Художественное образование в условиях профильного обучения
(понятийный словарь)
Выполнила: И.Л. Морозкина
Дата выполнения: 10.11.2003

Государственный образовательный стандарт - государственный документ, определяющий в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Образовательная программа – документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. Образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). О.п. направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы профессиональных образовательных программ. К О.п. относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.

Учебная программа – это государственный документ, в котором определены содержание учебного предмета, система и объем знаний, умений и навыков для каждого года обучения, порядок и последовательность изучения данного учебного предмета.

Национально-региональный компонент содержания образования - обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т.п.).

Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшеговозраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. Современная концепция Д.о. в общеобразовательном учреждении предусматривает профилированное обучение старшеклассников, курсы по выбору и факультативы.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И.о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. средствами И.о могут выступать индивидуальные и групповые задания.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. В психологии проблема И. ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств перцептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей. Их конкретное сочетание создает целостную структуру переживающего и действующего индивида. Термин «И.» употребляется также как синоним термина «индивид» для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.

Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития. П.м. «присутствует» на всех этапах педагогического мониторинга.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Допрофессиональная подготовка – общетрудовая подготовка политехнического и профориентационного характера учащихся общеобразовательных школ; базовый компонент последующего профессионального обучения Д.п. носит интегративный характер и осуществляется в процессе всех основных видов познавательной и созидательной деятельности учащихся.

Профильное обучение - это система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение - особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

Главная цель профильного обучения - обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.

Основные задачи профильного обучения:

· обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

· создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

· способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

· расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Базовые общеобразовательные предметы – являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения: математика, история, русский и иностранный языки, физическая культура, интегрированные курсы обществознания (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных курсов).

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения и являющиеся обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Три компонента профильного обучения:

·федеральный базовый инвариантный компонент (обеспечивающий подготовку к сдаче ЕГЭ);

·профильный вариативный компонент - обязательный для изучения (обеспечивающий к сдаче профильного ЕГЭ);

·элективный компонент, содержащий ряд модульных курсов, расширяющих базовые и профильные курсы и позволяющих выявить специфику деятельности и требования, предъявляемые к специалистам в различных сферах деятельности.

Принципы организации профильного обучения:

· принцип региональности;

· принцип вариативности;

· принцип индивидуализации, который подразумевает свободу выбора учащимся типа профильного обучения, реальную возможность смены профиля на любом этапе, самостоятельное определение целей и задач профильного обучения с учетом своих возможностей, способностей, жизненных планов.

Профессиональная ориентация – обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Допрофессиональная подготовка – общетрудовая подготовка политехнического и профориентационного характера учащихся общеобразовательных школ; базовый компонент последующего профессионального обучения Д.п. носит интегративный характер и осуществляется в процессе всех основных видов познавательной и созидательной деятельности учащихся.

Профессиональная подготовка – имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. П.п. не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. П. п. может быть получена в образовательном учреждении начального профессионального образования (НПО) и других учебных заведениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующую лицензию.

Нетехнический профиль ориентирован на профессиональную деятельность, связанный с созданием нематериальных ценностей, сферой услуг, и имеющий направления и специализации, например:

гуманитарную - специалисты высокой квалификации для наукоемких отраслей практики и знаний (философия, лингвистика, история, культурология, филология, искусствоведение и др.);

художественную - массовые профессии сферы культуры и спорта; массовые профессии художественной обработки материалов; массовые профессии дизайна предметного мира, рекламистики; специалисты высокой квалификации декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов; специалисты высокой квалификации в СМИ, искусстве, дизайне, индустрии развлечений, отдыха и досуга, туризме.

Гуманитаризация образования - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых.

Гуманизация образования – философская и социально-политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Согласно ей, содержание образования должно обеспечить свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества. Идея гуманизации распространяется также на формы и методы обучения, на всю совокупность условий, в которых оно протекает.

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Целями художественного образования на современном этапе являются:

· обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

· повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

· сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.

Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование.

Образовательный стандарт по искусству включает в себя обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников основной школы; базовый и профильный уровни, а также требования к уровню подготовки выпускников старшей школы.

Искусство – вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

Изобразительное искусство – группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. К изобразительному искусству относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство и в значительной мере декоративно-прикладное искусство, часто обращающееся к изобразительной форме, которая, однако, не является для него обязательной.

Эстетическая грамотность – овладение формами и категориями образно-эмоционального мышления, знание и понимание языка художественной культуры, умение пользоваться им при описании и объяснении эстетических феноменов. Способность воспринимать, комбинировать и создавать художественные образы.

Эстетическое воспитание – один из видов воспитания личности, цель которого – формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности не только личностей, но через них – и коллективов.

Вкус эстетический – способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора).

Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами. Творчество при доминировании в процессе мышления проявляется как воображение…

Творчество художественное – создание новых эстетических ценностей.

Основные методологические и методические подходы художественного образования:

1.гуманистический подход к разработке содержания программ и создания личностно-ориентированной методики ведения занятий по искусству с учетом возрастной психологии и индивидуальных особенностей детей;

2.региональный подход, позволяющий совершенствовать содержание предметов эстетического цикла на основе экологических и этнохудожественных особенностей региона, что способствует решению проблемы воспитания активной и социально-адаптированной личности;

3.интегративный подход к разработке комплексных тем в содержании программ по искусству с опорой на отечественную и мировую культуру и тематических блоков занятий по искусству, основанных на тесной взаимосвязи предметов гуманитарно-эстетического цикла;

4.полихудожественный подход, предполагающий взаимодействие и интеграцию искусств на занятиях предметов образовательной области «Искусство» и в условиях внеклассного эстетического воспитания детей;

5.культурно-просветительский подход, предполагающий взаимодействие образовательных и культурных учреждений при организации лекториев по искусству и культуре, искусствоведческих экскурсий и выставок детского и профессионального художественного творчества.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». – М.: Изд-во «Ось-89», 2000.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – 2-е изд. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002.

3. Колякина В.И. Основные тенденции развития современного художественного образования // Эстетическое воспитание и художественное образование: проблемы и перспективы: Материалы областной научно-практической конференции (28-29 августа 2002 года). / Под ред. С.Г. Молчанова. – Челябинск: ЧИДПОПР, 2002. – Ч.1.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение от 29 декабря 2001г. №1756-р).

5. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии. – 2002. - №4.

6. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2002. - №2.

7. Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. – 2002. - №6.

8. Образовательный стандарт по искусству // Искусство (Приложение к газете “Первое сентября”). - 2002. - №18.

9. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. – Санкт-Петербург, Воронеж, 1995.

10. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.

11. Чистяков С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О.. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2002. - №1.

12. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: Совершенство, 1998.

13. Эстетика: Словарь /Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации