неискусствоведческие заметки. //Искусство в школе. - №1. – 2003. - с.27-32. - №4. 2003. с.39-44

В данных статьях рассказывается о портрете в большом искусстве, в детском творчестве, в педагогике искусства.

Н. Фомина. О сходстве в портрете. //Искусство в школе. - №1. – 2003. - с.33-38.

Автор статьи рассказывает об основном требовании, предъявляемом к портрету, - сходстве с моделью.

Жанры в искусстве. Портрет. //Искусство в школе. - №2. – 2003. - с.12-13. - №3. - 2003. - с.24-30.

Продолжение рассказа о портрете как жанре искусства.

И.Аммаева. Эпоха сквозь призму портрета. //Искусство в школе. - №2. – 2003. - с.13-19.

Авто статьи предлагает информацию о портрете XVIII века, т.к. XVIII век - значительный период в русской истории.

Г.Голошумова, Е.Монахова. “Кто я? Какой я?” //Искусство в школе. - №3. – 2003. - с.31-34.

Авторами найдена одна из интересных возможностей художественной и одновременно духовно-нравственной работы с детьми, в особенности с подростками. Именно в автопортретах (абстрактных или полуабстрактных) большинство детей достигает максимального самовыражения. Создавая автопортрет, ребенок показывает, как он “видит” и чувствует свой внутренний мир, свое неповторимое Я.

Жанры в искусстве. Портрет. //Искусство в школе. - №4. - 2003. - с.34-39.

Автором статьи предлагается использование такого приема, как диалог искусств на уроках по изучению Повести Н.В. Гоголя “Портрет”.

С.Левин. Ритм. Контраст. Гармония. //Искусство в школе. - №4. – 2003. - с.45-46.

Автор рассказывает о ритме, контрасте и гармонии на примере памятников архитектуры.

И.Кашекова. Жанр натюрморта. //Искусство в школе. - №5. - 2003. с.3-10.

Неискусствоведческие заметки. //Искусство в школе. - №5. - 2003. с.11-14.

В статьях предлагается разговор о натюрморте - жанре, пожалуй, наиболее распространенном в педагогической практике.

И.Кашекова. ХХ век: второе рождение натюрморта. //Искусство в школе. - №6. - 2003. - с.3-9.

Автор продолжает разговор о натюрморте как жанре изобразительного искусства.

Н.Фомина. В мастерской художника. //Искусство в школе. - №6. - 2003. - с.10-13.

В статье рассказывается о творчестве известного художника-“шестидесятника” Анатолия Юрьевича Никича.

Вопросы художественной педагогики

Б.Неменский. Принципы программы непрерывного художественного образования. //Искусство в школе. - №1. – 2003. - с.3-9.

Уже 10 лет академик Б.М. Неменский руководит Центром непрерывного художественного образования, который готовит учителей для работы по новаторской программе преподавания изобразительного искусства в школе. Публикация знакомит с основными принципами, на которых основана эта программа.

Формулируя принципы и методы своей программы, автор имеет в виду, что учителю необходимо пройти между двумя опасностями - анархией, которая часто бывает на уроках “рисования”, и рутинной зажатостью стереотипами. По мнению автора, необходимо сформировать осознанную, плодоносную самостоятельность мышления учеников. Методические пути, выработанные в программе, нацелены именно на это.

В.Романков. Опыт важнее знания. //Искусство в школе. - №1. – 2003. - с.14-20.

Заместитель директора по предметам художественно-эстетического цикла СШ №1188 г. Москвы делится опытом работы педагогического коллектива школы. Школа имеет статус школы с углубленным изучением изобразительного искусства. Используя часы учебных и факультативных занятий, введя в учебный план такие предметы, как рисунок, живопись, композиция, композиционное моделирование, керамика и скульптура, коллектив школы добился не только большого присутствия предметов художественного образования в расписании уроков, но и достиг неплохого уровня подготовки учащихся.

Г.Голошумова. “Ощутить полную свободу...”. //Искусство в школе. - №1. – 2003. - с.21-25.

Негативные явления, характерные для наших дней, бесспорно, являются стрессовыми для современного человека. Они порождают ситуацию неопределенности, неустойчивости и, как следствие, сопровождаются напряженностью, тревогой, эмоциональными всплесками и перегрузками. Особенно беззащитны и уязвимы в этих ситуациях дети. Введение в современный образовательный процесс музыкального, графического, пластического и вербального моделирования формирует образно-эмоциональный опыт детей, позволяет выявить духовную индивидуальность каждого учащегося, эффективно использовать потенциал искусства в профилактике негативных явлений в эмоциональной сфере учащихся, сформировать глубинные психологические установки оптимистического и жизнеутверждающего характера.

А.Мелик-Пашаев. Дети и взрослые на картине и перед ней. //Искусство в школе. - №5. – 2003. - с.15-17.

В связи с намеченным семинаром по проблемам восприятия искусства, предполагающим заочное участие читателей, предлагается статья, которая может дать повод для обсуждения на этом семинаре.

Снова о критериях. //Искусство в школе. - №5. – 2003. - с.18-23.

В Психологическом институте Российской Академии образования прошел семинар на тему, которая интересует всех, кто серьезно озабочен вопросами педагогики искусства: “Критерии успешности художественного развития”. Статья предлагает читателям познакомиться с выдержками участников семинара по данной проблеме.

А.Мелик-Пашаев. Первый пласт эстетического развития. //Искусство в школе. - №6. – 2003. - с.30-32.

В статье предлагаются материалы выступления автора на конференции в ИХО РАО, посвященного эстетическому опыту детей.

Л.Ванюшкина, Л.Копылов. Мировая художественная культура: воспоминание о будущем предмете. //Искусство в школе. - №6. – 2003. - с.32-39.

Предпринятое авторами обращение к почти двадцатипятилетней истории курса “Мировая художественная культура” ставит вопрос о судьбе педагогических инноваций в образовании. Соображения авторов по данной проблеме, быть может, позволят перевести разговор о предмете “МХК” из жанра воспоминаний в жанр проектирования его будущего.

Ю.Серебренникова. “Жизнь в ее целостном восприятии”. //Искусство в школе. - №6. – 2003. - с.39-40.

В статье говорится о проблеме формирования целостного мировоззрения ребенка. Реальный путь формирования целостного мировоззрения, по мнению автора, - включение художественно-образных методов познания во все образовательные области.

Понять человека

Н.Лейтес. Что значит “одаренный ребенок”? //Искусство в школе. - №3. – 2003. - с.3-7.

В основу публикации положено выступление доктора психологических наук Натана Семеновича Лейтеса на конференции по проблемам одаренности.

А.Мелик-Пашаев. О художественной одаренности возрастной и индивидуальной. //Искусство в школе. - №3. – 2003. - с.7-12.

Сплошь и рядом “особая” художественная одаренность становится для ребенка не благодатным даром, а опасностью и мучением. В данной статье говорится о проблемах, связанных с одаренностью детей.

Представляем школу

А.Даниэль. Рисование - акт самовыражения. //Искусство в школе. - №2. – 2003. - с.43-47.

Автор статьи предлагает методические принципы, которые способствуют воспитанию видения и помогают обнаружить творческое начало в любом ребенке - вне зависимости от того, будет он заниматься профессиональным искусством или нет.

Е. Мотюхина. Композиция - формула образного мышления. //Искусство в школе. - №2. – 2003. - с.47-49.

Преподаватель изобразительного искусства делится опытом работы изостудии, где у детей развивают творческое начало методом развития композиционного мышления.

С.Молдованова, Л.Герапинович, Л.Чиховская. “Со ступеньки на ступеньку”. //Искусство в школе. - №2. – 2003. - с.52-55.

В статье понята чрезвычайно важная для педагогики тема сотрудничества школы и музея изобразительного искусства.

Из опыта работы

В.Цымбулов. Различия в восприятии. //Искусство в школе. - №2. – 2003. - с.80-82.

Автор статьи рассуждает о существенной разнице между однотипными рисунками девочек и мальчиков, что связано с различием в воспитании.

Ж.Кармазина. Образ Петра в музыке, литературе и живописи. //Искусство в школе. - №2. – 2003. - с.82-84.

Учитель музыки предлагает конспект интегрированного урока в 5 классе.

Т.Мазурова. “Прогулка по Выставке” на уроках МХК. //Искусство в школе. - №3. – 2003. - с.80-81.

Учитель МХК СШ №150 г. Омска делится опытом включения регионального культурологического компонента в преподавание мировой художественной культуры.

Е.Пархоменко. Две Вирсавии. //Искусство в школе. - №4. – 2003. - с.12-17.

Традиционная роль учителя как единственного источника информации все увереннее уходит в прошлое. Расширение возможностей информационных технологий в образовательной системе изменило взгляд на образ учителя в школе. Теперь задача учителя - стать компасом в море информации, научить ею пользоваться, выбирать главное, оценивать. В статье предлагается опыт работы использования технологии библиотечного дня на уроках МХК.

С.Ашикова. Не сказать “нет”! //Искусство в школе. - №5. – 2003. - с.71-74.

Автор статьи размышляет о том, что чем раньше приобщать детей к рисованию и восприятию произведений искусства, тем дольше сохраняется любовь к рисованию и развивается в правильном русле.

И.Ческидова. Гармония контрастов. //Искусство в школе. - №5. – 2003. - с.74-75.

Учитель изобразительного искусства ОУ №34 г. Нижнего Тагила Свердловской области предлагает читателям беседу

Е.Рукавишников. “Горизонтальный тематизм”: новый вариант тематического планирования. //Искусство в школе. - №5. – 2003. - с.75-76.

Автор статьи предлагает для обсуждения читателей принцип “горизонтального тематизма” как способ планирования уроков ИЗО.

Т.Копцева. Приобщение школьников к художественной культуре в процессе освоения шрифтов. //Искусство в школе. - №5. – 2003. - с.77-82.

Одним из содержательных разделов программ по изобразительному искусству может стать тематический блок “Художественный шрифт”. В процессе многолетней апробации этой темы дошкольниками и учащимися I-IX классов автору удалось определить систему художественно-творческих заданий для разных возрастных групп, которую можно использовать как при составлении программ дополнительного образования, для изокружков и студий, так и для уроков изобразительного искусства. Этим опытом работы автор и делится с читателями.

К.Стрижков. Главное - атмосфера взаимопонимания. //Искусство в школе. - №5. – 2003. - с.83-85.

Педагог дополнительного образования школы №32 г. Улан-Удэ делится опытом работы ведения кружка резьбы по дереву для мальчиков 12-14 лет.

Е.Кочерова, М.Фоминова. Исследовательская деятельность учащихся в процессе освоения курса МХК. //Искусство в школе. - №6. – 2003. - с.41-44.

Опыт авторов, представленный в данной статье, является одной из возможных альтернатив информационно-искусствоведческим тенденциям в преподавании МХК.

Г.Орлова. От родного порога. //Искусство в школе. - №6. – 2003. - с.64-66.

Заслуженный учитель России делится с читателями опытом работы группы учителей школы №33 г. Краснодара по художественному образованию детей. Автор предлагает методические рекомендации по организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства.

Художник-педагог, педагог-художник

Н. Алексахин. Педагогическая система Почиталова. //Искусство в школе. - №1. - 2003. - с.69-74.

Выдающийся педагог-художник середины XXв. Василий Васильевич Почиталов - учитель многих известных живописцев, прикладников, дизайнеров, среди которых Г.Коржев, В. Стожаров, братья Ткачевы, А.Суханов и др. В статье рассказывается о жизни и творчестве учителя художников-профессионалов.

В.Гуружапов. Пленэр в педагогической практике Юрия Изосимова. //Искусство в школе. - №4. - 2003. - с.3.

Ю.Изосимов. В полосе открытий. //Искусство в школе. - №4. - 2003. - с.4-6.

Линогравюра создается в студии, требует расчета и времени и, конечно, сильно отличается от пленэрных набросков и этюдов. Однако, в ней находят воплощение яркие непосредственные впечатления. Статьи знакомят с опытом работы на пленэре художника -педагога Ю.Изосимова.

Н.Кибрик. Путивльский “гуру”. //Искусство в школе. - №4. - 2003. - с.7-11.

Как научить рисовать? Или: как ввести непосвященного в мир навыков, мастерства, творчества? В обширном “ассортименте” московских художественных школ достойное место занимает средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением изобразительного искусства №1188. О ней и идет речь в статье.

А.Покатило. Дети и цвет. //Искусство в школе. - №6. - 2003. - с.67-69.

Автор статьи - художник и руководитель образцовой студии изобразительного искусства Волгоградского муниципального комплекса культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина - знакомит читателей с системой обучения детей основам колорита, при которой идет развитие интуитивного стремления к красоте, к цвету и сохранение своей индивидуальности. Именно опыт работы с цветом, по мнению автора, заслуживает самого пристального внимания педагогов и психологов художественного образования.

Поверх границ

Л.Масол. Художественное образование на Украине. //Искусство в школе. - №1. – 2003. - с.85-87.

В статье предлагается концепция художественно-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных учебных заведениях Украины, разработанная с учетом многовековых национальных культурных традиций и современных мировых тенденций в области педагогики искусства.

С.Филимонова. Серебряный век русской культуры. //Искусство в школе. - №4. – 2003. - с.86-91.

Учитель МХК гимназии №1 г. Мозырь (Беларусь) предлагает читателям обобщающий урок с элементами театрального представления, дискуссии, анализа.

Музей искусств

Л.Дьяков. Гюбер Робер - поэт руин. //Искусство в школе. - №6. – 2003. - с.70-74.

В статье рассказывается о творчестве французского живописца, вдохновенно воспевающего античные руины, - Гюбера Робера.

К юбилею

Музеи Петербурга. //Искусство в школе. - №3. – 2003. - с.35.

Н.Ходушина. Впервые в музее. //Искусство в школе. - №3. – 2003. - с.36-39.

А.Бойко. Ранний диалог с новым искусством. //Искусство в школе. - №3. – 2003. - с.39-41.

Неискусствоведческие заметки. //Искусство в школе. - №3. – 2003. - с.41-42.

Статьи знакомят читателей с самыми известными музеями Петербурга - Эрмитажем и Государственным Русским музеем. Экскурсия по этим музеям наиболее тесно связана с педагогической проблематикой правильного восприятия произведений искусства.

Ю.Горбачев. Графический образ Санкт-Петербурга. //Искусство в школе. - №4. – 2003. - с.50-55.

Учитель изобразительного искусства гимназии №23 г. Озерск Челябинской области представляет сценарий (конспект) урока в 6 классе по теме “Ритмы старого города”, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга.

Л.Бакшинова. Детский дом дружит с искусством. //Искусство в школе. - №5. – 2003. - с.88-89.

Учитель изобразительного искусства Детского дома-интерната №27 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Колпинского района г. Санкт-Петербурга делится работой и успехами своих учеников.

Не только в школе

Е.Копцев. Декоративная композиция. //Искусство в школе. - №3. – 2003. - с.86-90.

Читателям предлагается программа для летнего лагеря. Программа направлена на развитие у подростков самостоятельных художественных замыслов, которые формируются в процессе работы с различными материалами, причем материал, с присущими ему свойствами, становится отправной точкой развития художественной идеи.

Самообразование учителя

И.Ребров. Один из способов создания презентационного буклета. //Искусство в школе. - №6. – 2003. - с.80-82.

Педагог ДТШ Северо-Восточного округа г. Москвы делится своим опытом работы в области компьютерной графики по теме “Создание презентационного буклета”.

В Министерстве образования

Информационно-методическое письмо “О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке”. //Искусство в школе. - №6. – 2003. - с.89.

Предлагаемые рекомендации Министерства освобождают учителей искусства от выставления количественной оценки. Однако, это может способствовать “выдавливанию” искусства из основного образования. Редакция журнала предлагает обсудить данный вопрос.

Информация

Е.Медведкова. День третий - День учителей искусства. //Искусство в школе. - №3. – 2003. - с.95-96.

С 31 марта по 25 апреля 2003г. на базе Московского городского Дома учителя состоялся Второй Московский педагогический марафон учебных предметов, организованный издательским домом “Первое сентября”. Третий день из двадцати был посвящен образовательной области “Искусство”. Автор статьи рассказывает об этом дне.

Международная выставка детского рисунка. //Искусство в школе. - №6. – 2003. - с.90-91.

4 ноября 2003г. в Москве, в Государственной Третьяковской галерее открылась Международная выставка “ХХ век в рисунках детей”.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации