Примерные диагностические материалы для учителей ИЗО,
претендующих на присвоение категории

Выполнила: И.Л. Морозкина, зав. УМК ИЗО и МХК
Дата выполнения: 27.10.2003

Данные материалы помогут учителям изобразительного искусства, претендующим на вторую, первую и высшую категории, объективно оценить свои профессиональные возможности, знания по основным вопросам теории и методики предмета и скорректировать уровень своих притязаний перед выходом на аттестационные испытания.

Часть 1

Ответьте на предложенные вопросы.

1.                 Какое образование Вы имеете на данный момент:

1.                высшее специальное образование

2.                незаконченное высшее специальное образование

3.                среднее специальное образование

4.                специального образования нет

 

2.                 Какой стаж работы Вы имеете на данный момент:

1.                более пяти лет

2.                менее пяти лет

3.                еще не имею

 

3.                 Исходя из полученного образования и стажа работы в школе, считаете ли Вы себя в области преподавания изобразительного искусства:

1.                специалистом

2.                неспециалистом

 

4.                 По какой программе Вы работаете:

1.                под ред. В.С. Кузина

2.                под ред. Б.М. Неменского

3.                под ред. Т.Я. Шпикаловой

4.                другая

 

5.                 Каким учебником Вы пользуетесь в своей работе:

1.                В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной

2.                Е.И. Коротеевой, Л.А. Неменской и др. (под ред. Б.М. Неменского)

3.                Т.Я. Шпикаловой

4.                другими

 

6.                 Знаете ли Вы основные направления модернизации российского образования? Как Вы их реализовываете в своей практике?

 

7.                 Каковы основные цели профильного обучения, предложенные в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»?

 

8.                 Программы каких элективных курсов по изобразительному искусству Вы можете предложить? Используете ли Вы их в своей практике?

 

9.                 Какими нормативными документами Вы пользуетесь при организации образовательного процесса?

 

10.                 Какие контрольно-измерительные материалы Вы используете при диагностике учебных и личностных достижений учащихся?

 

11.             Какие современные технологии, формы и методы обучения Вы используете в преподавании изобразительного искусства?

 

12.             Назовите формы работы с одаренными детьми, которые Вы используете в своей работе.

 

13.             Сформулируйте научный аппарат педагогического исследования по выбранной Вами проблеме.

 

Часть 2

В начале курсовой подготовки все учителя, претендующие на присвоение категории, проходят входную диагностику.

Назначение входной диагностики:

1) получение информации, позволяющей дифференцировать слушателей курсов по уровню владения профессионально значимыми качествами (с целью определения обоснованности претензий на заявленную категорию);

2) получение информации, позволяющей скорректировать методику проведения занятий с учетом интересов и потребностей слушателей;

3) получение информации, позволяющей слушателям провести самодиагностику уровня профессиональной компетентности.

Содержание входной диагностики:

Первый блок - часть А – представляет собой набор тестов с выбором вариантов ответов по содержанию предмета “Изобразительное искусство”. К каждому заданию дается 4 ответа, из которых только один правильный.

Вопросы распределятся по следующему принципу:

·                     Базовый уровень;

·                     Повышенный уровень.

Базовый уровень включает задания, изучаемые на уроках ИЗО с 1 по 8 классы по всем видам типовых программ по изобразительному искусству.

Повышенный уровень включает задания, изучаемые по программе Б.М. Неменского, предлагаемого в региональный учебно-методический комплект, и задания, входящие в образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования по специальности “Изобразительное искусство”.

Второй блок - часть В - состоит из заданий по методике обучения изобразительному искусству. Ответы к данным заданиям формулируются самостоятельно в виде краткого изложения (одно – два слова).

Базовый уровень включает задания, связанные со знанием программ и учебников по изобразительному искусству.

Повышенный уровень включает задания, проверяющие знание педагогики и методики обучения изобразительному искусству.

Третий блок - часть С - представляет собой практическую работу, на которую потребуется примерно 80 минут (1 пара). Это задание выполняется на отдельном листе ватмана размером А3 и проверяет наличие художественных умений и навыков.

Основные показатели части С:

·                     Владение живописными художественными материалами и техникой работы этими материалами в зависимости от замысла композиции;

·                     Способность динамично и выразительно передавать различными художественными средствами свое отношение к изображаемому;

·                     Свободное применение в рисунке законов композиции;

·                     Владение законами цветоведения;

·                     Применение в композиции законов линейной и воздушной перспективы.

·                     Оригинальность композиционного замысла.

Художественные материалы и принадлежности слушатели приносят свои.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации