Развитие мотивационной сферы воспитанников учреждений дополнительного образования
автор:
Рассказова Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования педколледжа № 1 г. Оренбурга
(на примере предмета «Флористика» в детском театре моды «Классик»)

Составитель: Железнова Л.Б., зав. УМК дополнительного образования ООИПКРО
Дата: 14.06.2001 г.

Сущность опыта - Основное предназначение дополнительного образования - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение необходимых условий для личностного развития и профессионального самоопределения. Эта ситуация потребовала создания методики, способствующей развитию мотивационной сферы воспитанников. В результате работы над данной проблемой было определено, что деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

 

Новизна - Применение новых технологий, увеличение доли активных методов обучения (работа в малых группах, метод проектов, составление системы опорных конспектов и др.), использование в образовательной деятельности самостоятельной исследовательской работы воспитанников оказали положительное влияние на развитие их мотивационной сферы.

 

Главное - Создание методики развития мотивационной сферы воспитанников детского театра моды «Классик», способствующей переконструированию мотивов: увеличение содержательной доли мотивов и широкой социальной направленности деятельности с применением активных методов обучения в изучении предмета «Флористика».

 

Доступность - Система может быть использована при организации учебного процесса в детском театре моды, детских творческих объединениях с эстетическим уклоном.

 

Результативность - Исследования показали, что на начало года у воспитанников преобладали узко-личностные мотивы, связанные с процессом обучения («хочу научиться делать цветы для себя»). К концу года отмечено уменьшение количества мотивов, связанных с процессом, и увеличение мотивов, связанных с содержанием.

 

Коллектив театра моды «Классик» был неоднократным победителем творческих конкурсов района, города, лауреатом областных фестивалей детского творчества.

Применение методики развития мотивационной сферы в обучении по предмету «Флористика» дало возможность сделать учебный процесс интересным для детей, позволив детям быстро изучить материал и самим творчески создавать на достигнутом уровне творческие изделия.

 

Основное предназначение дополнительного образования - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение необходимых условий для личностного развития и профессионального самоопределения. Поэтому учреждения дополнительного образования обеспечивают, как правило, выбор технологий с учетом не только требований социума, но и индивидуальных психологических, личностных свойств ребенка. Образовательно-развивающая среда, личность педагогов, комфортная обстановка в коллективах способствуют полному достижению тех способностей, которые нужны ей и обществу.

 

Детский театр моды – одна из образовательных форм объединения детей в системе дополнительного образования, которая предусматривает интеграцию декоративно-прикладной, художественной и театральной деятельности воспитанников.

Образовательная программа театра моды «Классик» – комплексная, состоящая из различных направлений образования, объединенных единой целевой установкой.

 

Предметные программы, входящие в состав комплексной, являются интегрированными, т.к. для создания коллекционных моделей для театра моды мало уметь хорошо шить или вязать, нужно знать историю костюма, основы рисунка, различные способы декорирования и многое другое.

 

Программа по предмету «Флористика» тоже является интегрированной. Ее содержание включает в себя сведения из таких наук, как ботаника, география, история, изобразительное искусство, химия, литература. Кроме того в содержание предмета включены темы «Цветочный гороскоп», «Цветы в костюмах народов мира», «Украшения из цветов в современной моде», «Цветы в интерьере», «Цветы в поэзии и музыке».

Известно, что эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности.

 

Опыт работы показывает, что деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

 

Для развития мотивации воспитанников педагоги детского театра моды «Классик» в своей деятельности используют методики, опирающиеся на современные образовательные технологии, применяют активные методы обучения, методы стимулирования мотивации деятельности, создавая положительный эмоциональный настрой. Теоретическая база опыта основана на концептуальных положениях В.И.Андреева, А.В.Хуторского, К.Д.Ушинского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. ученых.

 

Для изучения динамики мотивационной сферы воспитанников театра моды «Классик» используется анкета закрытого типа «Мотивация», разработанная психологической службой ОЦДЮТ. Эта анкета направлена на изучение разных видов мотивов: познавательных и социальных. Целью данной диагностики является выявление изменений в структуре мотивационной сферы подростков, занимающихся декоративно-прикладным творчеством.

 

Проведенное в 1998-1999 учебном году исследование динамики личностного развития воспитанников детского театра моды «Классик», занимающихся флористикой, показало, что применение новых технологий, увеличение доли активных методов обучения (работа в малых группах, метод проектов, составление системы опорных конспектов и др.), использование в образовательной деятельности самостоятельной исследовательской работы воспитанников оказали положительное влияние на развитие их мотивационной сферы.

 

На начало занятий у воспитанников преобладают внешние, на втором месте - промежуточные, на третьем - внутренние мотивы. К концу года доля внешних мотивов уменьшилась в два раза, доля промежуточных сократилась почти в полтора раза, а количество внутренних мотивов выросло более чем в два раза.

 

Исследования показали, что на начало года у воспитанников преобладали узко-личностные мотивы, связанные с процессом обучения («хочу научиться делать цветы для себя»). К концу года отмечено уменьшение количества мотивов, связанных с процессом, и увеличение мотивов, связанных с содержанием. Происходит это потому, что в ходе занятий у воспитанников развивается познавательная активность, стремление узнать больше полезной информации, воспитанники более критично подходят к выбору заданий. Все это способствует переконструированию мотивов: увеличивается содержательная доля мотивов и широкая социальная направленность деятельности.

Такая динамика мотивации была достигнута за один год благодаря использованию новых методик организации образовательной деятельности. При использовании старых, традиционных методик такого уровня развития мотивационной сферы удавалось достичь за два-два с половиной года обучения.

При решении конструктивно-технических задач при проведении обучающих и контрольных практических занятий таких как, изготовление коллекционных моделей для театра моды «Классик» и коллективных работ по разным видам рукоделий наиболее эффективным является метод работы в малых группах.

 

Этот метод позволяет реализовывать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Такой способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Этот метод обеспечивает взаимное обогащение воспитанников, активизирует учебно-познавательные процессы, развивает коммуникативность и взаимопонимание.

 

При работе в малых группах в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней воспитаннику как со стороны педагога, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему товарищу. Педагог во время групповой работы контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным воспитанникам или группе в целом.

 

При организации обучения в малых группах активно развивается сотрудничество, оказывается поддержка и помощь слабым. Это улучшает микроклимат в детском коллективе и создает через малые группы условия для самореализации, саморазвития как сильных, так и слабых воспитанников. Использование этого метода обеспечивает активность образовательного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания.

 

Внутренние мотивы являются структурным компонентом творческой личности. Рост их удельного веса в структуре мотивов воспитанников положительно сказывается на качестве творческих работ детей. Эти работы выполняются на более высоком художественном и техническом уровне, отличаются своеобразием, неординарностью, оригинальностью.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации