КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 


Из опыта работы
педагога дополнительного образования Областного Дворца творчества детей
и молодёжи им. В.П. Поляничко

 

Богомолова Сергея Павловича

 

 

Материал подготовлен
 Железновой Л.Б.

 

Сущность опытаКоммуникативно-деятельностный подход при изучении английского языка основан на идее имитации, реализуется с помощью интенсивного метода, характеризуется тем, что язык изучается не ради системы, а ради того, чтобы его использовать при общении.

Новизна– Реализация коммуникационно-деятельностного подхода при изучении английского языка с помощью интенсивного метода для организации общения в рамках выбранной профессии.

АктуальностьНа современном этапе развития российского общества, характеризующегося расширением международных контактов и сотрудничества на всех уровнях, интеграцией страны в европейское и мировое сообщество, актуализируется необходимость овладения гражданами иноязычной культурой, как средством межкультурной коммуникации. Гуманистический характер образования обусловил проявление новой тенденции в обучении иностранным языкам – обучение межкультурному общению старшеклассников и студентов по программе  «Essential English» в учреждениях дополнительного образования.

Результативность формирование англоязычной коммуникативной компетентности – готовности воспитанников к коммуникативно приемлемому и целесообразному англоязычному речевому действию сообразно ситуации.

1. Теоретическая база опыта

Коммуникативно-деятельностный подход при изучении английского языка основан на идее имитации, реализуется с помощью интенсивного метода, характеризуется тем, что язык изучается не ради системы, а ради того, чтобы его использовать при общении (английский язык не самоцель, а средство). Главное в подходе – введение учащихся в мир носителя английского языка при помощи достижения аутентичности образовательного процесса. Аутентичность процессу обучения придают использование учебно-методического комплекта «Happy English I» для средней школы и курса Экерсли «Универсальный учебник английского языка», книги для учителя, пособия «Headway» (preivtermediate, intermeodiate), упражнений по грамматике, лексике, стилистике, сборника «Essential Grammar in Use», аудикурсов «Benson's Family», «Let's Listen», видеокурсов «Happy English I» (Клементьева, Монк).

Подход сознательной систематизации языковых явлений реализуется посредством опоры на родной язык, на аналитическую деятельность воспитанников, на сознательное усвоение правил при помощи методов наблюдения, сопоставления, сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования.

2. Основные идеи и принципы педагогической деятельности:

  • идея обучения английскому языку как средству общения при помощи общения, являющимся средством обучения языку;
  • организация обучения на основе совместно-игровой, продуктивной, познавательной деятельности, коллективной предметно-ориентированной активности;
  • решение не только коммуникативных и когнитивных, но и развивающих задач;
  • развитие творческой речи, способности адекватного выражения словесных форм к целям, условиям, участникам общения, а не просто речевое реагирование и речевое приспособление к коммуникативной ситуации;
  • формирование ценностного отношения к языку, как феномену национальной и общечеловеческой культуры;
  • опора на самостоятельную деятельность воспитанников, творческую активность, обеспечение самооценки и самоконтроля;
  • обеспечение функциональности изучаемых явлений (воспитанник должен понимать, как одни и те же коммуникативные задачи могут решаться
    при помощи русского и английского языков).

3. Построение программы
Программа носит разноуровневый характер и построена по модульному принципу.
Модуль 1. Грамматический материал

I уровень (базовое содержание модуля):

  • структура простого предложения;
  • структура сложноподчиненного предложения;

II уровень (основное содержание модуля):

  • усложнённые структуры в составе предложения (цепочки определений, сложное дополнение, сложное подлежащее);
  • формальные признаки логико-смысловых связей между элементами
    текста;
  • формальные признаки придаточного бессоюзного предложения;
  • герундий и герундиальные обороты;
  • причастия, причастные обороты.

III уровень (определяющее содержание модуля):

  • развитие грамматических навыков распознавания и понимания форм и конструкций;
  • развитие грамматических навыков использования в речи грамматических форм и конструкций характерных для устных сообщений.

Модуль 2. Фонетика, лексика, все виды чтения

I уровень (базовое содержание модуля):

а) фонетика:

  • знакомство с фонетической системой английского языка, транскрипцией;
  • формирование звукопроизносительных навыков английского языка;
  • изучение правил чтения и развитие навыков чтения вслух и про себя.

б) лексика:

  • развитие лексических навыков;
  • развитие рецептивных и репродуктивных навыков словообразования.

в) чтение:

  • работа с несложными текстами; ознакомительное, поисковое, просмотровое и изучающее чтение.

II уровень (основное содержание модуля):

а) фонетика:

  • совершенствование навыков чтения про себя и вслух.

б) лексика:

  • развитие лексических навыков;
  • расширение потенциального словаря.

в) чтение:

  • владение всеми видами чтения (100 слов в мин. без словаря).

III уровень (определяющее содержание модуля):

а) фонетика:

  • совершенствование навыков чтения про себя.

б) лексика:

  • развитие лексических навыков (3000 лексических единиц).

Модуль 3. Говорение, аудирование, письмо

I уровень (базовое содержание модуля):

а)  говорение:

  • участие в диалоге в связи с содержанием текста;
  • владение речевым этикетом;
  • сообщение информации в рамках страноведческой, общенаучной
    тематики.

б) аудирование:

  • понимание монологического высказывания в рамках ситуаций общения.

в) письмо:

  • освоение навыка письма полупечатным шрифтом, правил орфографии, пунктуации, формирование навыков письменной речи;
  • письменный перевод текста с англ.яз. на русский и обратный перевод в рамках ситуаций общения.

II уровень (основное содержание модуля):

а) говорение:

  • участие в беседе, выражение определенных коммуникативных намерений;
  • сообщение (монологическое высказывание).

б) аудирование:

  • понимание сообщения (в монологической форме и в форме диалога).

в) письмо:

  • составление плана тезисов сообщения/доклада;
  • перевод с английского языка на русский и наоборот.

III уровень (определяющее содержание модуля):

а) говорение:

  • участие в диалоге, беседе;
  • владение всеми видами монологического высказывания (информирование, доклад).

б) аудирование:

  • понимание высказываний в рамках ситуаций общения.

в) письмо:

  • перевод с английского языка на русский и наоборот;
  • написание доклада, аннотации, реферата иноязычного текста.

4. Технологии обученя

Технологии обучения направлены на развитие личностных сфер и структур, с их помощью достигается взаимообучение, демократический подход к воспитаннику, субъект-субъетный характер взаимодействия (сотрудничество).

Технология коллективного взаимообучения используется при организации групповой работы. В зависимости от текущих целей, продиктованных учебной ситуацией организуется один из трех вариантов пар: статическая, динамическая или вариационная.

Технология витагенного образования включает в себя витагенное обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. При реализации технологии используются приемы ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. «Что было бы, если...», стартовой актуализации жизненного опыта учащихся, опережающей проекции преподавания, дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели, временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций.

Среди игровых технологий предпочтение в работе по программе отдается деловым играм. Они применяются, когда необходимо создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным. Как правило, деловая игра – это модель отрезка будущей коммуникативной деятельности воспитанников, связанной с использование английского языка. В образовательном процессе по программе применяются различные модификации деловых игр: разминочные, ситуационно-ролевые, имитационные, операционные.

5. Результаты обучения

Результатами обучения являются позитивные изменения в качестве речевого действия воспитанников на английском языке (как внешнего показателя англоязычной коммуникативной компетентности), которое напрямую зависит от сформированности языковой, речевой и социокультурных компетенций. Обучающиеся по программе принимают активное участие в мероприятиях Лингвистической школы ОДТДМ (фестивали, олимпиады по английскому языку), удостаиваются права участия в международных программах, таких, как: «Work & travell» (США); «AjS'ID» под эгидой ASPA конгресса США по обеспечению интеркультурного взаимодействия на постсоветском пространстве (право участия определяется по предварительному отбору одарённых детей в освоении англоязычной культуры).

 


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации