Из опыта работы Центра развития творчества детей и юношества г.Оренбурга
по формированию основ толерантного
сознания и поведения детей и подростков

МУДОД ЦРТДиЮ – опорное образовательное учреждение по совершенствованию работы по формированию основ толерантного сознания и поведения детей и подростков в соответствии с приказом отдела образования Южного административного округа г. Оренбурга от 28.04 2005 № 229.

Стратегическая цель деятельности: организация и координация работы учреждений общего и дополнительного образования детей Южного округа, методической службы отдела образования по совершенствованию работы по формированию основ толерантного сознания и поведения детей и подростков.
Цели и задачи проекта «Формирование толерантного сознания»

Цель:

  •   создание образовательного пространства, способствующего формированию толерантного сознания подростков, а также распространению в доступной форме информации о способах толерантного поведения среди детей, родителей, педагогов;
  •  разработка и реализация доступных форм и методов воспитания толерантного сознания для подростков.

Задачи:

  • разработка модифицированной типологии личности;
  • обучение и выработка навыков устранения возможных форм провокационного поведения с учетом личностной типологии;
  • обучение психотехнологиям отработки внутренней агрессии как способа оптимального адекватного реагирования;
  • развитие навыков психической саморегуляции.

Толерантность понимается педагогами Центра как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа социального, у каждой общности неизменно «соприкасающейся» с другими общностями. Толерантность – это не терпимость, а взаимосодействие.

Понятие толерантности невозможно рассматривать без анализа природы агрессивных состояний. Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Существует множество причин агрессии, но наиболее важными являются фрустрация и социально-психологическая депривация личности. Обучение управлению собственными агрессивными эмоциями является одним из компонентов воспитания толерантного сознания.

Деятельность базового (опорного учреждения) начата с 2005-2006 учебного года в контексте подготовительного этапа с целью выявления основных направлений деятельности учреждения по проблеме формирования На данном этапе были определены социальные запросы педагогов и родителей, основная цель деятельности базового (опорного) учреждения и  содержание деятельности:

  • развитие методологической культуры педагогов в контексте формирования основ толерантного сознания и поведения;
  • усиление продуктивности деятельности методических объединений для педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов ОУ;
  • формирование мотивации к здоровому образу жизни в целом;
  • развитие рефлексивной культуры педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов ОУ, создание условий для самооценки;
  • обучение вариативности в решении проблемных ситуаций в процессе работы консультационных обучающих тренингов;
  • координация деятельности методических служб ОУ Южного административного округа г. Оренбурга по вопросам формирования основ толерантного сознания и поведения.

В объединениях Центра были проведены опросы и тестирование различных групп детей в возрасте 13-17 лет по уровню тревожности и агрессивности. Проводились выборочные тематические занятия с группами детей, обучение навыкам психической саморегуляции, обсуждение проблем толерантности и агрессивного поведения.

Параллельно с этим проводились психотренинги с педагогами, целью которых были снижение нервно-психической напряженности и выработка оптимальных форм реагирования в ситуации конфликта.

На основании опытного этапа в программу коррекции поведения и воспитания толерантности были включены различные системы аэробных психомышечных тренировок с целенаправленной отработкой накопленных в подсознании эмоций агрессии, энергия которых проецируется на соматический статус и создает ригидные мышечные блоки.

Формирование разнообразных конструктивных мотиваций и выработка поисковой активности проводились посредством психологических игровых упражнений в сочетании с обсуждением значимых для каждого проблем. Ознакомление с принципами ненасильственного разрешения конфликтов и их практическая проработка в форме обсуждений и ролевых игр стало одной из ведущих форм психокоррекционной работы. В процессе этой работы дети делятся собственным опытом разрешения конфликта или угрожающих ситуаций, наполняя конкретным содержанием и подтверждая реальностью принцип ненасилия.

Работа с группой подростков в возрасте 13-17 лет включала изучение различных методов психической саморегуляции, знакомство с типологией личности, основами конфликтологии и другими аспектам социальной психологии.

Для отслеживания результативности образовательного процесса были определены объекты мониторинга:

  • формы групповой сплоченности;
  • уровень тревожности педагогов, воспитанников, родителей;
  • реагирование в конфликтных ситуациях;
  • уровень агрессивности педагогов, воспитанников, родителей.

По результатам тестирования до начала пробного курса занятий и после были замечены значительные положительные сдвиги, подтверждающие снижение агрессивности и уровень тревожности. Анализируя сравнительные данные по тестам, можно отметить снижение общей агрессивности как мальчиков, так и девочек, а также изменение показателей по различным шкалам в сторону улучшения. Наблюдается явное изменение вектора в сторону кооперации в регулировании конфликта и внимание к интересам другого. Оценивая тест агрессивности в отношениях, следует отметить явное перемещение результатов на уровень умеренной агрессивности, которую можно рассматривать как адаптивное приспособление к жизненным условиям и проявления достаточно здорового честолюбия и самоуверенности подростков.

Методическая деятельность включала проведение семинаров и тренингов: «Перспективы развития опорного учреждения дополнительного образования по совершенствованию работы формирования основ толерантного поведения», «Истоки агрессии и меры по профилактике агрессивных состояний», «Проблема маргинальности подрастающего поколения», «Проблемы школьного здоровья», «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью», «Сублимирующая и здоровьесберегающая роль творчества» и др. К каждому семинару готовятся методические и информационные материалы и статьи в помощь классным руководителям, воспитателям групп продленного дня и интернатов, педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам и родителям.

В 2010-2011 учебном году деятельность Центра развития творчества детей и юношества выстраивалась по следующим направлениям.

Методическое сопровождение

Изучив социальный заказ педагогов дополнительного образования детей и педагогов-психологов образовательных учреждений города, был составлен план проведения тренингов:

  • Релаксационный тренинг. Теория и методика. (Цель – научить снимать нервно-психическое напряжение);
  • Медитативный тренинг. Теория и методика. (Цель – развить способности к концентрации внимания, расширить познание о собственных возможностях);
  • Типология личности. Подходы к развитию эффективных коммуникаций. (Цель – дать знания о разнообразии форм конституционального реагирования, программирование эффективного взаимодействия);
  • Спонтанность в творческом процессе. Теория и методики. (Цель – дать знания для понимания спонтанности как необходимого условия творчества и эвристических прозрений);
  • Дыхательные техники и измененные состояния сознания. Теория и методики. (Цель – дать знания для понимания процесса катарсиса и необходимости интеграции психических процессов);
  • Агрессия. Психотехники по снижению агрессии. Теория и методики. (Цель – овладение экспресс-методиками эмоционального реагирования);
  • Музыкотерапия. Теория и методики. (Цель – овладение умением изменения психических состояний посредством творческого восприятии);
  • Хореотерапия. Теория и методики. (Цель – отработка мышечных напряжений и зажимов посредством спонтанных индуцированных движений);

Арт-терапия. Теория и методики. (Цель – анализ неосознанных мотивов).

Были подготовлены и успешно состоялись следующие выступление: «Влияние фитнес-технологий на развития культуры и тела юношей и девушек», «История развития бодифитнеса и бодибилдинга», «Тактильная коммуникация. Феномены тактильности. Некоторые аспекты физической агрессии», «Развитие стрессоустойчивости подростков и молодежи посредством фитнес-технологий», «Медитативные технологии в педагогической деятельности, как современные средства развития, воспитания». Подготовленные материалы и статьи были использованы для разработки методических разработок для педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов ОУ Южного округа г. Оренбурга.

Были проведены семинары-практикумы для педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов образовательных учреждений Южного административного округа по проблеме эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию толерантного поведения:

  • Приёмы повышения стрессоустойчивости (невербальное реагирование на повышенном эмоциональном накале);
  • «Индивидуальные границы толерантности» (типология личности и конституциональная предрасположенность к силе и скорости ответных реакций);
  • Роль голосового и тактильного взаимодействия в межличностных контактах (звуковое и тактильное программирование эффективного межличностного взаимодействия со знаком «+» или «-». Значение нюансов);
  • Медитативный опыт в педагогической практике (расширение педагогических возможностей при использовании медитативного тренинга для педагогов и детей).

Были разработаны методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и социальных педагогов по формированию толерантного поведения подростков по следующим вопросам:

  • по содержанию (правовые аспекты проблемы формирования толерантного поведения, ознакомление с основными понятиями проблемы толерантного поведения, крайние проявления толерантного поведения);
  • по формам и методам работы (адаптированные для педагогов дополнительного образования методы психокоррекции: символодрама, ролевые игры, релаксация, внутригрупповая интерпретация графического изображения эмоционального состояния и т.д.).

Досуг

Традиционным стал семейный фитнес-фестиваль «Красота и спорт спасут мир», позволяющий провести эффективную пропаганду здорового образа жизни и физической культуры в семье. Авторами и организаторами проекта стали сотрудники Центра ортобиотики и здоровьесберегающих технологий, педагоги высшей категории Пименовы Игорь Владимирович и Валентина Петровна.

Цели и задачи фитнес-фестиваля:

- популяризация здорового образа жизни;
- повышение мотивации к занятиям спортом;
- формирование культуры и эстетики тела;
- развитие семейной приемственности в здоровом образе жизни, приобщение к фитнесу и правильному питанию.

Издательская деятельность

Подготовка и разработка печатной продукции и видеоматериалов по данной теме с целью повышения информированности педагогов дополнительного образования и социальных педагогов. Содержание данных материалов должно носить информационный характер об эффективности и результативности психокоррекционных методов по снижению агрессии, нивелированию фрустрационных состояний, основам психофизической гармонизации.

Были подготовлены:

  • компьютерные презентации: «Психология тактильности», «Телесные наказания. За и против», «Конкурс «Красота и спорт спасут мир», «Бодибилдинг», «Бодифитнес», «Цветы» и др.;
  • методические рекомендации: «Влияние тактильности на гармоническое развитие ребенка», «Фитнес-технологии в системе дополнительного образования» и др.;
  • информационные проспекты базового (опорного) учреждения дополнительного образования детей по проблеме совершенствования работы формирования основ толерантного поведения;
  • информационные программки для методических объединений и семинаров.

Консалтинг

Организация базы и систематизация консалтинга для педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, руководителей структурных подразделений, заведующих детскими клубами, методистов по вопросам:

  • нормативно-правовые основы проблемы толерантного поведения;
  • инновационные методы и формы работы по проблеме толерантного поведения;
  • научное обоснование проблемы толерантности;
  •   методическая поддержка.

Мониторинг

Проведение систематического мониторинга:

  • уровня заинтересованности педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов в образовательной деятельности методических объединений;
  • уровня агрессивности педагогов, воспитанников, родителей;
  • эффективности форм групповой сплоченности и реагирования в конфликтных ситуациях;
  • образовательного процесса в контексте формирования толерантного поведения.

Были достигнуты следующие результаты:

  • удовлетворены личностные и профессиональные потребности педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов в решении проблемы формирования толерантного сознания и поведения;
  • повысился образовательный уровень педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов на основе овладения методологическими знаниями основ не провокационного сознания и поведения;
  • сформирован круг единомышленников среди педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов ОУ для совместного решения проблемы формирования толерантного сознания и поведения.

 

ССЫЛКА НА ПРЕЗЕНТАЦИЮ !!!


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации