Роль Н.К. Крупской в создании детской (пионерской) организации

Н.К. Крупская стояла у истоков молодежных союзов.

В 1922 году. Н.К. Крупская писала: «Детдвижение является самостоятельной общественно-политической детской организацией, преследующей цели организации своей детской деятельности» (69, с.147).

Увидев в организации юных пионе­ров источник огромного воспитательного влияния на подрастающие поколения, Н.К. Крупская писала в 1924 году: «Пионерское движение имеет громадное значение. Оно захватывает ребят в том возрасте, когда только еще складывается человек, развивает общественные инстинкты ребят, помогает выработке у них общественных навыков, выработке общественного сознания. Оно ставит перед ребятами великую цель… Эта цель такова, что может ярким светом осветить жизнь подрастающего поколения, наполнить ее глубоким содержанием, необычайно богатыми пе­реживаниями. Пионерское движение могло бы при известных условиях воспитать действительно то молодое поколение, которое могло бы справиться с теми задачами, которые встанут перед ним» (72, с. 255).

В пионердвижении Н.К. Крупская выделяла четыре основных направления: «Вот те основы, которые, мне кажется, надо положить в работу среди пионеров. Это – воспитание товарищеской солидарности, воспитание общественного подхода к каждому вопросу, умение объединенно, сообща, коллективно работать и умение приобретать знания» (73, с. 174).

Большое место в работе с пионерами Н.К. Крупская отводила выработке у ребят навы­ков общественника, организаторских навыков, самодеятельности и инициативы. Она неоднократно напоминала о том, что надо учить пионеров работать в коллективе, быть хороши­ми товарищами, добиваться, чтобы всем было хорошо, заботиться об улучшении жизни «во всей окружа­ющей среде». По мере приобретения пионе­рами навыков общественника-коллективиста их сле­дует привлекать к участию в работе более крупных коллективов. Н.К. Крупская говорила о том, что способность к героическим поступкам воспитывается в будничном труде, подчеркивала необходимость приучения пионеров к повседневной, черновой работе: «...Мы видим обычно лишь праздничную сторону жизни пионеров – их выступления, слышим их речи, но самое важное – повседнев­ная, будничная работа» (74, с. 134.). Именно в процессе будничной ра­боты должны наблюдаться рост и развитие ребят, должен пополняться запас их знаний и, как следствие этого, углуб­ленное понимание поставленной цели. «Без этого, – указывала Н.К. Крупская, – пионердвижение выродится».

Для плодотворной работы пио­нерского отряда необходимо постоянно и широко опираться на самих пионеров, на их само­деятельность и инициативу. «Однако пионерская организация, – предупреждала Н.К. Крупская, – это организация самих детей, а не для детей» и настаивала, «чтобы это была самостоятельная организация», ибо без этого дети будут подчиняться только воле учителей и других взрослых, а им нужно научиться подчиняться воле коллектива, в который они входят. В статье «Школа и пионердвижение» она писала, что в организации «ребенок привыкает иметь постоянно перед глазами интересы целого коллектива…» (74, с. 134), в докладе «Пионердвижение и школа» подчеркивала, что в пионерском коллективе ребята учатся «добиваться того, чтобы не только самому было хорошо, а и другим» (70, с. 228), а в письме пионерам «Будьте общественниками» призывала «принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать» (59, с. 480).

Н.К. Крупская неоднократно предо­стерегала вожатых от попыток все делать «собственными руками и ногами», рекомендуя из наиболее сознательных, передовых ребят подобрать актив, составляющий ядро, авангард, увлекающий за собой весь пионерский отряд. Она указывала, что совместная работа, взаимопомощь, коллективные переживания, общие успехи и достижения, как ничто другое, укрепляют пионерский коллектив, тем самым обеспечивая повышение его роли в воспитании пионеров. Это­му же способствует умелое внесение в пионерскую работу элементов соревнования и романтики.

В целях организации коллективной деятельности пионеров Н.К. Крупская рекомендовала вожатым использовать самые разнообразные формы работы, заботясь о том, чтобы эти формы соответствовали содержанию, были яркими, красочными, способствова­ли успешному решению воспитательных и образова­тельных задач. Она настойчиво призывала всемерно бороться с шаблоном, сухостью, формализмом в пионерской работе, предостере­гала вожатых от мелочной опеки, «нажима» на ребят, подчеркивала необходимость всемерно развивать самодеятельность, активность и инициати­ву пионеров, поощрять всякое их интересное и нуж­ное начинание, полезный почин.

Н.К. Крупская рекомендовала, чтобы пио­нерские сборы были содержательными, интерес­ными, чтобы они помогали развитию ребят, оказыва­ли на них эмоциональное воздействие.

Н.К. Крупская прекрасно понимала, что воспи­тать пионеров можно лишь при условии их активного участия в труде. Еще в 1925 году она писала: «Основной работой отряда должен быть коллективный труд на общую пользу». Надежда Кон­стантиновна требовала шире привлекать пионеров и школьников к посильному труду, осуществлять сое­динение обучения с производительным трудом, раз­вивать у ребят интерес к технике, техническую ини­циативу.

Н.К. Крупская рекомендовала разнообразные общественно полезные практические дела, способные увлечь ребят и принести большую воспитательную пользу. Она советовала привлекать пионеров к работе по благоустройству школьного двора, своей улицы, села, к борьбе за Чистоту, призывала их заботиться о малышах, по­могать колхозникам в уборке урожая, собирать ле­карственные растения, оказывать помощь библиоте­кам в их работе и т. п.

Широко пропагандируя среди вожатых огромное воспитательное значение общественно полезной ра­боты пионеров, Н.К. Крупская, вместе с тем, обраща­ла внимание на важность ее правильной организа­ции, необходимость сочетания индивидуальных инте­ресов ребят с общими целями, предупреждала о том, что нельзя перегружать пионеров этой работой. Допуская применение метода заданий в работе с пионерами, Н.К. Крупская считала необходимым, чтобы задания были конкретны, посильны, интерес­ны для ребят, призывала разнообразить задания, предоставлять пионерам возможность выбора.

Важнейшей задачей пионерорганизации Н.К. Крупская считала расширение кругозора пионеров, обогаще­ние их новыми полезными знаниями, умениями и на­выками. Работа в пионерской организации, по ее мнению, должна развивать любознательность у пионеров, помогать связывать ученье с жизнью, повышать интерес к школьным занятиям.

Большое место в деятельности пионерской орга­низации Надежда Константиновна отводила игре, подчеркивала ее важную роль в воспитании подра­стающего поколения, отмечала, что игра является потребностью растущего детского организма. Н.К. Крупская справедливо утверждала, что игра – одно из важных средств развития организаторских навыков у детей.

Таким образом, Н.К. Крупская была идейным наставником и другом пионеров и их вожатых. В ее трудах разработаны основные проблемы теории детского коммунистического движения, принципы деятельности пионерской организации. Впервые в теории детского движения ею была высказана мысль, что в детской организации – организации самих детей – они сами определяют содержание своей деятельности. В качестве наиболее важных принципов пионерской организации в ее работах определяются принцип возрастного подхода, романтики и игры.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации