Разработка системы занятий по реализации национально-регионального компонента в изобразительной деятельности
из опыта работы
Музафаловой Е.И., учителя ИЗО и черчения
Новоузелинской МОСШ Матвеевского района
Выполнила: Морозкина И.Л., зав. УМК ИЗО и черчения
Дата выполнения: 27.02.04

Для педагогов гуманитарного цикла общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования

I. Сведения об учителе

Мухазалова Елена Ильинична –учитель ИЗО и черчения высшей категории Новоузелинской МОСШ Матвеевского района. Стаж работы по данным предметам – 18 лет.

II. Теоретическое обоснование опыта

Проблема разработки системы занятий по реализации национально-регионального компонента в изобразительной деятельности возникла из целей м задач, стоящих перед общеобразовательной школой в настоящее время. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Исходя из этого, была создана программа национально-регионального компонента художественного образования в 5-8 классах общеобразовательной школы.

Цель программы:
· обращение детей к глубинным корням национальной культуры;
· воспитание в современной молодежи бережного отношения к бесценному наследию прошлого, чтобы можно было его изучить и творчески развивать не только сегодня, но и в будущем;
· формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основ развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;
· обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности.

III. Технологические процедуры в границах данного опыта

Программа направлена на формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России.

В содержание программы органически входят идеи нравственности, экологии, в том числе экологии души, гражданственности, трудолюбия, патриотизма. Последовательно проводится мысль об изменении и улучшении окружающей жизни как насущной потребности нормального человека.

Программа апробирована на уроках и внеклассных занятиях по ИЗО в 5-8 классах Новоузелинской МСОШ.

IV. Методический инструментарий учителя

Данная программа имеет несколько составляющих компонентов: интеллектуальную, творческую, деятельностную. Каждый учитель в соответствии со своими интересами и потребностями, уровнем знаний, запросами детей и родителей может переконструировать программу, а именно развернуть, дополнить или сжать как в содержательном плане, так и во временном периоде, адаптировать их для конкретного класса, определить приоритетные виды деятельности. Но при этом педагог не должен нарушать целостную структуру и целостность программы Б.М. Неменского.

Распределение материала между учебными и внеучебными занятиями зависит от содержания темы, педагога, успеваемости детей на уроках, материальной оснащенности.

V. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

В ходе опытно-экспериментальной работы проведена диагностика развития уровня творческой направленности учащихся, которая подтверждает эффективность внедрения системы занятий в практику преподавания ИЗО. Полученные знания, умения и навыки подтверждаются и различными видами учета программы курса, участием в отчетных выставках учебных и творческих работ, периодических зачетных занятиях по дополнительному образованию. Контроль знаний, умений и навыков проводится текущий (по мере освоения темы), а также итоговый (в конце четверти, года).

VI. Культура освоения новой технологии обучения

Формирование духовно-нравственного становления личности осуществляется успешно, если:
· целостное мироощущение учащихся содействует восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в культуру и быт своего народа;
· формирование исторической памяти способствует особым навыкам мышления, определяемых постижением искусства родного края;
· создана эмоционально-ценностная установка на изучение искусства своего народа.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации