От подмастерья к мастеру
(опыт реализации дополнительной образовательной программы
«Волшебный мир кожи»)

 


Из опыта работы педагога дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества г.Оренбурга

Титовой Марины Владимировны

 

 

Материал подготовлен
 Железновой Л.Б.

 

Сущность опыта–Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир кожи» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает создание условий для развития художественно-творческих способностей, социального и культурного самоопределения, творческой самоактуализации личности воспитанников через овладение практическими умениями и навыками работы с кожей. Программа предусматривает освоение простых технических приёмов работы с разными видами кожи, с использованием несложных инструментов, для изготовления предметов бижутерии, элементов декорирования одежды, композиций, настенных панно и сувениров. В программу включены ознакомительные занятия по дизайну, истории и видам декоративно-прикладного искусства, истокам развития народных традиций.

Новизна– Программа синтезирует два направления: освоение языка художественной выразительности (создание художественных композиций из кожи), а также языка декоративно-прикладного искусства (народный кожевенный промысел).

АктуальностьТворческая деятельность воспитанников по работе с кожей создает своеобразно эмоционально наполненную среду увлечённых детей и педагогов, в которых осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях декоративно-прикладного творчества.

Результативность При освоении данной программы у воспитанников формируется художественная и духовная культура, развивается творческая активность. Художественная деятельность детей находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

 

Теоретическая база опыта

Цель программы состоит в том, чтобы дать детям возможность проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно-прикладного творчества в процессе постижения мастерства художественной работы с кожей.

В соответствии с обозначенной целью решаются следующие задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей народных кожевенных промыслов;
  • обучить основным приёмам и навыкам работы с кожей;
  • обучить основным принципам построения декоративной композиции и основам цветоведения;
  • научить самостоятельному совершенствованию и применению полученных знаний и умений в практической деятельности.

Развивающие:

  • развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в декоративно-прикладном творчестве;
  • развитие творческого потенциала личности воспитанника;
  • развитие познавательной активности и способности к самообразованию;
  • развитие умения контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
  • развитие стремления к творческой самореализации средствами декоративно-прикладного творчества (работа с кожей);
  • развитие толерантного мышления.

Воспитывающие:

  • формирование ценностных ориентаций воспитанников (Истина, Добро, Красота, Гуманизм, Родина);
  • формирование уважительного отношения к чужому труду;
  • воспитание социально–психологического чувства удовлетворения от изделия, сделанного своими руками;
  • воспитание чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину – Оренбуржье.

2. Концепция программы

В основе программы лежат следующие ключевые идеи, на которые опирается весь учебно-воспитательный процесс.

Идея фольклорности заключается в художественной коллективной творческой деятельности и культурной общности воспитанников, которая реализуется в разделах программы «Весновки», «Осенины», «Зимушка-зима». Содержание данных разделов предполагает изучение народных фольклорных праздников встречи весны, зимы, осени и подготовка к ним (изготовление аксессуаров, подарков и сувениров из кожи для проведения игрищ и забав).

Идея сочетания теории и практики
Практическую деятельность детей предваряет изучение теоретического материала: освоение языка художественной выразительности (цветоведение, композиция, стилизация), а также языка декоративно-прикладного искусства (декоративные композиции из кожи).

Идея разновозрастного образования
Среди детей разного возраста ребёнок последовательно и гармонично переживает своё взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на младших, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они – главные помощники педагогу. Старшие воспитанники обладают опытом, который они передают младшим. Со временем воспитанник постепенно осваивает все сложные действия и теперь уже сам помогает педагогу, он сам может прийти младшим на выручку. И это ощущение созревает в самом ребёнке. Ребёнок получает опыт.

Идея интеграции учебной и поисково-исследовательской деятельности
Основной творческой задачей каждого ребенка является создание собственной модели или композиции. Работа начинается с поисковой деятельности детей. Сбор информации в музее, библиотеке постепенно формирует у детей устойчивый интерес к самостоятельному поиску знаний. Собранный материал оформляется и систематизируется.

Идея восхождения
Ребёнок проходит весь путь от разработки эскиза до создания и демонстрации собственной авторской модели. Во время обучения кроме формирования специальных знаний и умений в детях происходят личностные изменения, расширение кругозора, формирование эстетического вкуса, повышается духовный и нравственный уровень, уверенность в себе. За время обучения происходит восхождение воспитанников к общечеловеческим ценностям, таким как: Красота, Добро, Истина, Отечество.
В основу дополнительной образовательной программы «Волшебный мир кожи» положены следующие принципы:

  • принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на изучение истории родного города, а именно архитектуры, ремёсел, традиций;
  • принцип творчества, помогает развивать детскую фантазию, способность принимать нестандартные решения, неординарно мыслить и действовать;
  • принцип коллективной деятельности реализуется при создании совместных композиций. Принцип реализуется также при организации коллективных праздников, конкурсов, проведении и участия в выставках;
  • принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учёт индивидуальных и возрастных возможностей и способностей детей, реализуется в индивидуальных консультациях ребёнка-творца с педагогом;
  • принцип самореализации предполагает создание творческой среды, в которой ребёнок может ощутить успех от самостоятельной деятельности, выраженной в создании модели.

3. Механизм реализации программы

Программа ориентирована на воспитанников 11-16лет (школьного возраста). В первый год обучаются дети 11-12 лет, второй – 13-14, третий 15-16.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Реализация программы очень важна для определения сферы увлечений детей 11-16 лет. Среди интересов выделяются склонности к какой-то определённой области познания и деятельности, захватывающей воображение и волю, и готовность отдать все время любимому занятию. Необходимо учитывать и новую позицию детей данного возраста в системе общественных отношений, осознание новой роли и овладение ими нравственным опытом в индивидуальной или совместной творческой деятельности, направленной на достижение цели, имеющей значение для всего коллектива.

Освоение программы предполагает прохождение трёх этапов по годам обучения: в конце 1-ого года обучения воспитанники получают диплом «Подмастерье», 2-ого года – диплом «Мастеровой», 3-его года – диплом «Мастер», что соответствует трём уровням развития творческой активности личности (исполнитель, активный деятель, творческая личность).

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

– индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учётом его возможностей);
– фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма);
– групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
– коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и др мероприятиям).

4. Организация учебных занятий

Основной формой организации работы является занятие, содержание которого не ограничивается только информацией, имеющейся у педагога и обучающихся. Оно включает в себя опыт эмоциональных переживаний, опыт отношений (к людям, ценностям), опыт взаимодействия и общения всех участников деятельности.

В работе по изготовлению любого изделия можно выделить два основных этапа:

  • на первом создается схематическое изображение будущей работы и подбор необходимых материалов,
  • на втором происходит претворение его в изделие.

Первый этап зависит, в первую очередь, от творческих усилий обучающегося, второй – не возможен без базовых технологических знаний.

Оба этапа равнозначны в создании итоговой творческой работы ребёнка.

На первом этапе выполнение работы затруднительно без овладения такими составляющими изобразительной грамоты, как цветоведение, основы композиции, стилизация; знание особенностей материала. На втором этапе выполнение работы требует знания особенности технологии работы с кожей.

Хотя занятия должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теорию выделяется в среднем 20% рабочего времени в форме инструктажа или тематических бесед с демонстрацией наглядных пособий. При объяснении первого задания необходимо акцентировать внимание не только на конечном результате работы, важно ясно и четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед воспитанниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки кожи. Когда ясна последовательность этапов исполнения изделия, меньше ожидаешь подсказки, больше проявляешь самостоятельность.

На первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определённой степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы не было слепого копирования, необходимо сознательное подражание, связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов исполнения и др., т.е. даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества. Работа по образцам – один из этапов творческого роста воспитанников. Обучающиеся должны понять, что через копирование образцов идет освоение приемов работы инструментами, понимание художественных и технологических возможностей обрабатываемого материала, особенностей композиционных решений декора. Следование образцам на начальном этапе обучения позволяет обучающимся усвоить, что и как можно сделать в том или ином материале, в той или иной технике.

После работы по образцам начинается самостоятельная работа воспитанников. У различных возрастных групп прослеживаются определённые интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций ложатся сюжеты учебного материала по литературе, бесед по изобразительному искусству, сюжеты прочитанных книг, просмотренных спектаклей, кинофильмов, эстетически воспринятые предметы и явления природы, окружающей жизни. В тех случаях, когда ребёнок теряется, не зная, что выразить в своей композиции, можно рекомендовать ему несколько тем на выбор. Эффективную помощь может оказать демонстрация наглядного материала. Задача педагога – ориентировать обучающихся на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.

В поисках сюжетов для творческих декоративных работ рекомендуется проводить с воспитанниками выходы на природу, на улицы города. Внимательно вглядываясь в окружающее, обнаруживая красоту природы, архитектуры города воспитанники проникаются чувством любви к родному краю. Работая над темой исторического характера, желательно просмотреть книги, журналы, а возможно, и кинофильмы, относящиеся к данному периоду, познакомиться с бытовыми предметами, одеждой, утварью в исторических или краеведческих музеях. Цель творческих работ – внимательное наблюдение жизненного материала, его глубокое осмысление и эстетическая интерпретация в декоративные образы в соответствии с замыслом и выбранным материалом, развитие творческого воображения.

В содержание учебно-воспитательного процесса обязательно должны быть включены экскурсии, которые дают возможность познакомиться с художественными традициями народов, населяющих Оренбуржье, и творчеством современников, увидеть связь поколений и преемственность традиций. Обязательными являются экскурсии в Музей изобразительных искусств; выставочные залы; салон народных ремесел; краеведческий музей и Музей истории г. Оренбурга.

Кроме учебных занятий и экскурсий программа предусматривает вспомогательные формы работы («круглые столы», дискуссии, конкурсы, выставки, фольклорные праздники и ярмарки), а также систему досуговых мероприятий, способствующих развитию детского коллектива (Дни именинника и т.п.). Часть мероприятий проводится совместно с родителями воспитанников.

Программа «Волшебный мир кожи» предполагает реализацию таких разделов как «Осенины», «Зимушка-зима», «Весновки», которые знакомят детей с русскими народными традициями, фольклорными праздниками, обычаями и обрядами. В эти разделы входит изучение и проведение календарных праздников, игр и забав. Важна прикладная направленность этой темы. Изготовление народных обрядовых изделий из кожи (фигурок, открыток, оберегов, украшений и др.) оставляет у детей ощущение праздника, сопричастности к истории, традициям своего народа. В завершении курса обучения по данным разделам программы проводятся ярмарки изделий воспитанников, что способствует популяризации данного вида творчества, укреплению, в некоторой степени, материальной базы объединения, а также обучению детей рыночно-экономическим отношениям.

Для выполнения некоторых работ требуется длительное время, конечный результат которых весьма далек. Чтобы дети не потеряли интереса к работе, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, проводить мини-выставки изделий одного дня.В этом случае воспитанники видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы ребят, развивается их творческое мышление, речь, формируются навыки анализа и самоанализа. Большая роль при этом принадлежит педагогу, который направляет весь ход обсуждения, тактично вносит поправки в оценку воспитанниками положительных и отрицательных сторон выполненных работ, подводит итог общего разговора.

Помимо проведения выставок по окончании изучения каждого раздела программы рекомендуется устраивать итоговую выставку по каждому году обучения. Членами жюри, могут стать наиболее авторитетные воспитанники. Умелая организация выставки творческих работ является одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Предполагается не только вручение дипломов и сертификатов, но и возможно материальное вознаграждение воспитанника за успешную трудовую и творческую деятельность – книга по искусству, подарочный набор инструментов для художественной обработки кожи и др.

Наряду с итоговыми выставками творческих работ воспитанников программа предусматривает участие в выставках, конкурсах и фестивалях различного уровня.

5. Результаты реализации программы

Результаты освоения данной программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника.

В структуре результатов определяются ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков воспитанники овладевают на уровне:

– актуального развития (исполнительская компетентность – репродуктивная работа с кожей хорошо освоенная и выполняемая практически автоматически);
– зоны ближайшего развития («перспективные действия» – находящиеся ещё в стадии формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области декоративно-прикладного творчества).

Предметные результаты – уровень освоения воспитанниками базовых понятий художественной работы с кожей, опыт деятельности по получению новых знаний в области декоративно-прикладного творчества (кожаной пластики), его преобразование и применение, а также системы основополагающих элементов декоративно-прикладного творчества, лежащей в основе современных направлений: дизайн, стилизация и т.д.
Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Метапредметные результаты овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования декоративно-творческой деятельности при работе с кожей, замшей, мехом, бисером, фурнитурой и др.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребёнком),
  • отчетные выставки объединения,
  • участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребёнка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Личностные результаты – готовность и способность воспитанников к саморазвитию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность российской, гражданской идентичности. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребёнка в объединении, деловые качества воспитанника) используется простое наблюдение, проведение ролевых игр, опросники, анкетирование, психолого-диагностические методики.

Диагностика проводится по окончании первого полугодия и в конце учебного года. Результаты педагогического мониторинга заполняет педагог в карте индивидуального развития.

После первого года обучения по дополнительной образовательной программе «Волшебный мир кожи» каждый воспитанник готовит презентацию своих лучших работ, выполненных за отчётный период обучения в виде несложной композиции на выставке-конкурсе «Я – Подмастерье». На итоговое занятие приглашаются родители, выпускники прошлых лет, и детям торжественно вручаются дипломы «Подмастерье».

В конце второго года обучения проводится выставка-конкурс «Я – Мастеровой», на которую также приглашаются родители, выпускники прошлых лет и воспитанники первого года обучения. В торжественной обстановке вручаются дипломы «Мастеровой».

В завершении обучения по программе «Волшебный мир кожи» проводится заключительная выставка «Я – Мастер», на которую приглашаются родители, выпускники прошлых лет и воспитанники первого, второго года обучения. В торжественной обстановке каждому выпускнику вручаются дипломы «Мастер» творческого объединения «Волшебный мир кожи». Праздничное открытие выставки переходит в «Бал выпускников», где вручаются сертификаты. По итогам работы за весь период обучения вручаются благодарственные письма родителям лучших выпускников.

 


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации