Разработка контрольно- измерительных материалов и процедуры
на уроках изобразительного искусства в начальных классах
(обобщение опыта работы по диагностике учебных достижений на уроках ИЗО)

Представила: Морозкина И.Л., зав. УМК ИЗО
Дата: 19.09.03

1. Сведения об учителе

Татаров Владимир Семенович – учитель ИЗО и черчения муниципальной общеобразовательной средней школы №6 г.Бузулука, преподаватель высшей категории, в 1998г. награжден Губернаторской премией за высокие результаты и творчество в педагогическом труде.

С 2000г. Татаров В.С. работает над проблемой разработки контрольно-измерительных материалов и процедур на уроках ИЗО в начальных классов.

II.   Теоретическое обоснование опыта

Основная цель опыта состоит в получении данных об уровне овладения основными знаниями и умениями по изобразительному искусству за курс начальной школы на уровне общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшего обучения в средних классах.

Контроль результативности художественного обучения учащихся по сей день вызывает много споров.

Оценка художественной деятельности - сложное и деликатное дело. Важной задачей педагога является воспитание и развитие у школьников уверенности в своих силах, а неосторожная отрицательная оценка может разрушить эту уверенность, обескуражить младшего школьника, погасить интерес к художественной деятельности. Поэтому и оценка текущей работы учащихся, и итоговая должны служить средствам поощрения.

Невозможно сводить критерий оценки изодеятельности только к правильности изображения предметов. Абсолютизация изображения приводит к разрушению искусства. В искусстве нет такой оценки «правильно», «неправильно» - иначе не могло бы быть того разнообразия художников, которая есть в истории культуры.

III.  Технологические процедуры в границах данного опыта

В качестве контрольно-измерительного материала на уроках использовались тесты, разработанные автором данного проекта. Предлагается внедрить тематический и итоговый тестовый контроль, опирающийся на обязательный минимум содержания образования.

Тесты предметных достижений по ИЗО были разработаны и составлены по следующей технологической цепочке:

-                      подготовка спецификации теста;

-                      создание тестовых заданий;

-                      экспертиза и корректировка тестовых заданий;

-                      текстологический анализ, отбраковка и корректировка заданий;

-                      формирование контрольно-измерительных материалов;

-                      апробация и анализ контрольно-измерительных материалов.

Спецификация включает инструкцию с описанием назначения теста, условий его применения, структуры теста с указанием числа заданий в тесте и его частях, времени выполнения, общих характеристик используемых заданий, критериев оценки заданий в тесте, распределения заданий по блокам содержания и контролируемым видам деятельности, плана текста, в котором представлены данные о заданиях теста.

В тесте художественного характера, также как в любом другом психологическом тесте, полная стандартизация и объективность практически недостижимы. Следует учитывать, что искусство воспринимается сугубо индивидуально и самим экспериментатором. Однако объективность теста значительно увеличивается, если:

-                      установлена цель тестирования;

-                      подобраны экспериментаторы (наличие художественного образования);

-                      строго соблюдена предварительная подготовка к тестированию;

-                      на эмпирической основе определена степень трудности теста или отдельных итоговых заданий (при необходимости можно отказаться от избыточно легких или трудных заданий, в месте с тем добавить новые, чтобы заполнить пробелы).

Организация обследования детей проводится во фронтальной форме, т.е. со всем классом. Известно, что надежность результатов всякой диагностики в значительной мере зависит и от мотивации испытуемых во время эксперимента. Для детей младшего школьного возраста высокая и положительная мотивация к заданию – обязательное условие достоверности результатов тестирования.

Поэтому процедура обследования должна включать небольшой рассказ учителя о важности старания школьников при выполнении задания.

На результате обследования сказываются также условия, в которых проходит контрольное измерение. Чтобы избежать неорганизованности и страха, вызванных проведением обследования, лучше проводить в условиях, максимально приближенных к привычной обстановке. В школе при фронтальном обследовании – это уроки изобразительного искусства. Процедура данной методики рассчитана на урок.

IV.    Методический инструментарий учителя

Изобразительными материалами для каждого испытуемого являются: альбомный лист (А4); графический (простой) карандаш мягкостью 2М (2В); ластик.

Инструкция испытуемым зачитывается учителем. Работа детей над рисунками должна быть максимально самостоятельной. Экспериментатор не обсуждает с детьми ни содержание, ни качество их рисунков.

По ходу занятия надо подбадривать детей похвалой за сосредоточенность при рисовании, за интересные рисунки, за хороший темп работы, но не излишнюю поспешность, отразившуюся на проработанности рисунка или мелких изображений на рисунке. Хвалить надо обязательно за то, что действительно хорошо сделано ребенком.

Если тестирование в классе проводится впервые, то рекомендуется провести тренировочные упражнения, а именно:

-                      написать на доске несколько заданий в тестовой форме;

-                      четко разъяснить, как выполнить задания, как заполнить таблицу тестирования, иллюстрируя слова конкретными действиями;

-                      предложить нескольким учащимися выполнить у доски подобные задания.

Тренировочные тестовые задания не рекомендуется использовать для контроля знаний. Их цель – подготовить учащихся к новой для них форме работы. Следует подчеркнуть, что задания теста надо выполнять последовательно и внимательно, не забывая, что время на тестирование ограничено.

Так для тематического и итогового тестирования предлагается учитывать следующие рекомендации.

1.                  При тестировании младшие школьники должны иметь ручку с синими чернилами (красные используются для проверки результатов) и лист бумаги для черновых записей.

2.                   Перед тестированием ученикам нужно напомнить о правилах проведения тестирования:

а) во время тестирования не разрешается переговариваться, пользоваться учебником и т.п. Нарушителю дисциплины результат тестирования не засчитывается;

б) тестовые задания лучше выполнять по порядку. Если какое-либо задание вызывает затруднения, то нужно переходить к следующему. При наличии времени к пропущенному заданию можно будет вернуться;

в) все необходимые для выполнения заданий записи должны вестись на черновике, а на странице с тестовыми заданиями учащиеся ничего не заполняют. Номера правильных ответов с номером задания пишутся на специальном бланке или чистовике.

3.                  Ученики должны сидеть за отдельными столами, а если нет такой возможности необходимо ввести вариативность тестовых заданий.

4.                  Учитель указывает время, отведенное на выполнение теста. Ученики приступают к работе одновременно.

5.                  За две-три минуты до окончания тестирования учитель напоминает о необходимости заполнить таблицу результатов тестирования. Если учащийся не может выполнить какое-либо задание, то в соответствующей клетке таблицы он должен поставить прочерк.

6.                  По истечении времени тестирования учитель объявляет об окончании работы. Каждый учащийся должен положить выполненную работу и черновик на угол стола. Только после этого учитель переходит к следующей части урока.

7.                  После проведения тестирования рекомендуется обсудить с учащимися каждое задание теста.

V.   Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте

Для получения результатов исследования можно воспользоваться описательной статистикой, которая позволит обобщить первичные результаты, полученные при наблюдении в эксперименте. Процедуры здесь будут сводиться к группировке данных по их значениям, построению распределения их частот, выявлению центральных тенденций распределения средней арифметической, а также к оценке разброса данных по отношению к найденной центральной тенденции.

Для контрольной и опытной группы выбираются по 15 человек из разных классов. Причем, укомплектование групп имеет цель уравнять силы испытуемых.

В экспериментальном классе кроме обычного устного опроса проводится тематическое и итоговое тестирование школьников. После изучения большого раздела программы каждому испытуемому предлагается назвать репродукции из 25 предложенных, которые изучались в течение данного периода.

Из полученных результатов эксперимента можно понять, что применение тематического и итогового тестирований младших школьников эффективно способствует усвоению теоретического материала на уроках изобразительного искусства, в частности запоминанию названий произведений искусств и их авторов, чем традиционный устный опрос.

Реализация процедуры тестирования обеспечивалась объективной и достоверной информацией о реальном уровне учебных достижений школьников через:

1)                 создание условий в учебном процессе для проведения контрольных измерений, которые заключаются в следующем:

-       соблюдение рекомендаций к процедурам тестирования;

-       преподавание уроков специалистами;

-       наличие копировальной, компьютерной техники.

2)                 обеспечение тестовых заданий обязательным минимумом содержания программ начальной общеобразовательной школы;

3)                 соответствие процедур КИМов возрастному уровню младших школьников;

4)                 осуществление анализа результатов тестирования школьников.

Анализируя работы трудно не заметить в рисунке ученика из опытной группы хорошо выраженной динамичности и плановости в композиции, что находилось под контролем тестовых материалов. Выявился позитивный рост достижений учащегося опытной группы. Отсюда следует, что контрольно-измерительная процедура на уроках ИЗО фиксирует объективно реальный уровень учебных достижений младших школьников и эффективно улучшает качество художественного образования в начальной школе.

VI.   Культура освоения новой технологии обучения

В ходе разработки данного проекта были рассмотрены психолого-педагогические аспекты диагностики достижений учащихся в художественном образовании начальной школы. Изученная литература способствовует разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ) и процедур, выявлению методов тестирования, определяющих уровень достижений младших школьников на уроках ИЗО.

В результате апробации тематических итоговых тестов экспериментально-опытным путем были получены результаты, свидетельствующие о том, что их применение эффективно сказывается на повышении уровня достижений учащихся. В то же время, при ограничении только устным контролем за усвоением школьниками теоретического материала по ИЗО, выявляются более низкие показатели искусствознания.

Анализ результатов эксперимента выявил, что 68% учащихся вполне могут успешно запоминать от 48% до 80% теоретического материала. Также контрольное измерение практической деятельности свидетельствует о реальном и объективном фиксировании результатов, о качественном позитивном изменении рисунков учащихся из опытной группы. Преимущество данных рисунков заключается по таким критериальным параметрам средств художественной выразительности, как:

-                      использование плановости и загораживания;

-                      передача динамичности персонажей;

-                      выявление объема предметов тоном;

-                      выражение эмоционального настроения.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.                 Применение КИМов дает четкое представление о результатах учебного процесса по ИЗО в начальных классах общеобразовательной школы.

2.                 КИМы и процедуры выявляют наличие обязательного уровня подготовки школьников по изобразительному искусству, в частности, теоретических знаний, определенных нормативными документами и психологическими возможностями возраста.

3.                 Разработанные тесты имеют развивающий и познавательный характер.

4.                 КИМы выполняют функции входной, промежуточной и выходной диагностики в процессе занятий по ИЗО в начальных классах.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации