История дополнительного образования в России

Развитие системы внешкольной работы в годы первых пятилеток

Представила: Железнова Л.Б.
Дата: 10.10.02


Справочная информация по теме

Дополнительная информация по теме
Литература
Вопросы и задания для самопроверки

 

После октябрьской революции был провозглашен лозунг «Все лучшее - детям!» и как объективное требование времени стали создаваться первые центры внешкольного воспитания. Целью внешкольной работы было закрепление и развитие дальнейших успехов, достигнутых школой в обучении и воспитании детей. Выросла проблема коммунистического влияния на детвору.

Началась разработка теории воспитания. В теории воспитания конкретизировалась основная программная цель - всестороннее развитие личности, разрабатывались такие кардинальные проблемы, как воспитание коллективизма и функции ученического самоуправления, патриотическое и интернациональное воспитание, научно-атеистическое воспитание.

По инициативе партийных, профсоюзных и комсомольских организаций в стране стали создаваться различные по характеру и организационной  структуре объединения пролетарских детей вне школы. 25-28 августа 1918 г. в Москве на I Всероссийском съезде по просвещению работала внешкольная секция, разработавшая основные положения внешкольного образования.

Большой вклад в разработку проблем внешкольного образования внес профессор Е.Н. Медынский, опубликовав в 1918 г. «Методы внешкольной просветительной работы» и в 1923 -1925 гг. «Энциклопедию внешкольного образования».

После установления советской власти внешкольная работа в основном велась клубами. В небольших клубах-примитивах под руководством общественников работали кружки, читальни, площадки для игр. На базе клубов создавались внешкольные союзы (в том числе «майские», «зеленые» и др.), братства и т.п.

В 1918 году появились первые детские  секции при партийных ячейках (в Туле), при ячейках комсомола (в Москве, Петербурге, на Украине), детские клубы, станции, площадки, детские коммуны, организующие общественно-полезную деятельность детей и их досуг. Основная задача этих объединений состояла в том, чтобы через художественную работу добиваться четкого общественно-политического воспитания детей и подростков.

По инициативе двух энтузиастов - председателя районного Совета рабочих депутатов И.В. Русакова и педагога-биолога Б.В. Всесвятского в июне 1918 года в Москве, в Сокольниках возникла первая станция любителей природы, преобразованная в 1920 году в Центральную Биологическую станцию юных натуралистов имени К.А. Тимирязева. Это было первое в стране государственное внешкольное детское учреждение. 15 июня 1918 года при ней был организован первый кружок юннатов.

Основной воспитательной задачей станции юных натуралистов было формирование личности, сочетающей деятельностную любовь к живой природе, стремление к ее познанию, энтузиазм исследователя, глубоко и всесторонне изучающего факты и закономерности живой природы, и навыки практика, умеющего применять знания в жизни и на производстве.

В этом же году при поддержке В.И. Ленина была открыта художественная студия для детей рабочих Путиловского завода в Петрограде. Для студии был отведен особняк на Рижском проспекте. Здесь дети обучались музыке, рисованию, танцам, занимались в духовом оркестре.

Первым внешкольным учреждением туристского профиля стало Бюро школьных экскурсий, созданное в 1918 г. и ставшее в 1919 г. в центральным.

В 1919 году в Перми был открыт детский клуб «Муравейник». Дети всего города стекались сюда на занятия в столярном, слесарном, переплетном и других кружках. На базе этого клуба были созданы первые детские коммунистические группы, которые к концу 1922 года объединились в пионерскую дружину имени К. Либкнехта.

В этом же году в Оренбурге возник «Детский пролетарский клуб-театр», а в Туле - Деткультпросвет. В 1920 году дети горняков города Черемхова объединились в клуб «Красная звездочка», в городе Нолинске Кировской области был создан детский клуб «Цветы коммунизма». В клубах работали кружки,  мастерские, библиотеки.

Значительный вклад в теорию и практику клубных объединений внесли А.С. Макаренко и его соратник В.Н. Терский, считавшие клубную работу делом огромной важности. Они строили воспитательную работу в клубных объединениях как систему, ориентированную на творческую деятельность каждого воспитанника, постепенное приобщение детей к духовной культуре общества. Создавая эту систему, педагоги стремились к последовательности, разумной дозировке и инструментовке клубных дел.

В.Н. Терский был активным сторонником самодеятельности детей, понимая ее как единство обучения и творчества. Не натаскивание, не дрессировка, не демонстрация выучки, а самодеятельность, когда дети действуют сами, когда появляется их собственное творчество.  Кружки и клубы В.Н. Терский называл желанной формой отдыха детей, где они группируются по признакам общности их интересов, наклонностей, вкусов и особенностей.

Были сделаны первые шаги в области художественного воспитания. В 1918 году в Петрограде и Саратове открылись театры для детей.  В 1920 году в Москве начал работать Государственный театр для детей, несколько позже Детский театр под руководством Н.И. Сац. В 1922 году Детский театр был открыт в Петрограде. Его основателем и бессменным руководителем в течение сорока лет был А. Брянцев.

Н.К. Крупская, подчеркивая значимость внешкольной работы писала: 

«Внешкольная работа чрезвычайно важна, так  как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия для их всестороннего развития» (Крупская Н.К.. Заботиться о всестороннем развитии детей. - пед. соч. В 10-ти., т. 5. - т, 1959, с. 591).

« Надо уметь давать всесторонне развиваться личности ребенка, и тут внешкольная работа играет совершенно исключительную роль» (Крупская Н.К.. Нашей смене - всестороннее развитие. - пед. соч. В 10-ти ., т. 5. - т., 1959, с. 508).

Серьезное внимание становлению внешкольного образования в первые Советской власти уделял А.В. Луначарский. В статье «Что такое образование?» он писал: «Внешкольное образование есть дело создания и использования тех центров культуры, которые помогли бы человеку сделать жизнь свою не просто времяпровождением, не простым процессом. Вот в чем заключается и к чему стремится так называемое внешкольное образование: музеи, библиотеки, театры, народные университеты, курсы, гимнастические общества и т. д. Сделайте все это доступным населению, втяните во все это население, чтобы оно могло учиться и учить тому, как нужно учиться, чтобы оно могло отдавать свою душу, отдавать все ценное в общую сокровищницу» (Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М., 1976, с. 361-362.). В речи «Задачи внешкольного образования в Советской России» А.В. Луначарский прямо определяет задачи внешкольного образования, имея в виду включение в его орбиту прежде всего взрослого населения страны: «Популяризация научных знаний, популяризация искусств, социально-политическая пропаганда - таков основные задачи внешкольного образования» (Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М., 1976, с. 368.).

В 20 - 30-е гг. исследованием проблем внешкольной работы занимались специальные центры и институт методов внешкольной работы. Вопросы внешкольной работы освещались в журнале «Внешкольное образование» Руководство внешкольной работой осуществляли внешкольные отделы, а позднее (с 1929 г.) Совет при Наркомпросе РСФСР, в который входили представители Главполитпросвета, Наркомздрава, детской комиссии ВЦИК, ученые.

В 1920 -1921 гг. во многих детских домах и школах начали создаваться трудовые кружки, многие из которых постепенно превращались в ремесленные и технические, где ребята строили модели и макеты.

В 1921 г. в 37-й железнодорожной школе г. Тулы электротехнический кружок объединил 20 учащихся (руководитель И. Заломов). Первая модель, построенная этим кружком, называлась «Новая деревня» и представляла собой макет, освещенный лампочками от карманных фонарей.

20-е и 30-е годы это период бурного развития сети внешкольных учреждений в стране, охватывающий основные направления внешкольной работы с детьми и подростками.

В 1922 году в Хамовническом районе Москвы на базе детского клуба «Трудовая коммуна» открылся первый в стране Дом пионеров.

В 1923 г. для организации туристской работы с детьми со­здастся Центральная детская экскурсионно-туристская станция, ставшая методическим и организационным центром по краеве­дению и туризму.

С 1925 г. в стране открываются Дома художественного воспи­тания и самостоятельные детские библиотеки.

16 июня 1925 г. торжественно был поднят флаг Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», ставшего базой подготовки пионерского актива.

В 1923 - 1925 гг. под влиянием идей электрификации страны, плана ГОЭЛРО открываются электротехнические кружки в Орле, Ростове-на-Дону, Смоленске и других городах. Основу деятельности всех трудовых (ремесленных) и технических кружков первой половины 20-х гг. составляли практические занятия. Сравнительно редко в кружках проводились теоретические занятия, но частыми были экскурсии на предприятия, где подростки получали полезные сведения, знакомились с техническим оснащением и технологическим процессом того или иного производства.

При содействии Общества друзей воздушного флота, где была организована секция «Юные друзья ОДВФ», создаются первые кружки юных авиамоделистов.

Авиамодельные кружки вскоре появляются повсюду. К 1926 г. в Сталинграде насчитывалось уже 25 кружков юных авиамоделистов, в Смоленске - 5, в Орловской губернии - 49. Содержание практической работы сводилось к постройке простейших моделей: летающих игрушек, шаров-монгольфьеров, плоских и коробчатых воздушных змеев, бумажных моделей планеров, схематических моделей самолетов. Воздушные шары-монгольфьеры и коробчатые змеи стали чуть ли не непременной принадлежностью пионерских сборов и костров.

28 сентября 1924 г. в Москве, на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, состоялись городские состязания по летающим моделям. Участники их представили 113 моделей. Результаты состязаний были скромными: наибольшая дальность полета модели составила 45 м, продолжительность - 13,6 с, высота - 12 м, скорость - 10,7 м/с. Но начало было положено: авиамоделизм стал одним из популярнейших и массовых видов детского творчества.

 С 1924 г. среди школьников начала развиваться еще одна область технической самодеятельности  - радиолюбительство.

В 1926 г. начинает свою деятельность Центральная станция юных техников (директор А.И. Волков), которая ставит задачей не только организацию кружковой и клубной работы по технике, но и проведение ин­структивно-методической и массовой работы, направленной на развитие детского технического творчества. Станция на первых порах не имела ни бюджета, ни оплачиваемого персонала. Ее работники выполняли свои обязанности в общественном порядке. Занятия со школьниками проводились два раза в неделю по 4 часа.

С января 1926 г. ЦК ВЛКСМ приступил к изданию популярного научно-технического журнала для детей «Знания - сила», в задачи которого вошла интенсивная пропаганда достижений науки и техники среди пионеров и школьников, содействие развитию детского технического творчества.

К октябрю 1927 г. по стране уже насчитывалось уже 15 детских технических станций, в 1928 г. -24, в 1931 г. - 150, в 1932 г. - 250. В ряде мест возникали детские технические и сельскохозяйственные станции. Одними из первых открылись губернские и краевые станции в Киеве, Ростове-на-Дону, Туле, Смоленске, Свердловске и Ленинграде, а районные - в Москве. В 1928 г. в Харькове заработала Центральная детская техническая и сельскохозяйственная станция Украины.

В июле 1932 г. в Москве состоялся Всесоюзный слет юных техников, в котором участвовало свыше 33 делегатов от всех областей, краев и республик страны.

Опыт работы первых внешкольных учреждений требовал серьезного анализа и обобщения. Для определения содержания, форм и методов внешкольной работы и работы пионерской ор­ганизации создается Научно-педагогический институт методов внешкольной работы (1923 г.), при Наркомпросе РСФСР — Совет художественного воспитания (1924 г.), Комиссия по детской книге (1926 г.).

Сложность задач, стоящих перед внешкольными учреждени­ями, дальнейшее развитие их сети требовали централизованного руководства, подготовки большого количества квалифицирован­ных педагогических кадров. В 1928 г. при Академии коммуни­стического воспитания имени Н. К. Крупской создается внешкольное отделение для подготовки кадров внешкольных ра­ботников. В 1929 г. под председательством Н. К. Крупской в системе Наркомпроса был организован Совет по внешкольной работе, который осуществлял руководство деятельностью вне­школьных учреждений на местах, оказывал организационно-ме­тодическую помощь органам народного образования, обобщал пе­редовой опыт, привлекал государственные и общественные орга­низации к внешкольной работе.

Огромную роль в развитии внешкольной работы сыграли постановление ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1932 г. «О работе пионерской организации (К 10-летию пионер-организации)» и постановление СНК РСФСР от 26 декабря 1932 г. «О мероприятиях по развертыванию внешкольной рабо­ты среди детей в 1933 г.», в которых Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров Российской Федерации обязали наркомпросы, комсомол, профсоюзы совместно с други­ми наркоматами развернуть сеть самых разнообразных вне­школьных учреждений.

Уже в 1933 г. Наркомпрос РСФСР открыл 400 новых районных детских библиотек, 300 детских тех­нических станций, 25 образцовых клубов, 10 детских театров.

В 1934 г. в Москве открылся первый в стране Стадион юных пионеров. В честь этого события состоялся парад юных физкультурников.

В течение 1935 г. в стране создаются новые специализирован­ные внешкольные учреждения: в Тбилиси — первая в СССР дет­ская железная дорога и первый Дворец пионеров, в селе Иванов­ском Кировской области — Дом колхозных ребят, в Одессе — детская игротека с набором игр для детей среднего и старшего возраста. В 1936 г. открываются первые детские спортивные школы, действующие на основе типового положения, утвержден­ного Центральным Советом спортивных обществ и организаций СССР. В июне 1936 г. в Москве открылись городской Дом пионе­ров и 26 районных детских парков. В Ленинграде 12 февраля 1937 г. в прекрасном здании бывшего Аничкова дворца был от­крыт Дворец пионеров. Началось строительство детских паро­ходств в Москве, Николаеве, Батуми, Хабаровске, Одессе и дру­гих городах.

 В 1937 г. железные дороги были созданы в 54 городах страны. В Хабаровске, Москве, Баку, Николаеве, Батуми, Одессе начали строиться детские порты., а в Оренбурге - детская радиостудия, в Киеве - детский аэроклуб.

Воспитанию пытливости, творческого подхода к знаниям, выявлению и развитию познавательных способностей служат ставшие с 1934 г. традиционными физико-математические олимпиады.

В 30 - 40-х годах в стране в основном сложилась государст­венная и общественная система внешкольной воспитательной работы с детьми.

Определились типы внешкольных учреждений как комплексных (Дворцы и Дома пионеров, детские Дома культуры и детские отделения при рабочих и колхозных клубах и Домах культуры, детские городки, парки и т.п.), так и специализированных (станции юных техников, туристов и натуралистов, музыкальные, художественные и хореографические школы, детские библиотеки-читальни, лектории, Дома художественного воспитания, детские театры и кино, стадионы и спортивные школы, детские железные дороги, морские порты и речные пароходства).

Важнейшими принципами внешкольной работы стали: идей­ная и общественно полезная направленность, связь с жизнью страны, с трудом советского народа, широкое развитие инициа­тивы, самодеятельности и творчества детей, опора на комсомоль­скую и пионерскую организации, удовлетворение разнообразных интересов, склонностей и способностей школьников, обеспечение возможности участия каждого в различных видах деятельности, соответствующей их возрасту.

Педагогические требования к внешкольным учреждениям как учреждениям воспитательным включали: проведение всей внешкольной воспитательной работы на высоком идейном и научном уровне, взаимодействие школы и внешкольных учреждений, включение широкой общественности в воспитание подрастающе­го поколения, разнообразие форм и методов работы, опора на имеющиеся у детей и подростков знания, умения и навыки.

Стремление руководителей молодежи к централизованному управлению самодеятельными движениями уже в 20-е годы подчинило юннатское движение и техническое творчество детей пионерской организации, затем пионерская организация была включена в систему деятельности школы, а к руководству ею подключили внешкольные учреждения, прежде всего дома пионеров.

Постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1931 г. «О начальной средней школе» открыло серию решений, которые «изгоняли» из школы и внешкольных учреждений разнообразие форм и методов работы, открывали путь формализму. Негативное влияние на деятельность внешкольных учреждений оказали такие акции как разгром краеведения (1929 г.), сельскохозяйственной науки (30-е гг.).

До Великой Отечественной войны сеть внешкольных учреж­дений неуклонно росла. К 1940 г. только в РСФСР в системе органов народного образования работали 1846 различных вне­школьных учреждений.

вверх


Справочный материал

Брянцев Александр Александрович (1883 -1961) - Режиссер, теоретик и практик театра для детей, Народный артист СССР. В 1904 г. поступил помощником режиссера в Общедоступный театр П.П. Гайдебурова. В 1905 г. участвовал в организации Передвижного театра, где в 1918 г. поставил свой первый спектакль для детей ("Два брата Кузьмина"). Окончил в 1908 г. историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1919 г. вместе с П.П. Гайдебуровым организовал театральное отделение Петроградского внешкольного института, преподавал там. В 1020 -1921 гг. Работал педагогом в детских домах Петрограда, где поставил с воспитанниками драматизированную игру по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. С 1921 г. председатель комиссии по организации театра для детей в Петрограде, в результате деятельности которой был открыт Театр юных зрителей (23 февраля 1922 г., ныне носящий его имя). По словам Брянцева, театр для детей - это "театр особого назначения", где объединены художники сцены, умеющие мыслить как педагоги, и педагоги, способные чувствовать как художники.

Всесвятский Борис Васильевич (1887) - родился в г. Клин Московской области. В 1911 г.  окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Работал учителем естествознания в средней школе. В 1918 г. организовал и до 1932 г. руководил районной биологической станцией юных любителей природы (преобразованной затем в Центральную биологическую станцию юных натуралистов им. К.А. Тимирязева), положив тем самым начало юннатскому движению в Москве. Под его редакцией выпускались "Листки Биостанции юных натуралистов" (1924 - 1930). С 1932 г. занимается научно-педагогической работой. С 1939 г. Всесвятский - директор института школ Наркомпроса. С 1944 г. - заведует кафедрой методики естествознания педагогического института им. В.П.  Потемкина, затем - в МГПИ им. В.И. Ленина.  Редактор журналов "За массовое опытничество", "Биология и химия в школе",  "Биология в школе". Всесвятский - один из авторов первых программ по биологии для советской школы, стабильного учебника по ботанике для 5 - 6 классов средней школы (1933, 1967) и методики преподавания ботаники. Его труды посвящены также методике работы кружков юных натуралистов, организации экскурсий, опытнической работе.

Крупская Надежда Константиновна (1869 - 1939) - Родилась в Петербурге в небогатой семье. Лишившись отца с 14 лет, Н.К. Крупская, чтобы материально помочь матери, стала давать частные уроки. О окончании гимназии Крупская поступила на историко-филологическое отделение Бесстужевских женских курсов. Принимала активное участие в работе марксистского кружка технологов. В начале 90-х гг. XIX в. Крупская стала работать в воскресной школе для взрослых за Невской заставой, в рабочем районе Петербурга. В 1895 г. вступила в созданный Лениным «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Арестованная по делу «Союза борьбы» в конце 1898 г., Крупская была приговорена к ссылке в Уфимскую губернию на три года.  После отбытия срока ссылки находилась вместе с Лениным в эмиграции, где изучала постановку народного образования в зарубежных странах, труды выдающихся зарубежных и русских педагогов. В годы I мировой войны она создала свой первый капитальный труд - «Народное образование и демократия» (1915).

После революции в СССР Крупская - один из руководителей народного просвещения и основоположников советской педагогики. Крупская заведовала внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР. С 1929 г. - заместитель народного комиссара по просвещению. В 1931 г. была избрана почетным академиком Академии наук СССР.

Луначарский Анатолий Васильевич (1875 - 1933) - родился в Полтаве в семье чиновника. Учился в 1-й киевской гимназии, принимал активное участие в революционных кружках учащихся. За участие в революционном движении неоднократно подвергался аресту, ссылке, тюремным заключениям. В 1904 г. вынужден был эмигрировать в Швейцарию. После революции по указанию Ленина назначается народным комиссаром просвещения и в течение 12 лет руководит строительством советской школы и педагогики. Находясь на высоком посту народного комиссара, Луначарский, человек огромной эрудиции, неистощимой энергии, блестящий организатор и пропагандист ленинских идей в области культуры и просвещения, всецело отдает себя строительству новой школы, развитию педагогики, литературы и искусства. Ленин высоко ценил А.В. Луначарского, считая его «чертовски талантливым человеком», всемерно помогал наркому просвещения в сложной работе по руководству народным просвещением. В последние годы жизни Луначарский был председателем Ученого комитета при Центральном Исполнительном Комитете (ЦИК) СССР и дипломатической работе. Луначарский был яркой, исключительно одаренной личностью: образованным гуманитарием - социологом и литературоведом, талантливым писателем и драматургом, теоретиком и знатоком всех видов искусства, живописи и скульптуры, театра и кино, музыки и архитектуры, историком и блестящим организатором народного образования, незаурядным оратором и публицистом.

Макаренко Антон Семенович (1988 - 1939) - внес фундаментальный вклад в педагогическую науку. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) был учителем железнодорожного училища в посаде Крюково на Днепре. Окончив с золотой медалью Полтавский учительский институт (1917), А.С. Макаренко возвратился в Крюков и руководил железнодорожным училищем, затем заведовал начальным городским училищем в Полтаве (1919   -1920). В 1920 г. он создал и возглавил трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, где на практике осуществил разработанную им, теоретически обоснованную систему воспитания трудового детского коллектива. В 1926 г. колония им. М. Горького переехала в Куряж, вблизи г. Харькова. В 1927 г. А.С. Макаренко участвовал в организации детской трудовой Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. В 1937 г. переехал в Москву и целиком посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

Сац Наталья Ильинична - родилась в 1903 г. Советский режиссер, театральный деятель, народная артистка СССР (1975), Герой Социалистического Труда (1983). В 1921 -1937 работала директором и художественным руководителем Московского театра для детей (ныне Центральный детский театр). Организатор (1964) и художественный руководитель первого в мире Московского музыкального театра. Автор пьес, либретто детских опер и балетов. Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1972).

вверх

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Булатов Н.П. «технические знания - молодежи»

//Наша работа (журнал московского комитета РКСМ), 1922, № 1.

«Огромное значение во внешкольном техническом образовании могла бы сыграть организация технической станции. Станция организуется при каком-либо клубе молодежи или другом месте. Необходима живая связь с какой-либо организацией молодежи и с крупным заводом, фабрикой или мастерской.

При станции оборудованы мастерские: деревообделочная, слесарная, электротехническая, химическая лаборатория и проч., двери которых открыты для всех интересующихся этим делом. Станция объединяет внутри себя несколько кружков, пропагандирует свою работу среди молодежи, организует лекции, доклады работников кружков в клубах молодежи, устраивает демонстрации приборов, моделей, технические выставки, распространяет техническую литературу, имеет свою библиотеку-читальню, образует среди молодежи технические кружки, которые являются как бы отделениями станции и находятся в тесной связи с нею.

Техническая станция должна объединить и руководителей кружков, лекторов, и преподавателей - специалистов, организуя семинары по методическим вопросам, курсы и пр.»

2.    Из выступления на собрании, посвященном годовщине Биостанции

«Дорогие товарищи! От имени Сокольнического Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов приветствую это единственное не только в Москве, но и во всей России культурно-просветительное учреждение в день годовщины его зарождения... В наше бурное время, казалось бы, недолгий срок — один год —  нужно считать за десятки лет. Вполне правы устроители юбилея, уже через год жизни Станции юных любителей природы поже­лавшие, подвести итоги. И действительно, стоило над чем потру­диться: едва заметное, более чем скромное начинание, формы и пути коего еще были не ясны, выросло уже теперь в достаточно модное учреждение с ясными и безгранично большими перспек­тивами, уже завоевавшее внимание всей культурной и жажду­щей просвещения Москвы!

Задачи, которые рисуются перед юным учреждением, велики. Ведь оно должно вселять любовь к природе в хозяине современ­ной жизни — пролетарии с юного возраста, когда она и бывает только прочна, вселить ненасытную жажду познать ее; без любви же нет знания. Без знания нет власти над природой — единствен­но вечной власти, которая должна сменять навсегда власть чело­века над человеком.

Между тем как редко встречается любовь к природе среди; широких слоев, еще того реже — знание ее! Варварское отношение к Сокольникам наглядно подтверждает только что сказанное...

Нашему юному учреждению предстоит трудная и долгая, но благодарная задача —пробить брешь в вековой толще равнодушия, порой отвращения и незнания природы и приобщить к великому источнику знания юное поколение трудящихся,

Когда я шел сюда, мне встретился плакат: «Биологическая! Станция юных любителей природы могла возникнуть только при власти рабочих и крестьян». Да, это действительно так. Мне припоминаются гучковские времена. Тогда заведовал народным образованием некто Пузыревский, и этот, с позволения сказать, «деятель на поприще культуры» не смог найти в те времена относительного изобилия на начинание аналогичного характера только пять тысяч рублей, в то время как нищее рабоче-крестьянское правительство сумело изыскать на это дело до полумиллиона; рублей, предоставило лучший уголок в Сокольниках. Для этого оно выгнало с этих насиженных гнезд жирных господ, которые тут, в этих действительно благословенных местах, обжирались кутили, играли в карты, скучали от безделья. На месте сытого, красивого с виду, но отвратительного по существу буржуазного смрада насадило оно оазис истинного познания природы, прекрасный оазис пролетарской культуры.

Только власть рабочих и крестьян могла беспощадно разбить в куски право частной собственности и тем расчистить дорогу к свободе и счастью трудящихся...»

Текст речи И. В. Русакова, подготовленный к собранию.

 Переписан сотрудницей Биостанции Е. А. Флеровой.

Хранится в личной библиотеке Б: В. Всесвятского.

вверх


Литература

1. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917 - 1987: Книга для учителя. - М., 1987.

2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В.В.  Давыдов. - М., 1993. - Т. 1.

3. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы: Пособие для учителей и работников внешкольных учреждений. - М., 1983.

4.     У истоков юннатского движения /Сост. В.Г. Холостов. - М., 1972.

вверх


Вопросы и задания для самопроверки

1.   Где были разработаны основные положения внешкольного образования?

2.   Кто автор первой «Энциклопедии внешкольного образования»?

3.   Где был открыт первый в стране Дом пионеров?

4.   Какой вклад внес Б.В. Всесвятский в развитие внешкольного образования?

5.   Какие детские объединения 20-30-х гг. Вам известны?

6.   Подготовьте выступление о развитии внешкольного образования в 20-30-е годы в Вашем городе (районе).

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации