Содержание школьного регионального художественного образования

Представила: Морозкина И.Л., методист УМК ИЗО, МХК
Дата: 20.04.02

В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Современное образование ставит во главу угла развитие целостной личности, находящейся в гармонии с окружающим миром, живущей ощущением современности, гибко ориентирующейся в новых условиях и стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в социуме. Однако обучение и воспитание, основанное на гуманистических принципах, не есть лишь создание условий для самоактуализации личности, раскрытия своего “Я”. В деле демократизации и гуманизации образования цели обучения и воспитания должны быть во многом связаны с усвоением определенных культурных норм.

В то же время, культурные нормы не могут быть общими для различных социальных групп, наций и народностей, т.к. любое навязывание человеку чуждой ему культуры будет ненужным, бесперспективным. Так например, требования социума, в котором живут российский и западный индивиды, существенно отличаются друг от друга - в одном случае больше ценится неповторимость, в другом - принадлежность к общинной культуре, общинным традициям.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры, в современном образовании возникла острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе. Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России, всего мира в целом. В связи с этим перед учащимися на уроках изобразительного искусства ставятся следующие задачи:

· содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе;

· создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;

· способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.

Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории. Поэтому только на основе введения регионального компонента в художественно-эстетическое образование можно содействовать национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности.

Согласно Базисному учебному плану в образовательной области “Искусство” инвариантной части может быть выделено до 25% учебного времени на национально-региональный компонент содержания образования. В основе планирования, включающего региональный компонент, лежит изучение русского искусства во взаимосвязи с искусством народов других национальностей. Через систему знаний и восприятие родной природы, образов родной культуры раскрывается самобытность русской национальной культуры, целостное восприятие мира.

Изучение искусства родного края во всем его многообразии представляет собой сложный познавательный комплекс, в котором большую роль играют:

· разнообразие методов обучения, применяемых на уроках изобразительного искусства;

· применение нетрадиционных форм уроков и занятий в процессе обучения;

· использование методических приемов, обеспечивающих возрастающий интерес к изучению искусства родного края;

· личностные качества учителя как носителя национальной культуры.

Формирование основ целостной эстетической культуры дают прежде всего интегрированные уроки. Учет целостности русского искусства как самостоятельной целостной художественной системы, позволяет интегрировать ряд дифференцированных учебных предметов - русский язык, литературу, музыку, изобразительное искусство, трудовое обучение, природоведение, историю, - которые не дублируют друг друга, а дополняют и углубляют. Это прослеживается в связях изобразительно-пластического искусства с музыкально-поэтическим, прикладным и календарно-обрядовым фольклором, где возможно использование разнообразного материала из изобразительного, литературного, музыкального ряда в зависимости от местных условий.

Формирование устойчивого интереса к национальному искусству может осуществляться с помощью сотрудничества с местным музеем. Экскурсии в краеведческий и изобразительный музеи помогают воспитывать у учащихся живую любовь к родному краю, дают те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры. Проводя уроки в музее, учитель как бы помогает детям погрузиться в мир материальной и духовной культуры прежних поколений, создавая атмосферу сопереживания и сотворчества для современных школьников. Возникает та необходимая эстетическая среда, которая максимально приближает человека к сокровищам родной культуры, нравственных и духовных ценностей своего народа. В то же время педагогу необходимо знать, что экскурсии должны быть систематической работой, нацеленной на конкретные задачи – экскурсии прогулочного типа просто недопустимы.

Большую художественно-воспитывающую роль выполняют и экскурсии в природу. Главная задача таких экскурсий – помочь ребенку организовать в своей душе впечатления от природы в законченный художественный образ, воспроизводя одну из важных особенностей народного мировосприятия – слитность человека со всем живым на земле.

Воспитание национального самосознания ребенка непосредственно связано с развитием творчески активной личности, способной создавать из воспринятых элементов новую комбинацию в виде образа, нередко исходящего из коллективного творческого замысла детей и формируемого их дружными усилиями. В этом может помочь использование изображений исторического и культурного наследия в оформлении интерьера школы и создание в нем особой художественно-эстетической среды.

Можно продолжить перечень методов и форм, помогающих формированию национального самосознания ребенка на уроках ИЗО. Однако, в самом принципе предлагаемого планирования заложен творческий потенциал учителя, его личностные и профессиональные качества. От того, насколько учитель проникнется пониманием данной проблемы, зависит, сможет ли он ввести ребенка в мир целостности человека и духовной ценности своего народа.

В помощь учителю художественно-эстетического цикла, а также в целях сохранения единого образовательного пространства на территории РФ приказом Минобразования России утвержден обязательный минимум содержания образования предметной области “Искусство”. На его основе разработаны программы и требования к учащимся начального общего и основного общего образования. Эти документы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов, а также создают условия для реализации дифференцированного подхода в организации обучения, для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения. Т.е., включая региональный компонент, учитель должен сохранять целостную структуру программы, по которой он работает, используя при этом разнообразные формы и методы учебного процесса.

Программы общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству:

1. “Изобразительное искусство”. 1-9кл. (авт. колл. под рук. В.С. Кузина).

Основные задачи курса – развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, воспитание у детей интереса и любви к искусству, формирование духовной культуры личности. Программа рассчитана на 1-2 часа в неделю.

Учебники: 1-4кл. – Кузин В.С., Кубышкина Э.И.

5-8кл. – Сокольникова Н.М.

2. “Изобразительное искусство и художественный труд”. 1-9кл. (авт. колл. под рук. Б.М. Неменского).

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Ставится задача духовного развития личности. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью. Программа рассчитана на 1-2 часа в неделю.

Учебники:

1кл. – Коротеева Е.И. Искусство и ты.

2кл. – Неменский Б.М. Искусство вокруг нас.

3кл. – Неменская Л.А. Каждый народ – художник.

5кл. – Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

3. “Изобразительное искусство и художественный труд”. 1-4кл. (авт. колл. под рук. Т.Я. Шпикаловой).

Программа ставит целью пробуждение у ребенка интереса к культуре и искусству своего народа, воспитание любви к своему Отечеству, обогащение духовного мира младшего школьника, развитие навыков самостоятельной художественной деятельности.

Учебники: 1кл. - Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство.

Вариативная часть Базисного учебного плана позволяет увеличивать количество часов на предмет “Изобразительное искусство”. В этом случае наряду с указанными федеральными программами могут использоваться следующие программы:

1. “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства”. 1-4кл. 5-8кл. Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. (авт. колл. под рук. Т.Я. Шпикаловой).

Программа интегрирована на основе изобразительного искусства и художественного труда. Ставиться задача формирования у школьников целостной эстетической культуры. Программа структурно состоит из четырех разделов: “Основы художественного изображения”, “Орнамент в искусстве народов мира” (построение и виды), “Народный орнамент в России” (творческое изучение в процессе изображения), “Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством” (основы художественного ремесла). Данный курс предназначен для изучения в 1-8кл. от 1 до 4 часов в неделю.

2. Сборник программ. Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

· “Рисунок”. 1-11кл. (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, А.Е. Близнюк);

· “Живопись”. 1-11кл. (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко);

· “Композиция”. 1-11кл. (Н.М. Сокольникова).

Программы предусматривают все основные виды работ по рисунку, живописи, композиции: наброски и зарисовки, длительные рисунки, работу по памяти и по представлению, творческие композиции и иллюстрирование. Большое внимание уделяется знакомству с работами выдающихся художников прошлого и настоящего. Каждая программа рассчитана на 1-4 часа в неделю.

Программы общеобразовательных учреждений по мировой художественной культуре:

1. “Мировая художественная культура“. 9кл. (авт. колл. под рук. Н.И. Киященко).

Курс ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов.

2. “Мировая художественная культура“. 10 11кл. (авт. колл. под рук. В.Г. Маранцмана).

Программа позволяет сопоставлять разные способы видения мира и мотивировать расцвет каждого из искусств в определенный исторический период, следить за взаимовлиянием искусств в общем русле их развития. Изучается за счет времени вариативной части Базисного учебного плана, являющейся обязательной (курс по выбору).

3. “Мировая художественная культура“. 5-11кл. (авт. колл. под рук. В.Г. Маранцмана).

Систематическое, углубленное изучение курса за счет учебных часов школьного компонента (на факультативных занятиях).

Примерная тематика регионального материала:

· Акбулакская глиняная игрушка

· Архитектура Урала

· Верхнеуральская хохлома

· Гражданская архитектура Оренбуржья

· Златоустовская гравюра на стали

· Камнерезное искусство Урала (Уральские самоцветы)

· Каслинское художественное литье

· Нижнетагильский поднос

· Оренбургский пуховый платок

· Орская яшма

· Садово-парковое искусство Оренбуржья

· Саракташская посуда

· Храмовая архитектура Оренбуржья

· Художники Оренбуржья

· Художники Урала

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации