Развитие двигательной активности дошкольников
в условиях дополнительного образования

Представила: Железнова Л.Б., зав. УМК ДО ООИПКРО
Дата: 26.09.03

Автор – ПАК Любовь Геннадьевна, педагог дополнительного образования  I квалификационной категории Центра эстетического воспитания детей Южного округа г.Оренбурга.

Сущность опыта – Развитие двигательной активности дошкольников через игровые занятия в ходе реализации программы «Физкультура с увлечением».

Новизна – Реализация программы «Физкультура с увлечением» для детей дошкольного возраста.

Главное – Обучение двигательным действиям и применение их ребенком должно быть нетрадиционным, делающим занятия удовольствием, поддерживающим положительный эмоциональный настрой и интерес у детей за счет новизны занятий.

Доступность – Опыт может быть использован при организации физкультурных занятий с дошкольниками в учреждениях дополнительного образования детей, а также в дошкольных образовательных учреждениях.

Результативность – Реализация программы «Физкультура с увлечением» через игровые виды организованной двигательной деятельности дошкольника способствует оптимизации его физического состояния, развитию двигательной активности, дает возможность проявить себя, самоутвердиться в двигательной среде.

Ключевые слова

Двигательная активность выполняет роль своеобразного регулятора роста и развития молодого организма, является необходимым условием для становления и совершенствования ребенка как биологического существа и социального субъекта.


В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, и потребность в движении у дошкольников удовлетворяется лишь на 20-35%. Физкультурные занятия дошкольников однообразны. Увеличение занятий дошкольников повлекло за собой длительное сидение детей, что вызывает статическую нагрузку определенной группы мышц и ведет к их утомлению.

С целью формирования эмоционально-положительной установки дошкольников к занятиям физической культурой, укрепления здоровья детей; овладения ими двигательным опытом, обеспечивающим оптимальное развитие двигательной активности; пробуждение у детей стремления добиваться творческих результатов в двигательной сфере была разработана программа «Физкультура с увлечением».

Каждое занятие программы обладает отличительной особенностью, проявляющейся в творческой разработке и включении его в единый сказочный, познаватель­ный сюжет. Дети не терпят однообразия, внимание их быстро рассеивается, терпения хватает ненадолго. Ак­тивность и интерес детей к занятиям стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами – введение педагогом игровых персонажей и сюжетных линий, охватывающих почти все занятия. Поэтому основной формой проведения занятий в предлагаемой про­грамме являются сюжетно-игровые занятия.

 

1.  Особенности содержания программы «Физкультура с увлечением»

В программе для моби­лизации и развития двигательных качеств дошколь­ников был разработан комплекс «Беби-йога», который является составной ча­стью программы «Физкультура с увлечением».

Данный комплекс был направлен на:

    формирование эмоционально-положительной установки к физкультурным занятиям;

    улучшение мышечного тонуса, который равномерно и сбалансированно, распределяется по всему телу;

    устранение недостатков в физическом развитии;

    развитие двигательной активности;

    обогащение внутреннего мира;

    развитие внимания, воображения, укрепление воли.

В основе содержания комплекса лежат идеи Гофри Девере.

Слово йога означает связь, единение, сосредоточение, усилие. Объединяя различные аспекты человеческого тела и разума, занятия погон приводят к гармонизации функций и взаимосвязей внутренних органов, т.е. нормализуется физиология, ведущая к ощущениям внутреннего покоя, радости, энергии, свободы.

Исходя из того, что каждый мускул тела при выполнении йоговских поз испытывает систематическое напряжение, в практических занятиях у дошкольника и мышцы приобретают гибкость и силу. Так, например, поза кошки (добрая, сердитая, ласковая) придает гибкость, силу позвоночнику, положительно воздействует на все органы малого таза; поза горы улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевых суставов, увеличивает объем грудной клетки; поза мостика увеличивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы живота, убирает боли в пояснице.

Выполнение упражнения в медленном ритме или фиксация позы требуют большей мышечной силы и выносливости, чем быстрые движения, йоговская поза становится асаном (термин, служащий для описания ряда положений тела) только когда ученик добился правильного положения всех задействованных частей тела. Делая асану,  ребенок развивает осознан­ный контроль за правильным положением всего тела, добиваясь его гармоничного растяжения или напряжения. Принимая ту или иную позу, ребенок избавляется от неправильных моделей «мышечного поведения». В результате каждая часть тела несет определенную нагрузку, при этом нет такого участка тела, который был бы перегружен или находился в состоянии стресса. Таким образом, асаны преобразуют все тело, что естественно улучшает осанку, приводит к легкому и грациозному умению держаться.

При удержании асаны требуется глубокое, ровное и мягкое дыхание, появляется необходимость замедлять его и делать более глубоким. Таким образом, активизируются легкие, и как результат – лучшая снажаемость крови кислородом, что в свою очередь приводит к улучшению клеточного метаболизма, укреплению и сохранению жизненной силы каждого органа. Благодаря воздействию асан на пищеварительные органы, мышцы пищевода, желудка и кишечника поддерживаются в тонусе. Так, например, поза зародыша налаживает пищеварение, укрепляет мышцы спины и живота; поза угла помогает при вздутии кишечника, уменьшает живот, укрепляет мышцы живота.

Таким образом, комплекс «Беби-йога» способствует отличному здоровью и несет детям душевное равновесие.

 

2. Методы, способствующие развитию двигательной активности дошкольников

- Сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной литературы, использование пословиц, поговорок, потешек, помогающих осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных ситуациях.

- Рассматривание иллюстраций или репродукций картин по теме. В связи с вызванными сильными впечатлениями дети проявляли эмоционально-личностное отношение к событиям, что обеспечивало яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений и способствовало поддержанию интереса к двигательной деятельности на протяжении всего занятия.

- Игровые занятия по перевоплощению в данный образ по теме занятия (превращение в бабочек, альпинистов), создание музы­кальной композиции образа ("Полет шмеля", "Извержение вулкана") под соответствующее музыкальное сопровождение или воспроизведение образа в изобразительно-иллюстративном виде.

- Игровые задания на придумывание дальнейше­го плана действий и под­вижных игр по тематике занятия.

- Практический метод, обеспечивающий действен­ную проверку правильнос­ти восприятия движений в образной форме или с ис­пользованием элементов соревнования.

 

3. Взаимодействие педагога с ребенком

Существенным образом был изменен ха­рактер двигательной дея­тельности в работе над об­разами. Она начала стро­иться по принципу: «уча других – учишься сам»; де­тям, которым наиболее удачно удалось перевопло­щение в образ, предлага­лось поупражняться в парах и в подгруппах с другими детьми, у которых воспро­изведение двигательного образа вызывало затрудне­ния. Это послужило стиму­лом к становлению таких взаимоотношений, как вза­имопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что, в свою очередь, качественно меняет и содержание взаимодей­ствия. Педагог, сотрудни­чая с детьми, при этом выс­тупает не как учитель, а как помощник, именно такой прием активизирует двига­тельную активность ребен­ка, способствует самостоя­тельности и самовыраже­нию через движение.

В тех случаях, когда у ребенка возникали затруднения в процессе занятия, используются различные виды педагогической помощи; подбирается тот ее вид, который способствует правильному выполнению дви­гательных заданий.

- стимулирующая по­мощь (воздействие взросло­го, направленное на активи­зацию собственных возмож­ностей ребенка для преодо­ления затруднений);

- эмоционально-регули­рующая помощь (оценоч­ные суждения взрослого, одобряющие действия ре­бенка);

- направляющая по­мощь (такая организация деятельности ребенка, при которой все компоненты осуществляются им само­стоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребенка);

- организующая по­мощь (исполнительская часть деятельности осуще­ствляется ребенком, а планирование и контроль – взрослым, причем плани­рование и контроль со сто­роны взрослого лишь указывают последователь­ность действий, а содержа­ние каждого этапа работы, оценка правильности выполнения производятся са­мим ребенком);

- обучающая помощь (т.е. обучение ре­бенка новому для него спо­собу действия, показ или непосредственное указа­ние, что и как надо делать).

 

Педагогическая помощь, оказываемая в ходе проведения занятий, по­зволяет дошкольнику:

-             активно участвовать в занятиях;

-             чувствовать себя сво­бодно, не бояться затрудне­ний, не испытывать замеша­тельства и неловкости;

-             активно познавать ок­ружающий мир;

-             реализовать свои по­тенциальные возможности, личностные резервы, обес­печивающие развитие двигательной активности;

-             активизировать обще­ние взрослого с ребенком.

Реализация педагогичес­кой помощи в указанном режиме благоприятствует стимулированию двигательной активности детей, способствует эмоцио­нальной заинтересованнос­ти (если все получается), развитию и укреплению детской индивидуальности, а также переориентирова­нию профессиональной функции педагога с обуча­ющей на личностно-взаи­модействующую. Это осо­бенно важно для тех детей, которые замкнуты, неуве­ренны в себе.

 

4. Результативность использования игровых занятий в ходе реализации программы «Физкультура с увлечением».

Практика подтвердила, что дети редко используют в своей практической дея­тельности приобретенный на занятиях опыт двига­тельных навыков. В то же время, если любое движение показывалось как игровое, закреплялось во время про­ведения подвижных игр, то эти движения легко осваи­ваются, запоминаются и прививают детям старшего дошкольного возраста при­вычку к регулярным заняти­ям физическими упражне­ниями, потребность в таких занятиях.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации