Основы дизайна и компьютерной графики.
обобщение опыта работы
Найко Татьяны Николаевны
Для педагогов ИЗО общеобразовательных учреждений, педколледжей, педучилищ, художественных школ, учреждений дополнительного образования

Выполнила: Морозкина И.Л.
Дата выполнения: 21.11.03

I. Сведения об учителе

Найко Татьяна Николаевна – учитель изобразительного искусства и художественного труда высшей категории НОУ «ОР АВНЕР» г.Оренбурга. стаж работы по данному предмету – 11 лет.

Вместе с педагогическим коллективом школы Т.Н. Найко работает над проблемой «Дифференцированный подход в обучении учащихся на основе их профориентационных планов». Исследование данной проблемы дает ключ к анализу и конструированию моделей программ, направленных на решение следующих задач:

1) Развитие личности в условиях вариативного обучения.

2) Формирование личности школьника, готовой к самостоятельной жизнедеятельности в различных сферах - производственной, духовной, семейной, научной, способной найти свое место в жизни, полностью реализовать свои способности, будучи востребованной обществом.

Работа над проблемой послужила Т.Н. Найко основанием для разработки и реализации программы спецкурса «Основы дизайна и компьютерной графики», направленного на развитие информационно-графической графики».

II. Теоретическое обоснование опыта

Предметно-пространственное окружение человека-это природа, произведения искусства, предметы быта, - люди в окружении вещей. Человека во многом формирует и воспитывает среда. Предметно-архитектурное пространство, в котором человек учится, работает, живет, отдыхает, а также природное окружение играют здесь важную роль, так как полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением, где развертывается деятельность людей.

Программа курса построена таким образом, чтобы у школьников сложились представления о специфике дизайна и его роли в жизни, об источниках развития искусства, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства, природной среды. Особенностью курса является проникновение в суть предмета, его изначальную важность, воспитание способности видеть в природе прекрасное и переносить его в свое творчество. Другими словами, развитие способности создавать предметы, интерьер, соответствующие конкретному человеку, определенной среде.

Курс «Основы дизайна и компьютерной графики» направлен на развитие информационно-графической культуры учащихся.

Реализация этой концепции требует учета следующих положений:

1.Основой курса является обучение школьников теоретическим и практическим основам дизайна и компьютерной графики. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.

2.Графическое компьютерное проектирование физически существующих объектов неотделимо от развития мышления школьников.

3.Обучение основам дизайна и компьютерной графики базируется на принципах востребованности знаний и связи с жизнью.

Программа ставит целью научить школьников в режиме диалога с ПЭВМ создавать объемные и плоские изображения различных объектов, а также применять приобретенные знания при решении творческих задач, связанных с созданием новых изделий.

В процессе обучения основам дизайна и компьютерной графики ставятся следующие задачи:

- рассмотреть основные возможности наиболее популярных графических программ;

- научить учащихся создавать собственные изображения, используя главные инструменты этих программ;

- развить все виды мышления (в особенности творческое мышление);

- посредством изучения теоретических, практических основ дизайна и компьютерной графики, развить информационно-графическую культуру учащихся.

III. Технологические процедуры в границах данного опыта

Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. С развитием современных цифровых технологий и увеличением их роли в сферах творческого и интеллектуального труда появляются новые профессии, основанные на прикладном использовании этих технологий на производстве. На современном рынке молодых специалистов существует большой спрос на специалистов по компьютерной графике со стороны производственных предприятий. Современный мир не мыслим без компьютерной обработки графической информации, это необходимо не только профессионалам. Сегодня работа с графикой на компьютере все больше становится элементом компьютерной грамотности и скрывается за фразой «Требуется умение работать на ПК» во многих объявлениях о приеме на работу.

Принципиальное значение для данного исследования имеет определение сущности информационно-графической культуры. Категория «информационно-графическая культура» есть интегрирующее понятие, включающее такие компоненты как «знания и умения в области информационных технологий» и «художественно-творческая деятельность».

Исходным моментом в понимании развития информационно-графической культуры выступает представление о том, что художественно-творческая деятельность есть важнейшая область духовной жизни человека. Понятие «информационно-графическая культура» характеризует более высокую степень развития личности.

Анализ психолого-педагогической литературы, собственный опыт подтверждают, что владение информационно-графической культурой удовлетворяет субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии. Вероятность успешного развития информационно-графической культуры зависит от личного стремления (целенаправленности) конкретного человека в полной мере реализовать свои возможности и способности. В исследовании информационно-графической культуры, как процесса развития личности, опираясь на анализ теоретических источников (Л. С. Выготский, В.П. Молочков), мы рассматриваем это развитие как сложный процесс движения от простого к сложному.

В основу исследования положено утверждение, согласно которому информационно-графическая культура не есть изначально данное и неизменное образование, информационно-графическая культура есть объективный процесс – часть общего процесса развития личности.

Исследование проводилось на базе негосударственного общеобразовательного учреждения - школы «ОР АВНЕР» города Оренбурга.

Исследования проводились в три этапа с 2000 по 2003 гг.

На первом этапе (2000-2001 гг.) изучалась и анализировалась литература (философская, психолого-педагогическая, методическая) по проблемам личности, творческой учебно-познавательной деятельности, художественной и информационно-графической культуры, художественной педагогики; определялась методология и методика; собран материал, характеризующий уровень информационно – графической культуры учащихся; изучался опыт работы учителей школ регионов России; проводилось длительное включенное наблюдение за развитием творческих способностей, навыков и умений в учебной и внеурочной деятельности. Это позволило сформулировать общую гипотезу, наметить программу её экспериментальной проверки.

На втором этапе (2001-2002 гг.) проведено теоретическое обоснование предмета исследования, осуществлен констатирующий эксперимент. Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебно-воспитательного процесса школы. Проанализирован, систематизирован и обобщен материал формирующего эксперимента, уточнена рабочая гипотеза.

На третьем этапе (2002-2003гг.) проведена апробация результатов, выводов исследования; сформулированы и внедрены в практику педагогические условия развития информационно-графической культуры старшеклассника. Осуществлено литературное и графическое оформление исследования.

IV. Методический инструментарий учителя

Специфика учебно-воспитательного процесса, инновационность учебно-познавательной деятельности заключается в особом, творчески направленном характере контингента учащихся, что определило возможность реализации программы экспериментальной деятельности. В опытно-экспериментальную работу были включены учащиеся 9, 10, 11 классов, выбравшие спецкурс на основе своих профессиональных планов.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед старшим школьником возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути. Выбор профессии становится психологическим центром развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. В старшем школьном возрасте устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами.

При изучении практической части компьютерной графики тема урока определяется приобретаемыми навыками.

На каждом уроке материал излагается следующим образом:

1.Что будем делать (введение новых понятий и методов работы с ними)

2.Как будем делать (выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ её достижения).

3.Контрольные вопросы и упражнения для самостоятельного выполнения.

Как показал опыт, урок проходит достаточно эффективно, если его продолжительность составляет три академических часа. Дело в том, что в конце каждого практического занятия учащийся должен получить результат, например, какой-нибудь рисунок, а это требует времени. Если все-таки на урок отводится минимум времени, то нужно подбирать более простые упражнения или завершать работу над рисунком во внеучебное время. В зависимости от темы и уровня подготовки учащихся, в течение одного урока можно рассмотреть не одну, а две-три темы.

На уроках компьютерной графики посредством дизайн–деятельности учащиеся решают разноплановые задачи, что целенаправленно развивает у них образное, логическое, техническое и эвристическое мышление, успешно формируются аналитические и созидательные компоненты творческого мышления.

Мотивация познавательной активности обучающихся инициируется через практическую направленность использования получаемых знаний, умений и навыков. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание моделировало элементы деятельности специалистов, а графические работы имели прототипами реально существующие объекты. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей с черчением, трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.

Контроль и проверка уровня понимания учащимися теоретических вопросов осуществляется при анализе практических и творческих работ учащихся, где наглядно отслеживается степень и качество усвоения материала. Данный вид контроля дает информацию о пробелах в пройденной теоретической части курса у каждого учащегося, что помогает в планировании восполнения знаний и оказании помощи при их усвоении. Проверка знаний основных понятий и принципов дизайна, компьютерной графики может быть представлена также в форме опроса, мини сочинений и т.п.

V. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

В ходе исследования выявлены и подтверждены следующие критерии развития информационно-графической культуры учащихся старших классов: мотивационная готовность к художественно-творческой деятельности; возможность творческого решения поставленных задач средствами компьютерной графики. На основе данных критериев выявлены следующие уровни развития информационно-графической культуры старшеклассника: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень представлен слабым продуктивным творческим характером, неглубокими знаниями информационно-графических технологий.

Средний уровень указывает на продуктивный творческий характер деятельности. Данный уровень характеризуется достаточной ориентацией в среде прикладных графических программ.

Высокий уровень показывает продуктивный творческий характер деятельности, самостоятельный поиск новых оригинальных решений поставленных творческих задач, посредством знаний и умений в области компьютерной графики.

На основе анализа критериев развития информационно-графической культуры учащихся определены внешние (объективные) и внутренние (субъективные) педагогические условия развития информационно-графической культуры. К субъективным условиям мы относим: познавательную потребность к художественному творчеству в среде информационных графических программ; создание эмоционально-ценностной установки на художественно-творческую деятельность. Объективные условия: учет возрастных особенностей учащихся; диалогическое взаимодействие, сотворчество учителя и учащихся; решение художественных задач в ситуациях творческого поиска.

Опытно-экспериментальная работа была нацелена на проверку эффективности предлагаемых нами педагогических условий развития информационно-графической культуры будущего выпускника.

Внутренние (субъективные) условия проверялись преимущественно на диагностическом и прогностическом этапах в ходе создания установки на развитие информационно-графической культуры, выявления актуальности проблемы, диагностики и анализа потребностей и возможностей учащихся.

Внешние (объективные) условия проверялись на деятельностно-оценочном, диагностико-корректировочном этапах в ходе разработки, реализации системы творческих заданий и упражнений, изучения динамики развития информационно-графической культуры.

Исследование развития информационно-графической культуры учащихся старших классов осуществлялось соответственно на диагностическом, организационно-практическом, деятельностно-оценочном этапах эксперементальной работы.

На диагностическом этапе проведены диагностика и анализ первоночального уровня информационно-графической культуры учащихся, создана психологическая обстановка, способствущая включению учащихся в художественно-творческую деятельность, разработана обучающая программа на основе практических творческих заданий и упражнений.

Исходный уровень развития информационно-графической культуры определялся совокупностью диагностических методик. Уровень художественно-творческой активности и самостоятельности определялся методом экспертной оценки работ учащихся, выполненных на практических занятиях по компьютерной графике.

На организационно-практическом этапе исследования организована учебная деятельность по развитию информационно-графической культуры учащихся: произведены выбор и дифференциация дидактического материала; создана личностная установка на овладение сущностью информационно-графической культуры; обеспечена личностная включенность каждого учащегося в художественно-творческий процесс на основе актуализации смыслов и целей, адекватных формирующей деятельности; изучалась динамика информационно-графической культуры.

В качестве обучающего материала использовались задания, постепенно усложняющиеся от репродуктивных к творческим.

Основная цель деятельностно-оценочного этапа заключалась во включении учащихся в самостоятельную художественно-творческую деятельность по развитию информационно-графической культуры. Этому способствовала следующая последовательность действий: апробирование системы заданий и упражнений с последующим анализом и оценкой; контроль уровня развития информационно0графической культуры учащихся.

Анализ полученных результатов на начальном и завершающем этапах эксперимента показал позитивную динамику в создании личностной установки учащихся на овладение информационно – графической культурой.

VI. Культура освоения новой технологии обучения

Формирующий эксперимент проходил в естественных условиях учебно-воспитательного процесса школы, что позволило оптимально реализовать модель развития информационно-графической культуры учащихся старших классов.

Опытная работа подтвердила, что уровень развития информационно-графической культуры учащихся повысился. Это свидетельствует об эффективности проведенной работы.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1.Информационно-графическая культура – это интегрирующее понятие, включающее такие определения как «знания и умения в области информационных технологий» и «художественно- творческая деятельность».

2.Развитие информационно-графической культуры учащихся старших классов обеспечивается в ходе диагностического, прогностического, деятельно-оценочного этапов.

3.Критериями развития информационно-графической культуры учащихся старших классов являются: мотивационная готовность к художественно-творческой деятельности; возможность творческого решения поставленных задач средствами компьютерной графики.

4.Успешность развития информационно-графической культуры учащихся старших классов обеспечивается совокупностью внешних и внутренних условий.

Перспективами дальнейших исследований могут стать проблемы дифференцированного подхода к содержанию художественного образования.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации