Создание школьной газеты

 

Представлено Л.Б. Железновой

Автор опыта:

Бурлуцкий Евгений Сергеевич, педагог дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества г.Оренбурга

 

Условия возникновения опыта
Изменение информационной структуры общества начала XXI века потребовало нового подхода к формам работы с детьми. Важной и необходимой в современном мире стала профессия журналиста.

Газета в школе – это своеобразная модель современного информационного общества. Она является системообразующим компонентом школьного информационного пространства. Благодаря выпуску школьной газеты воспитанники творческого объединения «Создаём газету» осваивают азы журналистского мастерства, учатся работать с информационными потоками современного общества, осваивают современные технологии создания газеты.

Новизна  
Для создания школьной газеты была разработана дополнительная образовательная программа «Создаём газету», предполагающая создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самоактуализации личности подростков и старшеклассников в процессе подготовки и верстки школьной газеты. При реализации программы у воспитанников формируются компетенции, необходимые подросткам для жизнедеятельности в ХХI веке: коммуникабельность, корпоративность, креативность, толерантность, умение работать с информацией.

Главное
Освоение журналистской профессии обладает мощным воспитательным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к учебе, что способствует сплочению детей, развитию их коммуникативной компетентности, изменению их социального статуса, развитию личности, определению выбора дальнейшей профессии.

Доступность
Программа может быть реализована в старших классах общеобразовательных школ и объединениях учреждений дополнительного образования детей. Отдельные модули программы могут использоваться учителями старшей ступени школы для разработки элективных курсов при организации профильного обучения.

Состав группы 10-12 человек. В группу набираются учащиеся 8-11 классов по желанию и без конкретных требований к базовым знаниям. В начале обучения проводится родительское собрание, на котором педагог знакомится с родителями новых воспитанников и рассказывает о деятельности объединения «Создаём газету».

Сущность опыта
Сущность опыта состоит в разработке и реализации программы «Создаём газету». Программа ориентирована на подростков 13-17 лет.

Цель: развитие творческих способностей воспитанников средством организации деятельности по созданию школьной газеты.
Процесс образовательной деятельности по программе «Создаём газету» предусматривает участие воспитанников в технологическом процессе на всех этапах создания школьной газеты и сайта школы: воспитанники сами прорабатывают тему и идею, добывают информацию, перерабатывают её, создают материал и верстают очередной номер, либо выкладывают на сайт школы.

Программа «Создаём газету» рассчитана на три года обучения.

Программа состоит из двух модулей: образовательного и творческого.

Образовательный модуль представлен разделами: «Газета – это информация», «Газета – это общение», «Газета – это труд журналиста», «Газета – это верстка», «Газета – это команда», ориентированных на работу со старшеклассниками 13-17 лет. Предлагаемые темы разделов, рассчитанные на 2 года обучения, предусматривают знания от простого к сложному. Третий год реализуется в одном модуле «Создаём газету», который направлен на реализацию творческих задач средствами работы редакционной коллегии по созданию и разработке школьной газеты.

В основе программы лежат следующие ключевые идеи, пронизывающие весь учебно-воспитательный процесс.

  1. Идея коллективной проектной деятельности
  2. Идея разновозрастного образования
  3. Идея командной деятельности
  4. Идея среды профессионального общения
  5. Идея продуктивной творческой деятельности

Реализация программы предполагает индивидуальные, парные и групповые формы организации познавательной деятельности. Продолжительность занятий может варьироваться в зависимости от потребностей воспитанников. Формы организации занятий подбираются в зависимости от цели и задач: выездные журналистские «пленэры», экскурсии, семинары-практикумы, презентация проектов или продуктов творческой работы, пресс-конференции, дискуссии, деловые или ролевые игры, тренинги и др.

Результативность
Образовательный результат программы «Создаём газету» отслеживается в индивидуальных журналистских портфолио воспитанников, которые содержат все работы и награды в журналистской сфере, сделанные и полученные воспитанником во время обучения. Портфолио состоит из творческого блока, который заполняет сам воспитанник. Данный блок состоит из четырех разделов: «Официальные документы», «Творческие работы и социальная практика», «Отзывы и рекомендации», «Общая информация».

После первого года обучения по программе каждый воспитанник готовит самостоятельную работу в виде презентации Журналистских Портфолио. Организуется выставка лучших журналистских работ и дипломов воспитанников. На итоговом занятии воспитанникам вручаются дипломы.

По итогам второго года обучения по программе проводится Фестиваль журналистских идей, в котором принимают участие представители педагогического состава школы. На фестивале презентуются лучшие материалы и работы каждого юного журналиста. Работы оценивают учителя из педагогического коллектива школы. На итоговом занятии каждому воспитаннику вручается диплом, особо отличившиеся авторы также получают дипломы в одной из номинаций: «Лучшая идея», «Новаторство», «Полезный проект», «Золотое перо» и т.д.

В завершении обучения проводится «Выпускной вечер», на котором выпускникам творческого объединения «Создаём газету» вручаются сертификаты. По итогам работы за весь период обучения вручаются благодарственные письма родителям лучших выпускников.

В течение всего периода реализации программы воспитанники творческого объединения активно участвуют в организации выпуска школьной газеты и школьного сайта школы №35 г. Оренбурга.

Школьная газета позволяет детям и подросткам научиться высказывать свои мысли, помогает познать себя, открыть мир, исполняет роль посредника между школой и подростками, подростками и родителями, между поколениями. С помощью газеты учащиеся могут ощутить себя социально значимыми, быть признанными другими. Попутно подросток узнает многое из жизни сверстников, взрослых; учится общаться, понимать, прощать, развивает чувство юмора.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации