УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ КЛУБЕ «ПЛАМЯ» ГОРОДА ОРЕНБУРГА

Представлено: Железновой Л.Б., март 2006 г.

Спортивно-эстетический клуб «Пламя» является структурным подразделением Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» города Оренбурга.

Выстраивая работу по управлению качеством дополнительного образования коллектив клуба придерживается алгоритма, включающего в себя:

– проектирование качества образования;

– образовательный мониторинг;

– анализ собранной информации;

– подготовку и принятие управленческого решения.

Приоритетным направлением деятельности клуба является воспитание и развитие личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации для подготовки ее к жизни в современном обществе.

В клубе имеется программа развития, на промежуточном этапе – годовой учебный план, разработаны модели воспитанника и педагога. В образовательных программах педагогами заложены предполагаемые результаты их освоения, которые выступают в качестве внутренних стандартов качества. Благодаря организации проблемно-творческих групп из числа педагогов клуба разработаны критерии и показатели оценки достижений воспитанников по всем направлениям деятельности.

Критерий образованности воспитанников

Показатели:

- результаты учебной успешности (объем прочно усвоенных знаний);

- уровень овладения способами образования (репродуктивный, алгоритмический, творческо-поисковый);

- достижения воспитанников (количество победителей конкурсов, олимпиад, фестивалей и т. д.);

- мотивация дальнейшего образования (желаю сам, желают родители, желают друзья).

Критерий здоровья воспитанников

Показатели:

- данные антропометрических проб (рост, вес, жизненный объем легких, артериальное давление, кислородный объем и т.д.) по сравнению с возрастными нормами;

- результаты тестирования по показателям физического развития;

- овладение культурой здоровья, гигиеническими навыками, приемами закаливания, тренировки, саморегуляции.

Критерий социально-психологического развития

Показатели:

- обеспеченность защиты социальных прав детства;

- развитость чувства защищенности, уверенности, оптимистического взгляда на будущее;

- адекватность и действенность самооценки, степень реализации творческого потенциала, работоспособности, индивидуального своеобразия;

- проявленность нравственных качеств (открытости, чести и достоинства, гуманизма, доброжелательности), гражданских качеств (уважение к Закону, ответственность, патриотизм) и толерантности.

Критерий профессионального самоопределения

Показатели:

- наличие опыта самообразования, самопознания, самореализации как основы жизненного выбора;

- степень социально-профессиональной адаптации (готовность к получению профессионального образования в средних и высших учебных заведениях, конкурентноспособность на рынке труда, закрепляемость на работе);

- развитость профессионально важных качеств личности, общих и специальных умений.

Педагоги клуба совместно с психологом ведут работу по подбору и апробации диагностических методик по отслеживанию результатов по разработанным критериям и показателям, продумывают формы фиксации результатов с целью выявления динамики в течение года и по годам обучения. Такой подход позволяет каждому педагогу почувствовать себя в роли исследователя, дает возможность осуществлять объективный анализ своей деятельности, корректировать подходы к каждому ребенку и педагогическую деятельность в целом.

Методист клуба отслеживает развитие творческого потенциала педагогов. Разработаны технологические карты, позволяющие проанализировать такие аспекты деятельности каждого педагога и отдела в целом, как программирование образовательной деятельности (типовая, модифицированная, авторская программы), повышение квалификации, сохранность контингента, участие в методической работе, результативность воспитанников в конкурсах и соревнованиях, использование нововведений в работе, осуществление педагогической диагностики.

Такие карты, отражающие данные за несколько лет, позволяют наглядно увидеть динамику развития творческого потенциала педагогов отдела (или ее отсутствие), что является основанием для анализа и планирования методической и управленческой деятельности.

В клубе разработана и апробирована методика системного и долговременного отслеживания педагогического процесса на основе детального анализа занятий. Эта методика позволяет выявить передовой опыт и «белые пятна» в работе педагогов.


Прогностическая таблица для определения риска неблагоприятного течения адаптации к школе

Ф. И. О. _______________

Адрес, телефон _______________

Название факторов

Градация факторов

ПК

1. 

Вес ребенка при рождении

2 500 –3 400 гр.

-2,79

2.

До какого возраста ребенка кормили грудью

До 2 мес.

6,2

2 – 4 мес.

0

5 – 6 мес.

0,9

7 – 12 мес.

-7,7

3.

Болел ли ребенок на первом году жизни воспалением легких

Да

7,58

Нет

-1,98

4.

Был ли у матери токсикоз первой половины беременности (тошнота, рвота)

Да

4,02

Нет

-2,25

5.

Был ли у матери токсикоз второй половины беременности (повышение давления, изменения в моче)

Да

4,42

Нет

-1,95

6. 

Была ли у ребенка асфиксия при рождении (закричал после рождения не сразу)

Да

6,74

Нет

-1,73

7. 

Социальное положение матери

рабочая

6,02

служащая

-1,57

8. 

Употребление алкоголя матерью

по праздникам

-1,43

по выходным дням

6,74

2 раза в неделю

8,2

чаще

10,3

9.

Курит ли мать

Да

10,43

Нет

-1,6

10.

Социальное положение отца

рабочий

3,3

служащий

-2,56

11.

Употребление алкоголя отцом

по праздникам

-6,08

по выходным дням

8,93

2 раза в неделю

9,34

чаще

12,4

12.

Курит ли отец

Да

10,43

Нет

-1,6

13. 

Взаимоотношения между родителями

спокойные

-2,5

резкие

10,62

14.

Имеются ли разногласия между родителями в воспитании ребенка

Да

4,42

Нет

-1,92

15. 

Применяются ли в семье физические методы наказания

часто

4,03

редко, нет

-2,26

16 

Как ребенок проводит выходные дни

Активно с родителями дома

-3,17

Представлен сам себе, отпр. к родствен.

5,48

17.

Имеется ли у ребенка желание идти в школу

Да

-4,56

Нет

4,48

18.

Имеется ли у ребенка отдельная комната

Да

-6,47

Нет

1,3

19. 

Появлялось ли у ребенка в период привыкания к детским яслям, саду расстройство сна, аппетита, нарушение поведения

Да

3,3

Нет

-2,56

20. 

Появлялось ли у ребенка в период привыкания к детским яслям, саду учащения простудных заболеваний

Да

4,56

Нет

-5,56

21. 

Культурный уровень семьи

Высокий

-7,26

Средний

2,9

низкий

10,42

 

СУММА ПК

 

 

Схема учета личностных качеств атлетов 6-12–летнего возраста

1 этап:

сентябрь-ноябрь

Равнодушные

Слабые

Неуверенные

Конфликтные

Активные

Корректирующие меры (приемы):

 

2 этап:

декабрь-февраль

Не собранные

Сомневающиеся

Импульсивные

Самостоятельные

Лидер

Корректирующие меры (приемы):

 

3 этап:

март – май

Интересующиеся

Исполнители

Организаторы

«Генераторы»

«Звездочки»

Корректирующие меры (приемы):

 

Анализ развития творческого потенциала атлетов 6-12-летнего возраста

 

 

Карта педагогической оценки творческих способностей личности

Педагог ставит оценку по каждому качеству (1, 2, 3, , 5, 6, 7, 8, 9 баллов) как по результатам наблюдения на занятиях, так и по результатам специального тестирования и применения диагностических творческих задач. По каждому блоку качеств подсчитывается средняя оценка.

Мотивационно-творческая активность и направления личности (М)

1. Любознательность.

2. Увлеченность, эмоциональность.

3. Стремление к творческим достижениям.

4. Стремление к лидерству.

5. Стремление к получению высокой оценки творческой деятельности со стороны преподавателя.

6. Чувство долга и ответственности.

7. Личная значимость творческой деятельности.

8. Стремление к самообразованию, к самовоспитанию творческих способностей.

Интеллектуально-логические способности (ИЛ)

1. Анализировать, сравнивать.

2. Выделять главное, основное.

3. Описывать явления, процессы.

4. Давать определения.

5. Объяснять.

6. Доказывать, обосновывать.

7. Систематизировать, классифицировать.

Интеллектуально-эвристические способности

1. Генерировать идеи.

2. Фантазия, воображение.

3. Способность к использованию аналогий, продуктивность ассоциаций.

4. Видение противоречий, проблем.

5. Перенос знаний, умений в новые ситуации.

6. Способность отказываться от навязчивой идеи, преодолеть инерцию мышления.

7. Независимость суждений.

8. Критичность мышления, способность к оценочным суждениям.

9. Способность к самоанализу, рефлексии.

10. Сообразительность, оперативность памяти.

Мировоззренческие свойства (качества) личности, способствующие успешности творческой деятельности (МИ) (старший школьный возраст)

1. Убежденность личности в социальной значимости творческой деятельности в данной области.

2. Способность отстаивать свои творческие позиции.

3. Способность личности к овладению методологией исследовательской деятельности.

4. Ранговое место творчества среди 9 наиболее значимых качеств для личности видов деятельности.

5. Ранговое место мировоззренческих качеств личности среди 9 наиболее значимых для личности творческих качеств.

Нравственные свойства (качества) личности (Н)

1. Честность, правдивость.

2. Нетерпимость к своим недостаткам.

3. Скромность.

4. Смелость, мужество.

5. Решительность, уверенность в своих силах.

Способность личности к самоуправлению в творческой деятельности (СЧ)

1. Целеустремленность.

2. Способность к планированию и рациональному использованию времени.

3. Самооценка творческих способностей и достижений.

4. Способность к самоорганизации, мобилизации.

5. Самоконтроль.

6. Способность к коррекции, перестройке деятельности.

7. Прилежание.

Коммуникативно-творческие способности

1. Способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других.

2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.

3. Способность организовывать творческую деятельность других.

4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе творческой дискуссии.

5. Способность избежать конфликтов в процессе деятельности либо успешно их разрешать.

Эстетические свойства (качества) личности, способствующие успешности творческой деятельности (Э)

1. Стремление и способность личности достигать гармонии, простоты и красоты процесса в результате творческой деятельности.

2. Стремление и способности личности достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений в процессе коллективной творческой деятельности.

3. Ранговое место эстетических критериев в системе ценностных ориентаций личности.

Индивидуальные особенности личности (ИОЛ)

1. Темп творческой деятельности личности.

2. Работоспособность личности в творческой деятельности.

3. Оценка результативности творческой деятельности.

 


 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации