Формы и содержание
курсов повышения квалификации учителей ИЗО и МХК, руководителей изокружков

Представила: Морозкина И.Л., зав. УМК ИЗО
Дата: 19.09.2003

1.  Курсы базового повышения квалификации совместно с аттестацией на вторую, первую и высшую категории педагогов ИЗО и МХК

Категории специалистов: учителя ИЗО и МХК общеобразовательных школ, руководители изостудий учреждений дошкольного и дополнительного образования.

Программа: «Изобразительное искусство», «Методика изобразительного искусства».

Основные направления курса «Изобразительное искусство»:

·    Основы теории изобразительной грамоты.

·    Общие сведения о перспективе.

·    Рисунок как средство графического решения изображения на плоскости.

·    Живопись как вид изобразительного искусства.

·    Основы композиции.

·    Художественно-выразительные средства скульптуры. Пластическая анатомия.

·    Основы декоративно-прикладного искусства.

·    Художественное оформление в школе.

·    Компьютерная графика.

Основные направления курса «Методика обучения изобразительному искусству»:

·    Критерии оценки профессиональной компетентности учителя ИЗО.

·    Цели, задачи и содержание занятий по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

·    Учитель как организатор и руководитель учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству.

·    Методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству и художественной деятельности.

·    Основные направления преподавания изобразительного искусства в условиях модернизации образования.

·    Развитие художественно-творческой активности учащихся на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности.

·    Диагностика учебных и личностных достижений учащихся.


2.   Проблемные курсы

Проблема: «Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства».

Категории специалистов: учителя ИЗО общеобразовательных школ, руководители изостудий учреждений дошкольного и дополнительного образования.

Программа: «Изобразительное искусство», «Теория и методика обучения изобразительному искусству».

Основные направления курса «Изобразительное искусство»:

Инвариантная часть:

·                     Рисунок.

·                     Рисование с натуры предметов быта.

·                     Наброски и зарисовки фигуры человека.

·                     Живопись.

·                     Живопись простых и сложных предметов быта.

·                     Композиция.

·                     Композиция пейзажа.

·                     Сюжетная композиция.

Вариативная часть:

·                     Художественное оформление в школе.

·                     Компьютерная графика.

Основные направления курса «Теория и методика обучения изобразительному искусству»:

Инвариантная часть:

·                     Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству.

·                     Состояние преподавания рисования – изобразительного искусства в советской школе (20-80-е годы XX века).

·                     Российская школа и художественное образование в новой социально-экономической ситуации.

·                     Создание условий для проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.

·                     Критерии оценки знаний и умений школьников в области изобразительного искусства.

·                     Кабинет изобразительного искусства (оборудование, оформление, материально-техническая база).

·                     Методика проведения занятий по изобразительному искусству.

·                     Специфические формы организации занятий изобразительным искусством.

·                     Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

Вариативная часть:

a) «Проблемы реализации учителем изобразительного искусства технологического подхода к уроку».

·                     Общие положения дидактики. Технология педагогического труда.

·                     Проектирование урока учителем изобразительного искусства как методическая проблема.

·                     Реализация педагогом технологий, обеспечивающих развитие личности учащегося.

·                     Продуктивность деятельности педагога как результат реализации педагогической технологии.

b) «Актуальные проблемы развития культуры в контексте обновления содержания образования».

·                     Предмет культурологии и ее проблематика. Основные культурологические концепции.

·                     Культура и цивилизация. Россия как цивилизация.

·                     Проблема субъекта культуры и ее социальная дифференциация. Массовая и элитарная культура.

·                     Актуальные проблемы развития культуры в контексте обновления содержания образования (коллоквиум).


3.   Проблемные курсы-стажировка

Проблема: «Основы изобразительной грамоты (теоретический курс с практикумом)».

Категория специалистов: учителя ИЗО (молодые специалисты и неспециалисты), учителя начальных классов, руководители изостудий учреждений дошкольного и дополнительного образования.

Основные направления теоретического курса:

·                     Художественное образование в новой социально-экономической ситуации.

·                     Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях.

·                     Основные законы, приемы и правила композиции в изобразительном творчестве детей.

·                     Аналитическое рисование с натуры, по памяти и по представлению.

·                     Изобразительные материалы и техники на уроках тематического рисования.

·                     Изучение народного и декоративно-прикладного искусства на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности.

·                     Организация коллективной деятельности на уроках конструирования.

·                     Художественно-выразительные средства скульптуры.

Основные направления практического курса:

·                     Объемно-конструктивное решение в рисунке простых и сложных объектов. Понятие тональных отношений.

·                     Пластическая характеристика изображаемых предметов натюрморта.

·                     Линейная фронтальная и угловая перспектива в изображении интерьера.

·                     Наброски и зарисовки человека в простых и сложных ракурсах.

·                     Рисование по памяти и по представлению животных, птиц, насекомых.

·                     Использование законов цветоведения в композиции натюрморта.

·                     Закономерности воздушной перспективы в пейзажной живописи.

·                     Живописные упражнения по изображению фигуры человека.

·                     Использование правил композиции в сюжетной картине.

·                     Архитектурная композиция. Дизайн интерьера и экстерьера.

·                     Композиция художественных росписей на примере Городца и Жостова.

·                     Гончарное искусство и народные промыслы: Гжель.

·                     Декоративно-прикладное искусство Оренбуржья.

·                     Способы формообразования в технике «Бумажная пластика».

·                     Лепка рельефа пряника.

·                     Объемная скульптура. Лепка животного по памяти и по представлению.


4.    Стажировка

Проблема: «Практический курс по методике преподавания ИЗО в школе».

Категория специалистов: учителя ИЗО (молодые специалисты и неспециалисты), учителя начальных классов, руководители изостудий учреждений дошкольного и дополнительного образования.

Основные направления курса:

·                     Методика ведения уроков изобразительного искусства. Виды уроков ИЗО.

·                     Современные методы и приемы приобщения детей к искусству.

·                     Изобразительные материалы и техники на уроках ИЗО.

·                     Приемы педагогической драматизации на уроках ИЗО.

·                     Дидактические игры на уроках ИЗО.

·                     Методика организации коллективной деятельности на уроках ИЗО.

·                     Взаимосвязь искусств на уроках ИЗО.

·                     Методики изучения детского изобразительного творчества. Критерии оценки детского рисунка.


5.   Элективные курсы (в рамках КБПК и проблемных курсов)

Проблема: «Ресурсы изобразительного искусства в условиях предпрофильного образования».

Категории специалистов: учителя ИЗО и МХК общеобразовательных школ, руководители изостудий учреждений дошкольного и дополнительного образования.

Основные направления курса:

·                     Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования.

·                     Образовательный стандарт по искусству в условиях профильного обучения.

·                     Система непрерывности и преемственности различных уровней художественного образования.

·                     Структура и содержание программ по ИЗО для школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла.

·                     Кооперация системы учреждений художественного образования.

·                     Интегрированный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных предметных областей.

·                     Реализация вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося.

·                     Внедрение личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям учащихся.


Учебные программы курсов направлены на формирование методической грамотности и повышение методической компетентности работников изобразительного искусства; на совершенствование методического обеспечения педагогической деятельности в области ИЗО; на определение уровня профессиональной компетентности учителем, осознание результативности своей деятельности, умение прогнозировать учебно-методический процесс.

Задача программ состоит в том, чтобы:

· развивать знания и умения учителя в области научной работы; в области философии, педагогики, психологии; в особенности по решению проблемных вопросов, анализу, синтезу, определению и обобщению;

· включить приобретенные учителем знания и умения в уже существующую систему знаний и умений; углубить и закрепить сложившиеся убеждения; решить в коллективной беседе те вопросы и проблемы, которые не могут быть решены самостоятельно;

· анализировать и обобщать собственный опыт и опыт коллег; использовать его на практике, развивая самостоятельность и творчество;

· научить учителя излагать перед коллективом и защищать свою точку зрения; критически воспринимать мнения и опыт коллег; развивать свои способности к аргументации, умения обосновывать, доказывать.

Программы помогут учителям осмыслить собственную методическую деятельность, создать основу для разработки своих учебно-методических материалов, способствовать формированию личности педагога, определить единые научно-методические подходы к изучению предмета. Особое внимание в программах уделяется обогащению педагога методическим и педагогическим инструментарием, развитию его творческого потенциала, изучению и обобщению передового педагогического опыта.

Методическая сторона реализации образовательных программ включает:

·                     информационную работу со слушателями (лекции, практические занятия и т.д.);

·                     самостоятельную работу слушателей;

·                     осуществление межпредметных связей в художественном образовании и воспитании учащихся.

Обучение на курсах строится по логически завершенным тематическим блокам. Раздел программ «Изобразительное искусство» посвящен теоретическим знаниям и практическим навыкам основ изобразительной грамоты. На практических занятиях учителя повышают свое мастерство в работе материалами и техниками, применяемыми на уроках ИЗО, через основные законы композиции, цветоведения, организацию картинной плоскости, пространства. Практические занятия проводятся в учебной аудитории, оборудованной мольбертами, специальным освещением. Программа данного раздела поможет учителям ИЗО создать методический фонд для разработки своих учебно-методических материалов, способствовать саморазвитию педагога.

Раздел по теории и методики обучения изобразительному искусству предусматривает знакомство с основными целями и задачами изобразительного искусства в новой социально-экономической ситуации; ролью изобразительного искусства в подготовке учащихся к условиям современной жизни; с организацией процесса обучения, ориентированного на учебные и личностные достижения учащихся; с методами и формами работы, направленными на научно-исследовательскую деятельность учащихся. Основная форма работы на занятиях данного раздела - лекции, практические занятия, консультации, которые направляют и совершенствуют профессиональные навыки и знания слушателей. Выездные занятия на стажерские площадки г. Оренбурга (и/или видеозанятия) помогут познакомиться с ведением уроков ИЗО различных типов учителями высшей категории.

При реализации программы используются входная и итоговая диагностики, предполагающие выявление слушателями проблем и осмысление их в ходе изучения курса. Итоговая диагностика включает не только измерение уровня усвоения педагогами теоретического материала, но и выявление их установок, принципов личностной ориентации в современном художественно-эстетическом образовании.

Итоговая диагностика на курсах базового повышения квалификации совместно с аттестацией на вторую, первую и высшую категории проводится в форме экзамена. Слушатели, претендующие на высшую категорию, помимо экзамена защищают практико-ориентированный проект по проблеме, над которой они работают.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации