Обзор литературы по профильному обучению
Выполнила: И.Л. Морозкина, зав. УМК художественного образования
Дата выполнения: 26.01.04

 

Согласно концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, одним из условий достижения нового качества образования является введение профильного обучения в старшей школе.

Цель данного обзора литературы – помочь учителям выработать свой подход к организации художественного образования в школах различного профиля.

Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. – 2001. - №6.

К классам профильной дифференциации можно отнести классы, спрофилированные на вуз. Но в профильной дифференциации существует много проблем, требующих решения:
· отбор содержания образования по профильным и непрофильным дисциплинам, изучаемым в профильном классе;
· создание и введение в практику преподавания новых учебников, программ, пособий;
· изменения в учебных планах, связанные с перераспределением часов как внутри отдельной области знаний, так и среди часов школьного компонента;
· организационное обеспечение функционирования профильных классов (кадровые вопросы, взаимодействие с вузами, методическими кабинетами).

В рамках данной статьи описаны некоторые дидактические подходы к отбору содержания на уровне учебного предмета в профильных классах.

Дубовицкая Т. Как определить профиль обучения школьников // Народное образование. – 2000. - №6.

Многопрофильное обучение требует тщательного исследования учащихся с целью оказания им помощи в выборе наиболее подходящих профилей обучения. В данной статье предлагается набор методик для отбора учащихся в профильные классы в соответствии с психофизиологическим, психологическим, социально-психологическим уровнями способностей.

Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. – 2002. - №6. - С. 75-81.

Сама идея профильности (уклона, углубленного изучения) благая и довольно давняя - нерационально “учить всех всему”, нужны хоть какая-то дифференциация и выращивание вариативного компонента содержания образования.

Автор задается вопросом: что такое профильные старшие классы? Профильное “что”: образование или обучение? Если обучение, то чему - профессии? Но какую профессию и кому может дать сегодняшняя школа при обнародованных в вариантах БУПов бюджетах учебных часов? Значит, все-таки образование. Тогда если профили определяются углублением школьных предметов, то им понятные и родные названия: физический, химический, математический, экономический, биологический...

Но даже если предметное углубление будет “правильным”, то есть ли гарантия, что углубленные знания будут способствовать осмысленному выбору каждым выпускником своего места в жизни и профессии? Гарантий таких нет, значит, профильное образование - что-то другое.

Во-первых, профильное образование вынуждено в этих условиях выполнять компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования, которое неадекватно требованиям рационального профессионального выбора молодыми людьми и сохраняет некоторую академическую заданность, выраженную в преподавании основ “наук”.

Общее школьное образование не дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов. В этих условиях продолжать увеличивать госбюджетные затраты на образование становится нерентабельным.

Во-вторых, у значительной части выпускников школы, вступающих на рынок труда, формируется запрос на новый тип образования, интегрирующий традиционное для нашей школы гимназическое образование с реальным, т.е. позволяющим если не получить профессию, то составить представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта. Весьма сложно по экономическим, социальным и педагогическим соображениям реализовать разделение пространства общего среднего образования на гимназическое и реальное созданием двух типов учебных заведений.

В-третьих, в профильном образовании должны быть обеспечены принципы вариативности и дифференциации общего среднего образования в пределах единого образовательного пространства. Сегодня это трудно ожидать в рамках эволюционных изменений содержания общего среднего образования, традиционного ориентированного на гимназическую модель.

В-четвертых, резко меняются требования к качеству трудовых ресурсов, диктуемые постиндустриальным (информационным) обществом в условиях современного цивилизационного развития.

В-пятых, профильное обучение должно преодолеть некоторую закрытость школы для общества и “школоцентризм”, развивая консолидацию ресурсов и усилий с другими учебными заведениями (МУК, колледжами, лицеями, вузами), а в перспективе даже с потенциальными потребителями будущих трудовых кадров. В какой-то мере может быть восстановлена практика шефства, что позволит снизить госбюджетные затраты за счет дополнительного инвестирования со стороны базовых предприятий и фирм, профессиональных учебных заведений как “платы за подготовку кадров”. Необходимо сообща обеспечивать профильные школы.

Преподавателями профильного образования в школы могут стать специалисты. Это поднимет результативность работы педагогических коллективов школ, поможет учителям увидеть перспективы их карьерного роста, повышения квалификации и востребованности.
Могут быть предложены всего два профиля: технический и нетехнический.

Нетехнический профиль ориентирован на профессиональную деятельность, связанный с созданием нематериальных ценностей, сферой услуг, и имеющий направления и специализации, например:


· гуманитарную - специалисты высокой квалификации для наукоемких отраслей практики и знаний (философия, лингвистика, история, культурология, филология, искусствоведение и др.);
· художественную - массовые профессии сферы культуры и спорта; массовые профессии художественной обработки материалов; массовые профессии дизайна предметного мира, рекламистики; специалисты высокой квалификации декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов; специалисты высокой квалификации в СМИ, искусстве, дизайне, индустрии развлечений, отдыха и досуга, туризме.

Так как профильные классы будут заметно отличаться по направленности (уклону), то возникает необходимость введения двух (как минимум) уровней преподавания основных школьных предметов: достаточно и продвинуто.

Разный уровень преподавания предполагает отбор содержания образования, реализуемый как программами, так и разными учебниками. Кроме того, можно встретить механический подход: продвинутый уровень - больше учебных часов, достаточный - меньше. Достаточный и продвинутый уровни могут также различаться по степени потенциальной подготовленности к вступительным экзаменам, в первую очередь в вузы (напрмер, достаточный уровень преподавания математики не служит гарантией успешной сдачи вступительных экзаменов на факультеты, где данный предмет профильный).

Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии. – 2002. - №4. - С. 79-91.

Одной из приоритетных задач “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” стала разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы.

Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи.

Профильное обучение - это система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение - особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

Профильный уровень обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Выбор учащимися профиля обучения - основа построения профильной школы. Для этого следует вводить в школах различные факультативные и элективные курсы (обязательные и по выбору), поскольку они способствуют развития интересов и профориентационных устремлений школьника.

Главной целью профильного обучения выступает обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.

Три подхода профильного обучения:
· направление образования (например, гуманитарное);
· образовательная область (например, филология);
· предмет труда (например, художественный профиль).

Условно можно выделить несколько моделей профильного обучения:
1. наличие в школе одного (максимум двух) профильных классов, созданных с учетом реальных возможностей школы и выявленных образовательных запросов старших школьников (и их родителей);
2. наличие нескольких профилей в одной школе;
3. профильное обучение в специализированных художественных, спортивных, музыкальных школах, которые имеют свои собственные учебные планы и в которых учащиеся получают раннюю профильную ориентацию и профессиональную подготовку в соответствии с выбором самоопределения и проявленными способностями;
4. предусматривает особенности обучения в сельских малокомплектных школах; в ее основе - набор общеобразовательных, факультативных и элективных курсов;
5. удовлетворение в различных регионах страны социально-экономической потребности в интеграции профильного обучения с начальным профессиональным обучением для заполнения рабочих мест, не требующих на старте трудовой деятельности специального профессионального образования.

В содержании профильного обучения выделяется три компонента:
· федеральный базовый инвариантный компонент (обеспечивающий подготовку к сдаче ЕГЭ);
· профильный вариативный компонент - обязательный для изучения (обеспечивающий к сдаче профильного ЕГЭ);
· элективный компонент, содержащий ряд модульных курсов, расширяющих базовые и профильные курсы и позволяющих выявить специфику деятельности и требования, предъявляемые к специалистам в различных сферах деятельности.

Элективные курсы обычно небольшие по количеству часов. Их содержание может выходить за рамки базовых и профильных курсов. Для оплаты труда преподавателей-специалистов обычно используются ставки педагогов дополнительного образования, оплата за ведения кружков, средства, выделяемые попечительским советом школ, и другие источники финансирования.

Профильное обучение должно предполагать существенное увеличение использование таких методов, как:
· самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации;
· обзорные и установочные лекции;
· лабораторные и лабораторно-практические работы;
· семинары, собеседования, коллоквиумы, дискуссии, творческие встречи и др.;
· учебные видеофильмы, электронные тексты, ресурсы Интернета;
· творческие конкурсы, публичные защиты проектов;
· проведение эвристических контрольных работ;
· использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения;
· экскурсии на предприятия, специализированные выставки;
· практики на оплачиваемых и учебных рабочих местах.

С.Н. Чистяков, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, О.В. Кузина, С.О. Кропивянская. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2002. - №1. - С. 101-108.

Авторы рассматривают вопросы необходимости профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы; выявляют цели и задачи профильного обучения учащихся в старших классах; рассматривают принципы профильного обучения старших школьников, а также содержание и методы профильного обучения.

Цели профильного обучения учащихся старших классов:
· поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школы к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования;
· усилить интеграцию предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы;
· реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений рынка труда и образования.

Для реализации этих целей организация профильного обучения должна строиться на следующих принципах:
· принцип региональности;
· принцип вариативности;
· принцип индивидуализации, который подразумевает свободу выбора учащимся типа профильного обучения, реальную возможность смены профиля на любом этапе, самостоятельное определение целей и задач профильного обучения с учетом своих возможностей, способностей, жизненных планов.

Важную роль в успешности профильного обучения играют различные условия организационного, педагогического, материального характера.

Во-первых, необходим мощный диагностический блок, предоставляющий школьникам возможность не только выяснить их отношение к тому или иному виду деятельности, но и осознать степень и потенциал своего развития. Профильное образование по своей сути должно быть личностно-ориентированным.

Во-вторых, практикоориентированной должна быть теория – без этого невозможна реализация концепции. Также необходимы льготы при поступлении на соответствующий профиль вуза, высокий уровень оснащения учебного процесса, необходимы учителя новой формации, отличающиеся новым профессиональным педагогическим мышлением.

Чтобы обеспечить профильное обучение целесообразно создать банк педагогических средств и методов, среди которых особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности.

Профильное обучение предполагает сокращение преподавания в классно-урочной системе. Доминирующее значение приобретают следующие методы:
· самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, а также иных источников информации;
· обзорные и установочные лекции;
· лабораторные и практические работы;
· семинары, собеседования, коллоквиумы, дискуссии;
· информационная поддержка самообразования с помощью электронных банков, сети Internet;
· проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов;
· проведение эвристических контрольных работ;
· использование рейтинговых оценок.

Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2002. - №2. - С. 84-86.

Концепция раскрывает цели и задачи художественного образования на современном этапе; знакомит с содержанием и основными методологическими принципами художественного образования; предлагает пути реализации концепции художественного образования.

Концепция определяет стратегические направления государственной политики в сфере художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.

Концепция трактуется как целостная система, в которой цели и задачи художественного образования, пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных положений и принципов.

Практическая реализация Концепции как основы для духовного возрождения России и укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования.

Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.

Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, социально-психологических, материально-технических и кадровых условий, например таких, как:
· взаимодействие органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;
· определение правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования;
· усиление роли образовательной области “Искусство” на всех ступенях общеобразовательной школы, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусства.

Егоров О. Изобразительное искусство в инновационной школе // Искусство в школе. - 2002. - №6. - С. 8-13.

Заместитель директора лицея г.Железнодорожный Московской области, кандидат филологических наук, знакомит с программой культ урологии, по которой лицей работает 10 лет.

Лицейское образование охватывает старшее звено (IX - X классы), где нет предмета изобразительное искусство, но действует долгосрочная культурно-образовательная экскурсионная программа. В ее рамках значительная часть лицеистов за время обучения совершает в учебно-ознакомительных целях поездки за рубеж и по России: посещает музеи, усадьбы, выставки, образовательные центры, участвует в международных олимпиадах и проектах. Результаты такого обучения оформляются в виде сочинений, творческих отчетов, фотовыставок. В ходе поездок учащиеся применяют на практике полученные знания, в том числе и по культурологии.

Программа включает в себя такие блоки как живопись, ваяние, зодчество, театр, искусствознание и др.

Образовательный стандарт по искусству // Искусство (Приложение к газете “Первое сентября”). - 2002. - №18. - С. 18-20.

Образовательный стандарт по искусству включает в себя обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников основной школы; базовый и профильный уровни, а также требования к уровню подготовки выпускников старшей школы.

Изучение искусства на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение определенных целей, в том числе на содействие самоопределния и выбору жизненного пути в сфере художественного творчества той части учащихся, которые получили начальную подготовку в классах углубленного изучения искусства и в системе дополнительного художественного и музыкального образования.

Предлагается содержание образования профильного уровня: общехудожественный и предпрофессиональный уровни.

Колякина В.И. Основные тенденции развития современного художественного образования // Эстетическое воспитание и художественное образование: проблемы и перспективы: Материалы областной научно-практической конференции (28-29 августа 2002 года). / Под ред. С.Г. Молчанова. – Челябинск, 2002. – Ч.1. – С. 18-23.

В статье поднят вопрос об актуальности проблемы разработки системы непрерывного художественного образования, которая должна объединить работу образовательных и культурных учреждений, тем самым обеспечить перевод культурных достижений и ценностей из элитарной узкой аудитории в широкое культурно-образовательное пространство, в котором формируется общественное эстетическое сознание.

Опираясь на опыт разработки современных программ по искусству, можно выделить ряд основных методологических и методических подходов:
1. гуманистический подход к разработке содержания программ и создания личностно-ориентированной методики ведения занятий по искусству с учетом возрастной психологии и индивидуальных особенностей детей;
2. региональный подход, позволяющий совершенствовать содержание предметов эстетического цикла на основе экологических и этнохудожественных особенностей региона, что способствует решению проблемы воспитания активной и социально-адаптированной личности;
3. интегративный подход к разработке комплексных тем в содержании программ по искусству с опорой на отечественную и мировую культуру и тематических блоков занятий по искусству, основанных на тесной взаимосвязи предметов гуманитарно-эстетического цикла;
4. полихудожественный подход, предполагающий взаимодействие и интеграцию искусств на занятиях предметов образовательной области «Искусство» и в условиях внеклассного эстетического воспитания детей;
5. культурно-просветительский подход, предполагающий взаимодействие образовательных и культурных учреждений при организации лекториев по искусству и культуре, искусствоведческих экскурсий и выставок детского и профессионального художественного творческтва.

Наиболее важным на сегодня автор считает регионализацию программ по искусству, предлагая подходы к изучению многонациональной культуры уральского региона.

Рыженкова Л.А. Развитие творческих способностей учащихся в подготовке к продолжению художественного образования // Совершенствование непрерывного художественно-педагогического образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (9-10 января 2002 года). – Магнитогорск, 2002. – С. 141-142.

В статье рассказывается об опыте работы новгородской средней школы №32 с углубленным художественно-эстетическим образованием и воспитанием. В школе существует четыре кабинета изобразительного искусства, хорошая материальная база, библиотека по искусству, музей детского творчества. В ходе учебного процесса предусмотрено деление классов при преподавании специализированных предметов в 1-11 классах (рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, дизайн, художественное конструирование, керамика).

Герасев В.А. Концепция школьного непрерывного дизайн-образования // Совершенствование непрерывного художественно-педагогического образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (9-10 января 2002 года). – Магнитогорск, 2002. – С. 127-12.

В статье поднята проблема дизайнерского образования в условиях общеобразовательной школы. Автором предлагается опыт дизайн-школы №63 г. Магнитогорска. Концепция дизайн-образования школы заключается в осуществлении непрерывной интегративной связи предметов ИЗО, Технология и Дизайн на всем протяжении обучения учащихся, т.е. с 1 по 11 классы:

I этап – начальное звено (1-4 классы);
II этап – среднее звено (5-7 классы);
III этап – старшее звено 1 уровня (8-9 классы);
IV этап – старшее звено 2 уровня (10-11 классы).


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации