О введении безотметочного обучения
по физической культуре, изобразительному искусству, музыке
Выполнила: Морозкина И.Л.
Дата: 10.11.2003

Реализация Концепции модернизации российского образования, а также Концепции художественного образования в Российской Федерации является основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности. Исходя из этого, одной из целей художественного образования на современном этапе является сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства. Художественное образование призвано, прежде всего, обеспечить:

· формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

· приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

· формирование и развитие этических принципов и идеалов личности и общества.

Однако осуществление вышеперечисленных целей и задач связано с необходимостью пересмотреть систему оценивания по предметам художественно-эстетического цикла. Далеко не все учащиеся общеобразовательных школ положительно настроены к предметам художественно-эстетического цикла. К таким учащимся относятся в первую очередь дети, не имеющие художественных способностей и дарований. Трудно развить творчество и воображение, сформировать систему эстетических знаний, а также предпосылки к собственной художественной деятельности, оценивая работы детей удовлетворительно или неудовлетворительно. Одновременно, можно снизить результативность одаренных детей, если оценивать их работы постоянно на «отлично».

Решение данной проблемы Министерство образования видит во введении безотметочного обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

Учителям художественно-эстетического цикла области предлагается информационное письмо Министерства образования «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке».

УМК художественного образования Оренбургского областного ИПКРО рекомендует изучить информационное письмо, рассмотреть вопрос изменения системы оценивания по предметам художественно-эстетического цикла на заседаниях методических объединений, педагогических советах общеобразовательных учреждений и при положительном результате обсуждения ввести данную систему работы в общеобразовательные школы области. В экспериментальных общеобразовательных школах области УМК художественного образования ООИПКРО настоятельно рекомендует апробировать данную систему безотметочного обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

Информационное письмо

Министерства образования

от 03.10.2003 № 13-51-237/13

О введении безотметочного обучения

по физической культуре, изобразительному искусству, музыке

Министерство образования Российской Федерации в целях реализации Концепции модернизации российского образования, осуществления гуманистических подходов к обучению и воспитанию учащихся предлагает изменить систему оценивания на уроках физической культуры, изобразительного искусства, музыки. Эти предметы требуют наличия природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся, отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства.

Министерство образования рекомендует использовать при обучении физической культуре, изобразительному искусству, музыке безотметочное оценивание по зачётной системе с последующим внесением записи «зачтено»/«незачтено» по результатам обучения в школьную документацию (журналы, личные дела и т.д.), и «зачтено» - в документы государственного образца (аттестаты). Отсутствие количественной отметки в аттестате не влияет на награждение золотой и серебряной медалью за курс средней (полной) школы и на поступление в высшие учебные заведения.

В тех общеобразовательных учреждениях, где физическая культура, изобразительное искусство, музыка являются профильными предметами, рекомендуется сохранить традиционную систему оценивания.

Целесообразно вводить эту систему работы в общеобразовательных учреждениях по решению педагогического совета, совета общеобразовательного учреждения.

Следует широко рассмотреть вопрос изменения системы оценивания по данным предметам на заседаниях методических объединений, в учреждениях повышения квалификации работников образования.

Минобразование России организует апробацию этой системы в общеобразовательных учреждениях, участвующих в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В ходе проведения эксперимента планируется провести мониторинг безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке.

По результатам исследований и анализа предложений органов управления образованием и общеобразовательных учреждений будут подготовлены и направлены рекомендации для использования безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке в массовой практике.

В.А.Болотов

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации