Взаимодействие образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования детей в формировании воспитательного пространства

Автор: Железнова Л.Б.

Реформирование системы образования стало характерной особенностью социального процесса второй половины ХХ века. Потребность в реформах осознается как актуальное реагирование на фиксируемый уровень качества образования молодого поколения. Специалисты в качестве ведущих проблем в системе образования называют следующие:

кризис социализации;

нарастание разрыва между образованием и культурой;

увеличивающееся год от года отставание образования от науки.


Таким образом, основным направлением всякого образовательного учреждения является развитие личности, под которым понимается развитие у человека способности решать проблемы различного характера (причем, переходя от простых к более сложным жизненным задачам).


Сегодня одним из важнейших внутренних условий личности для ее развития выступает образованность. Профессионально обеспечить расширение возможностей учащихся в достижении уровня образованности, достаточного для современного уровня цивилизации, можно, используя основные источники образованности:

обучение в учреждении системы образования;

дополнительное образование;

самообразование;

опыт социальной деятельности.


Каждый из этих источников самоценен и равноправен в отношении другого. Поэтому нельзя считать один из них основным, а другие второстепенными. Интеграция этих подсистем сегодня стала не только возможной, но и необходимой, так как изменилась главная ценностная ориентация образования: гарантировать учащемуся не результат, выраженный в сертификате, а шанс на успех. Целью образования для человека становится приобретение знаний как имущества, которое пригодится ему в будущем для достижения жизненного успеха, а именно: на основе полученных знаний более полно ощущать свою значимость, удачно и выгодно обменять эти знания на определенное положение в обществе, должным образом выполнять свои служебные обязанности.

Для достижения этой цели каждый учащийся с помощью педагога прокладывает свой дальнейший образовательный маршрут. Этот маршрут и является для учащегося стандартом, эталоном на определенный момент, ступенькой, на которую предстоит подняться.

Построение такого маршрута возможно именно при интеграции перечисленных подсистем.


Общее в деятельности всех учреждений системы образования:

общая цель – развитие личности ребенка;

ребенок – объект и субъект образовательной деятельности;

кадры - в основном педагогические;

социально-природная среда, социум, «постоянно» окружающий ребенка, имеющий значительное на него влияние (включая, в первую очередь, семью).


Нередко «взаимодействие» рассматривается «узко», как «помощь» учреждений друг другу (школа – центру, центр – школе). Все образовательные учреждения - самостоятельные государственные структуры с определенным функционалом, своими кадрами, спецификой их подготовки.


Взаимодействие – это не только помощь друг другу, а разумное объединение специфических возможностей, усилий в организации среды жизнедеятельности ребенка как фактора, активно влияющего на развитие личности.


Рассмотрим модели взаимосвязи общего, профессионального и дополнительного образования.

 

I модель: Предметно-кружковая деятельность

1. Привлечение учащихся, дошкольников в объединения УДО.

2. Допрофессиональная и первичная профориентация школьников – будущих учащихся профессиональных училищ и лицеев.

3. Углубленное изучение отдельных дисциплин в УДО (Изучение математики, физики в «Школе будущего офицера» в ГО «Подросток», дисциплин эколого-биологического цикла на СЮТ).

4. Расширенное образование, имеющее множество вариаций: комплекс предметов или различные виды деятельности вокруг одного предмета (Педагоги кройки и шитья сотрудничают с детскими центрами и театрами моды, что позволяет учащимся знакомиться с историей костюма, заниматься хореографией, изучать этикет; краеведение, включающее различные направления: историческое, литературное, географическое, этнографическое и др.).

5. Специализированные программы формирования мастерства в УДО как дополнение к программе образовательного учреждения (Используя навыки работы с компьютером в УДО учащиеся овладевают новыми информационными технологиями).

6. Подготовка в профессиональных училищах и лицеях специалистов для системы дополнительного образования.

7. Привлечение к работе УДО педагогов ОУ.

8. Создание на базе ОУ детских объединений по интересам.


II модель: Культурно-досуговая деятельность

1. Культурно-досуговые мероприятия в УДО по заказу профессиональных учебных заведений в рамках учебной программы (тематическая экскурсия) или в дополнение к ней (турслет). Мероприятия могут быть камерными (для одной группы: литературная гостиная), а могут быть массовыми (для нескольких училищ) (Молодежное движение «Стартинейджер» в ЦДЮТ Дзержинского района).

2. Организация деятельности детских оздоровительных лагерей и площадок для учащихся в период каникул.

3. Подготовка и проведение городских и районных праздников, конкурсов, соревнований.

Ученые отмечают два ведущих вида деятельности у старших подростков – образовательная и досуговая.

Досуговая деятельность в большей степени формирует социальный опыт учащихся в решении различных жизненных задач, поэтому считать ее второстепенной ни в коем случае нельзя. Досуговые программы не сравниваются с образовательными и не ставятся на ступень ниже


III модель: Социально-психологическая поддержка

Основные функции коррекционной деятельности:

1. Специальные виды психологической и социальной помощи и поддержки;

2. Просвещение родителей и учащихся в социально-психологических проблемах;

3. Поддержка здоровья учащихся и валеологическое образование.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов.


IV модель: Методическая деятельность

1. Совместная экспериментальная работа нескольких ОУ. УДО может выступать как экспериментальная площадка для апробирования новых педагогически технологий. Творческий компонент, мобильность, большая степень свободы, присущие УДО, способствуют генерированию новых педагогических идей, созданию инновационных моделей.

2. Подготовка и проведение научно-практических конференций и семинаров. УДО может выступать как учебно-методический и научно-методический центр, когда педагоги и специалисты УДО обучают и оказывают методическую помощь педагогам учреждения профессионального образования.

3. Учреждение профессионального образования может выступать стажерской площадкой для ПДО по определенному профилю.


V модель: Организационно-педагогическая (административная) деятельность

Постоянные контакты руководителей ОУ – действенная форма сотрудничества. Организационно-педагогическая взаимосвязь выражается прежде всего в использовании материальной базы и кадров УДО для профессиональных училищ и лицеев и, наоборот, учреждений профессионального образования – для внешкольных учреждений.

Нормативно-правовая сторона такого сотрудничества оформляется в виде договора между УДО и ПУ, который вступает в силу после утверждения его в органах управления образованием.


VI модель: Дополнительные образовательные и педагогические услуги

Дополнительные образовательные услуги – услуги, не входящие в перечень образовательных услуг по сертификату и не составляющие государственного стандарта, но предоставляемые учебным заведением с целью повышения качества образования в соответствии с потребностями личности и общества. Учебные заведения фиксируют перечень дополнительных образовательных услуг в своем Уставе и несут ответственность за их качество перед субъектом образования. Исходная готовность учебного заведения на предоставление определенного перечня дополнительных образовательных услуг фиксируется как обязательный компонент в аттестации учебного заведения на категорийность.

Дополнительные педагогические услуги – процесс профессиональных действий, которые необходимы для реализации дополнительной образовательной услуги, контролируемых со стороны учебного заведения.

Система дополнительных образовательных услуг призвана компенсировать недостаточность общенаучной и общепрофессиональной подготовки за счет различных спецкурсов, спецсеминаров по гуманитарным, экономическим, естественным дисциплинам, языкам, позволяющим правильно вести себя в ситуации выбора, осознанно избрать профессию, подготовиться для дальнейшего обучения в вузе.

Сегодня качество общеобразовательной и научной подготовки в профессиональных училищах значительно отстает от подготовки в школах. Выравнивание стартовых возможностей учащихся происходит за счет системы дополнительных образовательных услуг с приглашением преподавателей вузов, колледжей.

Примерный перечень дополнительных образовательных и педагогических услуг для учащихся 15-17 лет

Дополнительные образовательные услуги

Дополнительные педагогические услуги

1

Углубленное изучение профессиональных предметов в системе «школа-вуз»

преподаватели профессиональных образовательных структур (профильные классы, индивидуальное обучение)

2

Формальная логика

преподаватели логики

3

Риторика

преподаватели риторики

4

Изучение разговорной лексики и специальной лексики иностранного языка в зависимости от профориентаций

преподаватели иностранного языка

5

Цикл занятий «Я открываю свое «Я» (самопознание, формирование «Я»-концепции)

психологи, социологи

6

Практикум по профессиональному самоопределению

сотрудники службы занятости

7

Практикум по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности (логика исследовательского процесса, развитие навыков умственной деятельности, развитие логической памяти и т.д.)

психологи, научные сотрудники

8

Цикл теоретических и практических занятий: воспитание детей, ребенок в семье. Уход и игровая деятельность с дошкольниками

психологи, педагоги, родители

9

Этика и физиология интимной жизни человека

врачи, психологи, преподаватели этики

10

Практикум по основам делового общения

психологи, социологи


Взаимодействие профессионального и дополнительного образования будет успешным при соблюдении следующих принципов.

1.   Принцип веры в образование

Согласно этому принципу необходимо формировать у учащихся представление о социальной значимости образования и условиях достижения успеха в данной области.

Помочь в реализации данного принципа моет издание специальной газеты и журнала, информирующего учащихся и родителей о дополнительных образовательных услугах, специальные семинары для родителей, театрализованные формы, представляющие модель выбора и осуществление образовательного пути.

2.   Принцип ответственности

Согласно этому принципу учащиеся и родители должны доверять учебному заведению, которое в свою очередь берет на себя обязательство обеспечить оптимальные условия самоопределения личности. Кроме того должен быть обеспечен механизм профессионально-правовых гарантий качественности сертифицированных дополнительных образовательных услуг.

3.   Принцип местной инициативы

Согласно этому принципу в рамках дополнительного образования квалифицированными специалистами разрабатываются образовательные программы с учетом особенностей региона. Таким образом отличие регионального рынка труда повлечет за собой отсутствие единообразия в программах и сохранение своеобразия культур народов региона.

4.   Принцип демократии

Этот принцип требует такой организации образования, при которой задатки и способности каждого учащегося максимально развиты, то есть каждому учащемуся предоставляются равные права на выбор дополнительных образовательных услуг.

5.   Принцип практической полезности

Каждая из дополнительных образовательных услуг должна представляться в контексте развития задатков и умений конкретного учащегося.

6.   Принцип деятельности

Дополнительные образовательные услуги – особая форма образовательной деятельности, отличная от стандартной, укрепившейся в учебном заведении.

7.   Принцип развития

Каждому ребенку в соответствии с законом РФ «Об образовании» предоставляется право на развитие в ходе образовательного процесса. Его организация в единстве образовательного государственного стандарта и дополнительных образовательных услуг позволяет реализовать данное право. Стадии образовательного маршрута фиксируются в карте развития учащегося.

8.   Принцип опережения

Данный принцип объясняет систему преемственности в организации дополнительного образования. Дополнительные образовательные услуги должны предлагаться родителям и учащимся таким образом, чтобы определить его жизненные потребности.

9.   Принцип координации

Система образования готовит гражданина с перспективой на десятилетия. Таким образом, необходима согласованность действий всех звеньев системы образования: общеобразовательной, профессиональной, высшей школы и дополнительного образования.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации