Концепция военно-патриотического воспитания молодежи
Представила: Железнова Л.Б.

Концепция военно-патриотического воспитания детей и молодежи представляет собой современное понимание военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни.

Концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания молодежи, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее субъектов — соответствующих министерств, ведомств, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления. Сущность этой деятельности определяется, с одной стороны, интересами и требованиями военной и других, связанных с ней, видов государственной службы к личности, с другой — интересами общества и самой личности, ее отношением к проблемам, решаемым государственными институтами в целях укрепления обо-роноспособности и безопасности страны.


Цель и задачи военно-патриотического воспитания

Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель
военно-патриотического воспитания — развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
• проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;
• утверждение в сознании и чувствах мо-лодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно во-енной службы;
• создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
• создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

 

Содержание военно-патриотического воспитания

В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).


Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к ре-ализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.


В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастают роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.


Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обес-печить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за вы-полнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность граж-данскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

В современных условиях в содержании военнопатриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных вы-деляются следующие духовно-нравственные ценности:
• гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность;
• общенациональность в государственном масштабе;
• приоритет общественно-государственных интересов над личными;
• лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
• патриотизм, преданность своему Отечеству;
• преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
• самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
• гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
• социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм мо-рали и права.

 

Основополагающие принципы и направления их реализации

Среди основополагающих принци-пов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-эти-ческих норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.
Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Профессионально-деятельностное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Психологическое — формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

 

Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы: массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.


Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

 

Система военно-патриотического воспитания

Цель, задачи, содержание и принципы военно-патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, всё многообразие путей, форм , методов и средств осуществления этой деятельности.
Система военно-патриотической работы представляет собой установленные или сложившиеся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех её уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание, в созда-нии необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы данного направления воспитания, ее функционирование и контроль за его эффективностью и конечными результатами, является государство. Оно организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного и прежде всего семейного воспитания, школы, при получении профессионального образования, на уровне местных органов самоуправления, в министерствах, ведомствах и т.д. Военно-патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной молодежной политики России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.

 

Система военно-патриотического воспитания включает:
1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений.
2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объе-динения, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).
3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Организация и проведение военнопатриотической работы предполагает использование целого комплекса соответ-ствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, раз-личных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных ин-тегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебные сборы, патриотические клубы и объединения различной на-правленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные, многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

 

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.
К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.
Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе и др.
Организационные средства патриотического воспитания — это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с исполь-зованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально ре-ализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.

Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, до-полняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности спо-собствует достижению ее главной цели.

 

Основные направления и условия повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания

При определении основных направлений повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания необходимо:
а) прежде всего, следует исходить из наличия в российском обществе и его военной организации необходимых предпосылок, огромного, невостребованного еще потенциала воспитания, патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности;
б) обеспечить тесную взаимосвязь в процессе воспитания различных, почти не связанных между собой структур и органов управления воспитательной работой.

Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов.
Наконец, руководители и организаторы воспитательной работы должны иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения ее конечного результата.

В соответствии с этим можно выделить следующие основные направления и условия:
Информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами государства и общества; активное использование в этих целях средств массовой информации, особенно военно-периодической печати; преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана.
Научно-теоретическое обеспечение - значительная активизация исследований в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, использование результатов разработок в практической деятельности с цепью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе. Обоснование и обогащение содержания воспитательной работы посредством вклю-чения в него культурно-исторического, духовнонравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли.
Педагогическое и методическое обеспечение — фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотической работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, ос-вещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта.
Обеспечение  взаимодействия субъектов Федерации и их структур в системе военно-патриотического воспитания — повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации.

Дополнительные сведения по проблемам военно-патриотического воспитания молодежи, ее подготовки к защите Отечества

В истории России патриотическому воспитанию молодежи всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу и стойкость в бою. Сила и отвага россиян на полях сражений множилась осознанием славных побед наших предков на Чудском озере, на Куликовом поле, при изгнании чужеземных захватчиков с русской земли в 1612 и 1812 годах, в других сражениях и войнах. Высокий патриотизм россиян был отражен и в девизах "За Веру, Царя и Отечество", "За нашу Советскую Родину", с которыми они шли в бой и побеждали.

Сегодня патриотизм востребован в стране пока недостаточно, а пять-шесть лет назад подвергался даже серьезным нападкам. Неприязнь к своему, российскому, стала доминантой психики немалой части нашего населения. Беспечность ряда граждан и особенно среди молодежи выросла до такого предела, что уже не обращается внимание на военные приготовления в других государствах, всерьез заявляется о ненужности Российских Вооруженных Сил.

Это подтверждают и результаты социологических опросов. Например, лишь 1,8% молодых людей связывают счастье личной жизни с возможностью приносить пользу обществу, тогда как 35% опрошенных заяви-ли о готовности покинуть Россию, а около 70% — о ненужности военной службы.

В другом случае, когда социологические исследования проводились в воинских коллективах, на вопрос: "Что из общечело-веческих ценностей вы будете защищать в первую очередь, рискуя своей жизнью?" Ответы распределились в следующем порядке: на первое место 78% опрошенных военнослужащих поставили свою семью и ближайших родственников, 55% — родную землю, личную свободу и независимость, 30% — законность и порядок в стране и только 5% — идеалы гражданственности.

Порой отрицательное влияние на молодежь оказывают и средства массовой информации. Как отмечалось в 1996 г. в письме в "Красную звезду" известных военачальников, общественных деятелей, ученых, мастеров культуры "... эфир и пресса переполнены материалами, порочащими Вооруженные Силы России, унижающими честь и достоинство человека в военной форме. Кроме того, героем средств массой информации становится дезертир, юноша, уклоняющийся от военной службы или отказывающийся выполнять приказ командира, а сама служба преподносится как своеобразная форма наказания. В результате армия стала объектом насмешек и нелюбви среди определенной части населения и прежде всего молодежи призывного возраста".

В сложившихся условиях обществу необходимо повернуться лицом к проблеме патриотического воспитания молодежи. Воспитание современной молодежи на примерах истории, приобщение ее к опыту предшествующих поколений является основным условием того, что здоровый патриотизм может и должен стать нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, воинского долга вновь возобладают среди большинства граждан. О том, что это возможно и вполне реально, подтверждают многочисленные примеры мужества и отваги, проявленные военнослужащими Министерства обороны РФ в Чеченской Республике, где 1 16 воинам было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Военно-патриотическое воспитание молодежи стало улучшаться с середины 1994 г., когда в государстве и его органах, Вооруженных Силах стало очевидной, негативная роль антипатриотизма. Положительно содействовала этому подготовка к 50-летию Победы советского на-рода над фашистской Германией и милитаристской Японией, создание необходимой матери-альной базы. Праз-днование 300-летия Российского флота способствовало дальнейшему усилению наметившейся тенденции.

В результате в стране несколько повысился авторитет Вооруженных Сил и военной службы, сравнительно удовлетворительно прошел призыв молодежи в армию, на флот и в другие войска в 1996 году и весной 1997 г. Однако этого пока недостаточно. Необходимо, чтобы идеей патриотизма глубоко проникся каждый гражданин Российской Федерации.

У нас есть богатый опыт решения про-блемы обучения и воспитания молодежи, подготовки ее  к военной службе. Прежде армия и школа имели тесные контакты: к воинским частям, кораблям, учреждениям прикреплялись подшефные школы. Солдаты, матросы, офицеры были нередкими гостями на школьных мероприятиях, а ребята в воинских частях.

Выпускники, уходя в армию, поступая в военные училища, не прекращали связи со своими классами, школами, вели с ними переписку. В школы приходили благодарственные письма и фотографии воинов у развернутых знамен частей. Наряду с дворцами пионеров, детскими спортивными школами, станциями юных техников активно использовалась база воинских частей для развития творческих способностей школьников, их технических и военных знаний, навыков, умений, физического совершенства.

Важное значение в деле военно-патриотического воспитания школьников имела начальная военная подготовка. Она включа-ла в себя изучение основ военного дела и военной службы, получение медицинских знаний, приобретение практических навыков по гражданской обороне и действий в экстремальных ситуациях.

Проводимая в школах работа по привитию молодежи элементов допризывной подготовки, несмотря на определенные недостатки, оправдывала затраченные на нее средства и была нацелена на гармоническое развитие у учащихся физических, нравственных, гражданских качеств, позволяла юношам в течение двух лет подготовить себя не только к военной службе, но и к дальнейшей трудовой деятельности.
К сожалению, взаимодействие школы и армии ныне значительно ослабло и тем приятнее констатировать, что в стране есть реги-оны, где доброе отношение к военно-патриотическому воспитанию молодежи, начальной военной подготовке вновь восстанавливается. Это северо-западный регион, где вслед за Ленинградской областью на усовершенствованную программу обучения основам военного дела перешли образовательные учреждения Мурманской, Новгородской и Псковской областей.
Это Краснодарский и Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, исполнительные органы которых приняли решение ввести в общеобразовательных учреждениях программы по начальной военной подготовке молодежи. Значительно расширена сеть классов, занимающихся по углубленной программе изучения военного дела, в общеобразовательных учреждениях Татарии, Башкирии, Удмуртии,  Марий-Эл, Саратовской и Оренбургской областях.

Другой проблемой, оказывающей влияние на уровень военно-патриотического воспитания молодежи, стало резкое падение среди юношества престижа военной службы вообще, и службы по призыву, в частности. Сравнительный анализ результатов исследований, проведенных в 1989-1995 гг., подтверждает это. Так, если в 1989 г. 41% опрошенных молодых людей заявили, что идут служить с желанием (в 1993 г. соответственно — 31%), то в 1995 г. о желании служить в армии высказался лишь каждый пятый призывник. В то же время количество не жела-ющих проходить военную службу ныне составляет более 60% опрошенных призывников.

Изложенное объясняется следующим:

Во-первых, изменением у населения, в том числе и среди молодежи, ценностных ориентиров.
Анализируя ряд социологических исследований по этой проблеме за последние 10 лет, можно утверждать, что происходит постепенная эволюция ценностных ориентаций молодежи от нравственных, духовных в сторону прагматических. Последнее выступает следствием изменения условий жизнедеятельности людей, ставящих коммерческий интерес выше нравственного, индивидуальный успех выше коллективного. В конечном итоге все это приводит к меркантилизации поведения призывников, стремлению извлечь выгоду только для себя.
Так, только по Москве в период весеннего призыва 1997 г. уклонились от военной службы около 3 тысяч юношей. В Санкт-Петербурге не явились в призывные комиссии 1,6 тысячи человек. По России эта цифра составила около 32 тысяч человек.

Во-вторых, отсутствием решительных мер к уклонившимся от службы со стороны правоохранительных органов.
Сегодня факты уклонения от военной службы не являются поводом для обеспокоенности общественности, что наносит колоссальный вред ориентации призывной молодежи на военную службу. Более того, некоторые газеты печатают инструкции с подробным описанием способов уклонения от военной службы. И это не расценивается как преступление против государства.
Закон "О воинской обязанности и военной службе" принят четыре года назад, а Уголовный кодекс остался прежним. Вот и получается, что до сих пор не определена грань, за которой наступает уголовная ответственность за уклонение от военной службы. Не этим ли объясняется тот факт, что по так называемым уклонистам от военной службы органами прокуратуры возбуждено в 1996 году 400 уголовных дел, а осуждено лишь 32 человека.

В-третьих, снижающимися из года в год качественными характеристиками призывников.

В подтверждение этого приведем некоторые данные. Так, в Москве и Санкт-Петербурге среди юношей, подлежащих призыву весной этого года, около трети имели ограничения по состоянию здоровья. Среди молодежи, призванной служить, нередки случаи, когда юноши имеют дефицит массы тела — иногда до 20 килограммов. Таких насчи-тывается до 1596 от числа призывников.

Падает с каждым годом общеобразо-вательный уровень молодежи. Если в 1988 г. 93% всех призывников имели среднее и средне-техническое образование, в 1993 г. — лишь 76%, в 1996 г.—71%, то в 1997 г.— около 63%. В тоже время, по прогнозам зарубежных исследователей, в обозримые годы бо-лее 80% военнослужащих НАТО будут иметь высшее образование.

За последние четыре года произошли серьезные изменения в национальном и социальном составе призывной молодежи. Вооруженные Силы стали ныне практически мононациональными: до 90% личного состава подразделений и частей укомплектованы русскими. Более половины опрошенных призваны из сельской местности и небольших городов. Велика доля тех, кто воспитывался в неполных семьях.

Снижающийся образовательный уровень призывников сопровождается ростом употреб-ления молодежью спиртных напит-ков и наркотических средств. Повышенной группой риска являются выпускники ПТУ, школ-интернатов и детских домов. Подтверждением этому могут служить данные опроса, проведенного управлением воспитательной работы с молодым попол-нением, пришедшим в войска весной 1997 г.:
• близки к нервному срыву — 18%;
• склонны к суициду— 19%;
• крайне негативно относятся к службе в армии —18%;
• склонны к самовольному оставлению ча-сти —18%;
• имели приводы в милицию — 12%;
• имеют судимых близких родственников — 16%;
• открыто заявляли, что употребляли нар-котики — 8%.

Из отмеченного следует, что существующая сегодня система подготовки школьной молодежи к военной службе не отвечает современным требованиям и не в полной мере способна обеспечить Вооруженные Силы России подготовленными специалистами.
Отмена начальной военной подготовки в школах, техникумах, ПТУ нанесла обороноспособности нашего государства значительный ущерб. Сегодня это осознается все большим числом граждан и представителями органов государственной власти. Поэтому вполне объяснимо решение Госдумы при переработке Федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе" рассмотреть вопрос о введении в образовательных учреждениях основного общего, среднего (полного) общего образо-вания, начального и среднего профессио-нального образования предмета "Основы воен-ной службы".

Как показывает опыт, решать проблемы подготовки молодежи к военной службе можно и должно только на государственной основе. Поэтому в этой работе решающее слово остается за Президентом, Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации с учетом сил и возможностей Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, организаций РОСТО, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ветеранских организаций.

16 мая 1996 г. Президент России подписал указ, в котором предписывается перевести Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации с весны 2000 г. на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на во-енную службу по контракту с отменой призыва на военную службу.

В силу экономических обстоятельств развития страны сейчас затруднительно сказать, в каком году — 2000 или позже постановление воплотится в реальность, но при всех обстоятельствах изучение основ военной службы в образовательных учреждениях основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования должно проводиться независимо от того, будет военная служба по призыву или нет. Это позволит поставить военно-патриотическое, воспитание молодежи на должный уровень, а в результате повысить у граждан личную ответственность за защиту своего Отечества.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации