Развитие коммуникативной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования

Представлено: Железновой Л.Б.


Автор опыта:

ХАРИТОНОВА Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования МУДОд «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга

Условия возникновения опыта

Противоречие между опытом в теории и практике развития коммуникативной компетентности и её отдельных компонентов и фрагментарностью и бессистемностью процесса развития коммуникативной компетентности в деятельности учреждения дополнительного образования. Современные подростки недостаточно владеют навыками слушания, при этом они испытывают затруднения в тех случаях, когда требуется пояснить или продолжить уже высказанную мысль; демонстрируют недоразвитие навыков делового общения, что проявляется в устойчивом нежелании выполнять учебные задания совместно с неприятными в личном плане сверстниками. Эта особенность – следствие недостаточного опыта групповой работы в школе; демонстрируют недостаточное умение формулировать вопросы; испытывают затруднения в ситуациях, связанных с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику

Актуальность
На современном этапе выдвигаются новые требования к личности выпускника учреждения дополнительного образования детей в первую очередь, с позиций его успешной социализации, которая в значительной степени зависит от умений получать и использовать информацию, осуществлять общение в различных аудиториях, убеждать собеседников и т.д. В целом эти умения развиваются в ходе освоения коммуникативных компетенций, являющихся ключевыми.

Новизна
Определение условий для эффективного развития коммуникативной компетентности подростков в деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Сущность опыта
Учреждение дополнительного образования – гибкая, открытая система, имеющая возможность обеспечить разносторонний подход к воспитаннику, индивидуализацию и одновременно развитие социально-психологического опыта в условиях неформального общения подростков со сверстниками и взрослыми.

В качестве основных элементов процесса развития коммуникативной компетентности личности в учреждении дополнительного образования выступают педагоги дополнительного образования, члены творческих объединений и условия организации процесса общения детей и взрослых в процессе совместной деятельности.

Педагогу дополнительного образования для эффективного развития коммуникативной компетентности необходимо обладать профессиональным мастерством в сфере общения, способностью эффективно решать широкий круг коммуникативных задач, быть умелым фасилитатором, повышающим интенсивность групповой деятельности, подключающим к ней пассивных участников. Он должен уметь демонстрировать различные модели поведения, выступать в роли «эталонного участника», для чего ему необходимо обладать: специальными знаниями и умениями по организации общения в совместной деятельности детей и подростков; знанием закономерностей развития их психики; собственным опытом проведения интерактивных и деловых игр.

В качестве основных типов воздействия выступают методы активного взаимодействия, так как именно они соответствуют ведущим сторонам общения и коммуникативным умениям.

Дискуссионные методы: дискуссия, полемика, диспут, «мозговая атака».

Методы социально-психологического тренинга: игровые методы (операционные, ролевые), сенситивный метод (метод тренировки межличностной чувствительности).

Большой интерес для развития коммуникативной компетентности подростков представляют ролевые игры. В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки.
Сенситивный методотносится к категории методик тренировки межличностной чувствительности. Основная цель сенситивного метода заключается в развитии и совершенствовании способности понимать друг друга взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого.

Программа развития коммуникативной компетентности подростков в деятельности учреждения дополнительного образования включает цикл занятий с элементами социально-психологического тренинга «Секреты конструктивного общения». Программа рассчитана на воспитанников 13-15 лет, состоит из 14 групповых занятий, продолжительность каждого 2 часа. Частота занятий 1 раз в неделю.
Ведущей формой организации образовательного процесса являются групповые занятия с элементами социально-психологического тренинга.
Структура занятия
Вступительная часть. Включает организационный момент, разминку (активизация внимания, настрой на работу), постановку целей занятия.

Основная часть. Включает в себя:
теоретический блок (освоение ключевых понятий, знакомство с новым материалом)
практический блок (упражнения на отработку определенных умений, ролевые игры, работа с диагностическими методиками, закрепление полученных знаний).

Заключительная часть: подведение итогов занятия, рефлексия участников (опрос проводится при подведении итогов каждого занятия с целью оценки эффективности занятий, эмоционального фона участников, корректировки используемого инструментария и содержания; возможно использование с целью получения обратной связи упражнения «Чему я сегодня научился», на итоговом занятии предлагается анкета (Приложение № 5 ), ритуал прощания

Объём теоретического и практического блоков варьируется в зависимости о целей и задач конкретного занятия.

Другой формой организации образовательного процесса являются индивидуальные консультации, которые проводятся по запросу участников.

Программа предусматривает сочетание различных методов работы: словесных (беседа, рассказ, дискуссия, мини-лекции). Практических (психогимнастические упражнения, ролевые игры, работа с простейшими диагностическими методиками, и наглядных (раздаточный дидактический материал, использование схем, таблиц).

Каждый воспитанник вел дневник, который содержит как основные теоретические понятия, так и результаты работы с диагностическими методиками.

Условия эффективности

Для эффективного развития коммуникативной компетентности необходимо:
проведение целенаправленной систематической работы по развитию коммуникативной компетентности с использование методов активного социального взаимодействия;
разработка инвариантного и вариативного содержания программы с опорой на уровни коммуникативной компетентности;
разработка диагностического инструментария, способного обеспечить контроль над развитием коммуникативной компетентности подростков с целью её коррекции.

Результативность

Сравнительный анализ данных диагностики до и после реализации программы показал положительную динамику развития коммуникативной компетентности подростков участвующих в программе, т.е. подтвердил эффективность целенаправленной работы по развитию коммуникативной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации