Социальная адаптация и интеграция молодых людей с ограниченными возможностями

Представила: Железнова Л.Б., зав. УМК дополнительного образования
Дата: 25.12.03

Автор – КУРЗОВА Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования областного Дворца творчества детей и молодежи, победитель областного конкурса «Сердце отдаю детям»

Сущность опыта – Создание клуба молодых инвалидов.

Новизна – Объединение молодых инвалидов с целью их социальной адаптации, развития творческой активности и профессиональной подготовки.

Главное – Координация усилий всех заинтересованных структур в области социальной адаптации и реабилитации этой молодежи.

Доступность – Каждый участник программы может добровольно выступать в роли организатора или исполнителя акций и мероприятий.

Результативность – Проведение акций, мероприятий, направленных на развитие творческой активности молодых людей с ограниченными возможностями. Создание информационного пространства, раскрывающего проблемы молодых инвалидов и пропагандирующего пути их преодоления. Повышение эффективности работы с молодыми инвалидами.

В области проживает 500 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Исследования выявили 8148 молодых инвалидов следующих категорий:


– инвалиды детства;
– инвалиды локальных войн и вооруженных конфликтов;
– молодые люди с психическими отклонениями и физическими недостатками.

Все они не признаны специфической категорией молодежи и их потенциал не задействован при решении важных вопросов молодежной политики. Усилия организаций, отвечающих за работу с молодыми инвалидами, разобщены.

12 октября 1998 года был открыт клуб молодых инвалидов «Преодоление».

Жизненная позиция членов клуба – «Помоги себе сам и сумей помочь другому».

В ходе организационного этапа изучен контингент, интересы и потребности молодых инвалидов; установлены контакты с городским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых, газетой «Патриот Оренбуржья», Центрами социального обслуживания и обеспечения.

Педагогами клуба были составлены списки молодых инвалидов с указанием диагнозов заболеваний, домашних адресов, сведений о родителях; проведено организационное собрание.

Анкетирование позволило проанализировать социальный заказ и определить основные направления деятельности клуба.

1. Цель и задачи клуба

Цель: Формирование активной жизненной позиции, социальная адаптация и реабилитация молодых людей с ограниченными возможностями.

Задачи:

– Активное приспособление к условиям социальной среды путем принятия и усвоения ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
– Достижение оптимального физического, интеллектуального, психического уровня деятельности и подержание его через творческую самореализацию.
– Организация взаимодействия здоровой молодежи с молодыми инвалидами для совместного решения проблем.
– Привлечение внимания заинтересованных организаций и структур для принятия действенных эффективных мер, направленных на социальную защиту и реабилитацию молодых инвалидов, установление контактов с подобными организациями, изучение позитивного опыта, поведение совместных акций.
– Активизация молодых людей с ограниченными возможностями в реализации молодежной политики на территории области.

2. Образовательный процесс в клубе

Работа клуба строится с учетом специфики работы с молодыми инвалидами по следующим направлениям:

– творческо-досуговое (пресс-клуб, этикет, декоративно-прикладное творчество, театральная мастерская);
– психолого-профилактическое;
– медико-социально-реабилитационное;
– валеологическое;
– профориентационно-трудовое (оператор ЭВМ, дизайн, пресс-центр, библиотечное дело, декоративно-прикладное творчество, экономика);
– информационно-методическое.

Занятия ведутся в сочетании групповых и индивидуальных форм работы.

Формы:
1. занятия в малых группах (1-5 человек);
2. интегрированные занятия (больные и здоровые молодые люди);
3. индивидуальная работа;
4. индивидуальная и групповая работа с родителями.

Методы:
1. психоразвивающие игры;
2. упражнения подражательно-исполнительного характера;
3. наблюдения, прогулки, экскурсии;
4. моделирование и анализ заданных ситуаций;
5. чтение художественных произведений;
6. рассказы педагога и воспитанников;
7. сочинение историй;
8. беседы;
9. конкурсы, игры, соревнования.

3. Модель деятельности педагога

Уровень

Задачи педагога

Задачи воспитанника

Результаты

Первый (начальный)

– помощь молодым людям освоить социальные роли;

        умелое использование среды, ее педагогизация;

– развитие мотивации к познанию и творчеству.

     приобретение и освоить новые социальные роли – ученик, друг;

      подъем и прохождение по «лестнице» социальных приобретений.

– ощущение социально-значимой роли: необходимого, ценного для сверстников в социуме, любимого родителями, через интерес к себе к познавательному процессу.

Второй

    помощь воспитаннику в утверждении приобретенных ранее социальных ролей;

    помощь молодому человеку реализоваться в коллективе сверстников;

    постепенное формирование понятия смысла жизни, ценности жизни и жизнедеятельности, развитие молодого человека в деятельности.

     понятие своих социальных ролей с позиции «я – такой как все», « я могу быть полезен, я нужен обществу»;

     утверждение себя как личности в коллективе клуба.

     усвоение социальной роли молодого человека на практике;

     желание молодого человека жизнедеятельности, стремление к креативности мышления, устойчивый познавательный интерес к себе, к людям, к жизни.

Третий

    помощь молодым людям в освоении, усвоении, присвоении культуры полезности и культуры достоинства на практике в реально существующей среде;

    подготовка воспитанника к социальному успеху.

     назначение себя в выбранной социальной роли;

     обретение власти над собой;

     стремление к социальному успеху.

     выбор судьбы, образа жизни;

     принятие устойчивой жизненной позиции;

     принятие истинных требований к человеку;

     образованность, добродетель, благочестие и нравственность.

4. Результативность

Членами клуба регулярно проводятся акции, мероприятия, направленные на развитие творческой активности молодых людей с ограниченными возможностями. Организаторами клуба совместно с заинтересованными ведомствами создано информационное пространство, раскрывающее проблемы молодых инвалидов и пропагандирующее пути их преодоления. Значительно повысилась эффективность работы с молодыми инвалидами – членами клуба «Преодоление».

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации