Патриотическое

воспитание гражданина России

Содержание    

Концептуальные и методологические аспекты

*   Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

*    Гуманистические аспекты гражданского воспитания

* Духовные истоки гражданско-патриотического воспитания школьников в учреждении дополнительного образования

*Актуальные задачи гражданского образования России

- Компетентностный подход в гражданском образовании.

- Роль учебных дисциплин в гражданском образовании.

- Роль учебного заведения в гражданском образовании.

- Роль интерактивных и активных методы обучения в гражданском образовании.

- Оценивание в гражданском образовании.

- Подготовка педагогов к реализации идей гражданского образования.  

- Роль институтов повышения квалификации в гражданском образовании.

- Роль общественных объединений и организаций в продвижении идей гражданского образования.

 

Исследования

* Исследование чувства патриотизма у подростков

* Социологическое исследование по проблеме изучения гражданско-патриотического воспитания молодежи г. Оренбурга

 

 

Диагностические методики

* Тест «Патриотизм. Как я его понимаю»

* Тест «Ты гражданином быть обязан»

 

      
Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

БУЕВА И.И., к.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики и гуманитарных дисциплин Орен­бургского государственного

института ис­кусств им. Ростроповичей

 

Отказ от коммунистической парадигмы воспитания, где на первое ме­сто выдвигалось идейно-политическое направление, повлёк за собой игнори­рование такой его составляющей, как патриотическое и гражданское воспита­ние. Замена в начале девяностых годов категории «воспитание» на «образова­ние» привело к стыдливому замалчиванию почти на десятилетие таких обще­человеческих ценностей, как «Родина», «Отечество» и др., как в практике, так и в теории педагогики.

Подъём в последнее время национального самосознания обусловил со­циальный заказ на такие черты личности, как патрио­тизм и гражданственность. Появился ряд документов и государственных программ, касающихся патриотического воспитания граждан, где возрождение и раз­витие патриотизма рассматривается как важная цель и социальная ценность, основа духовно-нравственного единства Отечества.

Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское вос­питание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопо­жертвованию. Л.Н. Толстой отождествлял патриотизм и национализм; К. Д. Ушинский, сформулировав идею народности, отстаивал необходимость раз­вития национального самосознания и воспитания гражданина и патриота.

В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее полно представлена в работах Г. Кершенштейнера, отмечавшего необходи­мость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирова­ния знаний об истории государства и политического образования.

В отечественной педагогике начало исследования проблем патриотиче­ского и гражданского воспитания связывают, прежде всего, с именами пред­ставителей революционно-демократического движения: А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Черньппевского, Н.А. Добролюбова. В XX веке, согласно советской традиции, общество отождествлялось с государством, гражданское и патриотическое воспитание не отделялось друг от друга, а понятия «патриот» и «гражданин» рассматривались как синонимы. Тем не менее это – разные по содержа­нию понятия, разные по характеристикам качества личности.

Понимая воспитание в широком смысле как процесс интериоризации об­щечеловеческих ценностей, рассмотрим ценности-цели гражданского и патриотического воспитания, определяющие сущность и содержа­ние каждого компонента воспитательного процесса.

В патриотическом воспитании такими целями-ценностями явля­ются понятия «Родина», «Отечество», в гражданском же – «Государство», «Общество». По содержанию это – разные понятия, следовательно, граждан­ское и патриотическое воспитание – разные по содержанию процессы, обес­печивающие формирование разных качеств.

Если рассматривать воспитание как процесс формирования чувств, взглядов, убеждений и, в конечном итоге, – мировоззрения, то, безусловно, результатом гражданского воспитания должно стать сформированное граж­данское сознание. В его основе лежат ценностно окрашенные интегративные знания об обществе и государстве; о гражданских правах и обязанностях, обу­славливающих свободу личности; о политике и общественных нормах, законах и символах государства, на территории которого проживает гражданин; о по­нимание того, что гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность человека и государства. И вряд ли можно говорить о строительстве правового государства, пока не будет сформировано гражданское сознание и самосозна­ние если не каждого, то хотя бы большинства членов общества.

Патриотическое сознание формируется знание об Отечестве, его истории, культуре, природе; народе и народностях, передаю­щих из поколения в поколение традиции, обычаи, язык как отражение мента­литета, «дух российской нации», «тайны русской души»; понимание того, что независимо, какое государство и какая власть находились на территории России – это временные категории, но есть вечная ценность – Родина: боль­шая и малая, которую, как и мать, не выбирают, Родина как отражение и сим­вол заботы и любви самых близких и дорогих людей.

Безусловно, воспитание это не трансляция суммы знаний: знания, ког­нитивная сфера, являются только платформой, на которой формируются чув­ства (аффективная сфера), активная позиция (деятельностный компонет) и собственно убеждения, взгляды и ценности (аксиологический компонент) формирующейся личности.

Не только содержание, но и соотношение, и развитие этих компонентов в гражданском и патриотическом воспитании, на наш взгляд, непропорцио­нально: так в гражданском сознании превалирует когнитивный компонент, в патриотическом – эмоционально-чувственный. Если в гражданском воспита­нии одной из задач является формирование чувства уважения к государству и гражданам, то патриотизм соотносится с чувством любви к Родине и ее на­роду, принадлежности, причастности и гордости за ее прошлое, культурное наследие и т.д.

Гражданскую позицию личность реализует в общественных делах, об­щественных объединениях, союзах, ассоциациях. Гражданином можно стать только в обществе. Как показывает международная практика, граждан право­го государства характеризует высокая потребность в социальной активности: в Великобритании, США, других странах считается нормой быть членом ка­кой-либо общественной организации.

Одним из путей формирования граж­данского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. Думается, что в до­полнительном образовании для этого есть не только все условия, но и имеет­ся интересный опыт. Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяю­щую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведе­ния, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благопо­лучие, но и жизнь и благополучие других людей, всего народа и государства.

Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции ви­дится патриотическое воспитание. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких. Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до само­пожертвования, служения Родине является высшим уровнем проявления чув­ства патриотизма. Проявить патриотизм в мирное время сложнее, воспиты­вать патриотизм в новых социально-экономических условиях – еще более сложная проблема. И все же это возможно.

Безусловно, широко описаны в педагогической науке и применяются на практике такие методы воспитания, как убеждение, беседа, пример. Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Но стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: ребенок развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить ребенка через систему кон­кретных действий, «вложения душевных сил», «создания радости для дру­гих», говоря словами В.А. Сухомлинского.

Любовь к Родине, считал он, начинается с любви к матери. Задумаемся, создаем ли мы тот культ Матери, который царил в Павлышской школе? Од­ним из механизмов воспитания любви считается проявление заботы о близких людях, природе, том уголке малой Родины, где живет ребенок; его доме, Дворце как втором доме, городе. Возможностей создания ситуаций для такой нравственно-патриотической деятельности в системе дополнительного обра­зования много.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит прежде всего воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фак­тором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно соз­данная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

В заключении подчеркнем, что воспитание патриотизма и гражданст­венности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравствен­ности и мировоззрения личности, трактовка этих качеств и процессов явля­лась предметом особой дискуссии и в философии, и в педагогике.

 

В содержание


Гуманистические аспекты гражданского воспитания

КАРЯГИНА Г.В., ст. преп. кафедры ХЭВ ОГПУ

Ускорение развития человеческой цивилизации, усложнившаяся воен­но-политическая обстановка в мире, социально-экономические преобразова­ния в нашей стране, поиски молодым поколением нравственного смысла жиз­ни, жизненных оснований, отразились на одной из важных сфер жизни обще­ства – образовании.

Все более перед образованием встают воспитательные задачи: форми­рование личности с устойчивой гражданской жизненной позицией. Позиция личности – явление сложное, включающее знания, чувства, отношения лично­сти, формирующееся и проявляющееся в деятельности. Цель гражданского воспитания – формирование гражданственности – качества личности, опреде­ляющего сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование сво­их гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны, то есть форми­рование гражданской позиции.

Аспекты изучения проблемы позиции личности зависят от объекта кон­кретной науки. В философии позиция рассматривается как целостное духовно-практическое образование личности («призма ценностей»), характеризую­щее  способы  её  включения  в  жизнедеятельность  (Л.Б.Волченко, В.В.Поляхова). Согласно психологической науке, позиция личности пред­ставляет собой сложную систему отношений, ...установок и мотивов, кото­рыми она руководствуется в деятельности, целей и ценностей, на которые направлена   деятельность   (Б.Г.Ананьев,   К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович и др.). В педагогике рассматривается позиция учителя, как сте­пень внутреннего принятия (усвоения) молодым педагогом социальной роли учителя, отношение к новому социальному положению (С.Г.Вершловский, Т.В.Шадрина и др.).

Исходя из этого, гражданская позиция включает в себя принятие лич­ностью ценностей и норм, действующих в обществе в качестве установок и мотивов своей деятельности. Позиция личности – явление сложное и состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: когнитивного (гражданского сознания), деятельностного (гражданского поведения) и эмоционального (гражданских чувств).

В когнитивном компоненте заключена система знаний о политических, правовых и моральных нормах общества, об истории и культуре своего госу­дарства, об общечеловеческих ценностях – как основе существования Человечества.

В деятельностном компоненте выражается деятельностная активность личности, мера ее творческого, созидательного участия в жизни общества, активное Отстаивание своих гражданских взглядов и убеждений на основе осознания и принятия ценностей данного общества.

Эмоциональный компонент включает переживания действий и поступ­ков, их эмоциональную оценку: гордость, одобрение или неприятие.

Позиция формируется в результате рефлексии оснований (компонен­тов) гражданских действий и поступков (как своих, так и чужих). При этом эмоциональный компонент, на наш взгляд, имеет одно из важных значений, так как позволяет еще до осознания дать (прочувствовать) оценку событию.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в об­ществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведе­нии человека.

Гражданская позиция не противоречит гуманистическим устремлениям личности, а непосредственно с ними связана, так как основана на общечело­веческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, «уничтожая» другой. Поэтому формирование гражданской позиции – это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на само­ценности человека. Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них – свой народ и страну.

Одним из главных чувств в формировании гражданина является чувст­во гордости за свою страну, ее историю, народ.

Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспи­тание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «великую», так и «малую»), чувствующей от­ветственность за нее.

Воспитание патриота по своей сути гуманистично, так как его основой являются любовь и уважение – чувства, формирующиеся с детства на протя­жении жизни человека. Сначала это любовь к матери, к отчему дому, с годами становящаяся более зрелой и дополняющаяся любовью к своему краю, горо­ду, где человек живет, перерастающее в любовь к Родине, уважение к ее исто­рии, гордость за свой народ и желание его защищать.

В развитии чувственной сферы человека немалую роль играет искусст­во, так как оно неназойливо, считаясь с реалиями времени, становится источ­ником постижения (прочувствования и познания) общечеловеческих ценно­стей. А среди них всегда были Любовь, Добро, Красота, Истина, Вера.

Среди других видов искусства музыка занимает особое место, так как воздействует, прежде всего, на эмоциональный мир человека, развивая его эмоционально-нравственную отзывчивость. Эмоционально-нравственная от­зывчивость понимается нами как небезразличное отношение к чувствам дру­гих людей, к содержанию музыкального произведения, которое включает «личностные смыслы», вложенные в него композитором, исполнителем, вос­принимающим музыку. По мнению А.А. Андреева «...личностный характер художественного отражения делает его мощным и незаменимым средством формирования мировоззрения человека, его активной жизненной позиции».

Наиболее значимые для формирования патриота «личностные смыслы» заложены в фольклоре – сокровищнице народной мудрости. Каждый народ имеет специфичные фольклорные средства, традиции, обряды, манеру исполнения и т.п. Но творчество какого бы народа мы не рассматри­вали, везде можно проследить общие темы и мотивы: поклонение Солнцу – как символу жизни, осмысление проблем жизни и смерти, радости и горя, воспитание в труде, культурно-исторические связи и т.п. – всё, что имеет об­щечеловеческое значение и ценность.

В содержание


Духовные истоки гражданско-патриотического воспитания школьников в учреждении дополнительного образования

РУСАКОВА Т.Г., к.п.н„ до­цент кафедры ХЭВ ОГПУ

Деидеологизация страны поставила перед образованием новые пробле­мы: отсутствие патриотических чувств (особенно у подрастающих поколе­ний), незнание своих корней, своей культуры, неспособность понять и при­нять своеобразие иных культур. Маргинал – человек, находящийся вне всякой культуры, – становится типологическим представителем нашего общества. Поэтому сегодня все более актуальным становится тезис о возрождении ду­ховности, воспитании гражданственности и патриотизма, который тесно свя­зывается с формированием национальных (патриотических) и интернацио­нальных (общечеловеческих) чувств, необходимых для возвышения к ценно­стям человеческой Культуры. Мы согласны с Д.Шадриковым, что, только поднявшись на вершину национальной культуры, человек может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, научиться понимать и уважать куль­турно-духовное наследие и достижения других народов. Чтобы быть патрио­том, любить Родину, необходимо ощутить духовную жизнь народа, творчески укрепить себя в ней. Чтобы быть достойным звания гражданина, необходимо принять язык, историю государства, правосознание, миросозерцание как свои собственные.

Гражданственность и патриотизм являются аспектами духовной куль­туры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрас­тающего поколения, которую мы рассматриваем как сложное интегративное личностное свойство, включающее гуманистические компоненты базовой культуры личности в их духовной целостности. Идея личности в контексте культуры дает направление душевной жизни индивида. Функцию смыслообразующего механизма здесь выполняет духовная культура. Процесс воспита­ния гражданственности и патриотизма, таким образом, тесно связан с процес­сом личностного становления индивида и направленностью его культурной деятельности на нравственной основе. Духовная культура становится базо­вым свойством личности, определяющим гуманные формы ее бытия в совре­менной культуре.

На формирование духовной культуры личности оказывают воздействие факторы объективного и субъективного порядка. Существенным субъектив­ным фактором выступает природная сторона личности и культурные архети­пы, находящиеся в сфере бессознательного. В качестве ведущего объективно­го фактора следует отметить особенности Российской культуры и социально-культурную ситуацию, переживаемую обществом в данный период. Деидеологизация образования на некоторое время вынесла вопрос о духовных ори­ентирах за рамки школ, выполнив миссию тотальной моноидеологии, но по­родив идейный вакуум (по АТ.Кислову). Такая ситуация оказывается не только следствием, но и производителем бездуховности. Вакуум «семейной бездуховности» усугубляет «кризис детства» (А.Венгер, В.Слободчиков, Б.Эльконин, И.Фрумин). Несмотря на свое нынешнее состояние, заполнять этот вакуум приходится социальным образовательным учреждениям различ­ного типа. Исходя из того, что гражданственность и патриотизм являются аспектами духовной культуры личности, и решение проблемы гражданско-патриотического воспитания следует искать в плоскости формирования ду­ховной культуры подрастающего поколения, в образовании должны учиты­ваться процесс личностного становления индивида и направленность его культурной   деятельности.    Основными   критериями   гражданско-патриотического  воспитания,  на наш взгляд,  являются:  духовно-нравственный, ценностно-смысловой, культурно-деятельностный.

Духовно-нравственный базируется на идее актуализации духовных сил ребенка. Давая определение слову «духовный», В.И.Даль указывал, что в его содержание входит не только «все, относящееся к Богу, церкви, вере», но и «относящееся к душе человека», к «его умственным и нравственным силам», «уму и воле». Современные сторонники философской трактовки понятие «дух» рассматривают в оппозиции материальному и телесному, сторонники же социокультурной трактовки считают «дух» продуктом высокого уровня культурного развития человека. Духовность сегодня рассматривается как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интел­лектуальных интересов над материальными. В эпоху материалистической идеологии вопрос о духовности человека и общества в отечественной науч­ной литературе не поднимался, но зато всесторонне рассматривался вопрос о нравственности, нравственном воспитании, морали. Поэтому в названии ком­понента мы выделяем два аспекта: духовный, как синоним устремленности, направленности личности на достижение личностно значимого идеала, и нравственный – систему гуманных отношений к окружающему миру.

Духовно-нравственный компонент гражданско-патриотического воспи­тания в педагогическом процессе заключается в упрочении духовных связей с окружающей средой, как природной, так и социальной, в формировании ус­тойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и народов сво­ей страны, в формировании фундаментальных потребностей (П.В.Симонов, Я.И.Ершов, О.П.Вяземский, А.М.Кузин) – идеальной потребности в познании и социальной потребности «жить для других».

Ценностно-смысловой  компонент, затрагивая аффективную сферу личности (формирование личностных смыслов – значений «для меня») в культуре, позволяет выйти на уровень общечеловеческих, надындивидуаль­ных ценностей. Сторонники ценностно-смыслового подхода в формировании духовности (Г.А.Аванесова, А.С.Арсеньев, Б.С.Братусь, Л.И. Буева, З.А.Лекторский,    Б.Т.Лихачев,    В.И-Слободчиков,    С.Л.Соловейчик, С.Л.Рубинштейн, В.Н-Шердаков, Н.Е.Щуркова) делают акцент на включен­ности человека в мир культуры, нравственном самосовершенствовании.

Культурно-деятельностный критерий заключается в понимании ду­ховности как формы самоорганизации и управления человеком самим собой (В.И. Мурашов, И.В.Силуянова) и отражает созидательную направленность деятельности личности в социуме.

Основная направленность процесса формирования духовной культуры личности обеспечивается возвышением потребностей (А.В.Кирьякова) в про­цессе личностного роста. Согласно теории самоактуализации А.Маслоу, для нормального личностного роста требуется сдвиг относительно значимости потребностей от наиболее примитивных к наиболее «человеческим». На ос­нове изучения людей с реализованной потребностью в самоактуализации Маслоу сформулировал параметры личностного профиля, куда вошли такие качества, как: приятие себя, других и природы, независимость, способность к эстетическим переживаниям («вершинным», вероятнее всего – катарсическим), креативность и др. (всего 15). Эти характеристики самоактуализирующейся личности не в полной мере соответствуют нашим представлениям о человеке высокой духовной культуры, поэтому наибольший интерес для ис­следования представляет концепция становления личности, являющаяся в данной теории основополагающей. Ведущие идеи концепции становления личности (человек не бывает статичен, он всегда в процессе становления): значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и пони­мании человечества; холический подход; потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования заложены от природы в каждом че­ловеке; творчество – неотъемлемое свойство природы каждого человека и его универсальная функция, которая ведет ко всем формам самовыражения; из­менение личности – движение к актуализации ее потенциала.

Существование творческого начала в человеческой природе и его роль в самореализации личности разрабатывалась в концепции творческого «Я» А.Адлера (индивидуальная теория личности). Его идеи социального интереса, творческой природы и свободы человека, идея самосогласующейся личности и ее формирования стиля жизни, идея человеческой жизни как акта стремле­ния к совершенству, предвосхитившие гуманистическое направление в теории личности, в нашем исследовании составляют теоретическую основу форми­рования духовной культуры личности как творческого процесса, обусловлен­ными социальными детерминантами поведения. В теории Маслоу мы не на­шли подтверждения необходимости включения личности в культуру на каких бы то ни было основаниях. Более того: самоопределяющийся человек, по его мнению, автономен – независим от культуры и окружения, а «окультуривание» – это насилие по отношению к личностной культуре. Маслоу, несколько ранее (и фрагментарно) Г.Оллпорт, К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мей, разрабаты­вали идеи гуманистической педагогики на основе взглядов экзистенциальной философии, сформулированных С.Кьеркегором, К.Ясперсом, М.Хайдеггером, Ж.П.Сартром. «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам», – глав­ный постулат Сартра. Полагая, что человек живет как «сущий-в-мире», экзи­стенциалисты подчеркивают уникальность его бытия в конкретный момент времени и пространства. Изменяющиеся условия человеческого бытия (одно­линейной направленности развития культуры, науки, философии приходит, по мнению Библера, одномоментность культурного бытия, событийность культур, точкой сопряжения которой становится человек) раскрывают крае­угольные позиции экзистенциализма в новом ракурсе: человек не наполняет смыслом свою жизнь в абсурдном мире, а становится сотворцом «мира-впервые», самодетерминирующейся личностью, личностью, использующей опыт предыдущих поколений для полноценного бытия-в-культуре, диалога культур. В этом случае нельзя рассматривать личность изолированно от опы­та предшествующих поколений, являющегося частью ее сущности.

Шопенгауэр, Гартман и Ницше, сформулировав идеи бессознательного, стремления противоположностей к единству, заменив рациональное в пони­мании реальности волей и интуицией, актуализировали исследования психо­логов в области психоанализа. Важность бессознательных детерминант пове­дения подчеркивали Фрейд, Юнг, Меррей, Ангъял, Адлер. Сегодня теоретики личности проявляют тенденции ко все большему принятию бессознательных мотивов в поведении и самоопределении человека.

Определенный интерес представляет наиболее детально разработанная структура личности в аналитической теории К.Юнга. Индивидуальная лич­ность для Юнга – продукт и вместилище родовой истории, «результирующая» взаимодействия внутренних и внешних сил. По его мнению, опыт предыду­щих поколений запечатлен в структурах головного мозга в виде коллективно­го бессознательного, содержание которого составляют общечеловеческие первообразы – архетипы. Как нам представляется, архетипические образы составляют один из структурных элементов творческой природы личности и влияют на глубину постижения современных процессов бытия. Теоретиче­ский интерес для разработки проблемы формирования духовной культуры личности представляют такие идеи Юнга, как развитие от глобального к диф­ференцированному и далее к интегрированному состоянию (аналогичная мысль разрабатывается у Мерфи); целенаправленность поведения; оптими­стические взгляды на природу человека (Роджерс и Маслоу); представление о самореализации – «самость» как центр личности (позже понятие самости поя­вится у многих психологов, но контексты будут различны – Гольдштейн, Роджерс, Ангъял, Оллпорт, Маслоу). Практическую ценность представляет ряд методов, способствующих активизации культурных архетипов личности в целях развития ее творческого потенциала и дальнейшего саморазвития (ме­тоды словесных ассоциаций, активного воображения и др.).

Процесс формирования духовной культуры личности в условиях обра­зования осуществляется на деятельностной основе. Поэтому теоретический и практический интерес представляют исследования по теории деятельности отечественных ученых (сущностный подход к проблеме деятельности рас­сматривают психологи Э.Г.Юдин, В.С.Швырев, Л.И.Буева, А.Н-Леонтьев, Н.Г.Кристотурьян,  В.П.Зинченко;  субъектно-объектные  отношения  – К.А.Абульханова-Славская,  С.Л.Рубинштейн,  Б.Г.Ананьев,  М.С.Каган, Е.Ф.Ломов).

Анализ теорий личности показывает, что процесс формирования духов­ной культуры личности в современном образовании тесно связан с процессом личностного становления, обусловленного поступательным (педагогическая аксиома) развитием ребенка. Опираясь на постулат «онтогенез есть краткое повторение филогенеза», мы склонны рассматривать процесс личностного развития как аналог процесса становления человечества, его поступательного движения к современному культурному уровню. В онтогенетическом разви­тии возраст ребенка до 5 лет соответствует периоду становления человека разумного в том виде, который неизменен и поныне (внешний вид, объем го­ловного мозга со всеми его функциями). От 5 до 10-11 лет ребенок адекватен античному человеку, пытающемуся познать мир, не выходя за рамки конст­руктов мифологического мышления. В целом, для детского сознания харак­терно слияние реального и идеального, не всегда сознательный уровень мыш­ления, синкретизм восприятия и императивность мысли – фактически, основ­ные признаки мифа. В античности «...познаваемый мир и познающий его че­ловек слиты. Человеческие черты не осознаются, все человеческое представ­ляется внешним миром. Внешний мир представляется в виде людей... Мифо­логия – выражение единственно возможного познания, которое еще не ставит никаких вопросов о достоверности того, что познает, а потому и добивается ее» (Фрейденберг О.М.). Таковы особенности познающего мир человека ан­тичности и современного ребенка. На мифологическом этапе формирования духовной культуры ребенка необходимо помочь ему самоидентифицировать­ся этнически – стать национально-культурной единицей (микрокосмом и од­новременно макрокосмом) социума, сформировать ценностное отношение к миру духовно значимых ценностей (Произведениям Культуры), на основе мифа научить включаться в культурное пространство на различных уровнях (вербальном и невербальном), поддержать и развить интерес к творческой деятельности, развивать эстетическое отношение к действительности.

Далее, в отроческом возрасте, перед подростком встанет вопрос о само­осознании, самопознании – аналогия религиозного сознания средневековой Европы. Становление дифференциального отношения к духовным ценностям, духовное самоопределение, развитие духовности, обогащение духовного мира индивидуума на основе рационального и эмоционального познания – второй этап формирования духовной культуры личности.

И заключительный этап (соответствует культуре Нового времени) – са­моактуализация личности в современном социокультурном пространстве на основе принципов гуманизма и духовности, которая продолжается довольно долгий отрезок жизни. Результат самоактуализации – самоопределение. Ду­ховная зрелость личности (по К.Юнгу – самореализация) – происходит уже в зрелом возрасте, и доступна только способным и высокообразованным лю­дям. По нашему мнению, основанному на идее самодетерминации современ­ной культуры (диалога культур – диалога логик) В.С.Библера, этапа самореа­лизации в личностном развитии может достичь большинство людей, если в образовательных учреждениях будут созданы оптимальные условия для фор­мирования и развития духовной культуры каждого индивида,

Одним из таких условий является создание единого воспитательного пространства города. Поскольку в педагогической литературе в настоящее время нет готовых рекомендаций по созданию единого воспитательного про­странства, педагоги дополнительного образования эмпирически строят свою систему взаимодействия со школой и социумом, положив в основу своей дея­тельности такие общие воспитательные идеи, как коллективное творчество, положительный эмоциональный фон, формирование патриотических (нацио­нальных) и общечеловеческих (интернациональных) качеств личности. Рабо­тая на базе общеобразовательных школ во внеурочное время, педагоги-прикладники фактически предоставляют детям возможность выбора: зани­маться в предметных кружках, изучать основы художественного ремесла или же предпочесть улицу. При наличии альтернативных социальных учрежде­ний в микрорайоне (Дворцов культуры и спорта, детских клубов и др.), число детей, предпочитающих улицу организованному отдыху, значительно снижается.

Интересен опыт Детского центра моды «Каприз» (руководитель – О.В. Захарова), где приоритетными стали задачи духовного развития личности, организация культурно-развивающего пространства. Взаимосвязь детского центра и социума строится одновременно по нескольким направлениям: тес­ное сотрудничество с педагогическими коллективами тех школ, ученики ко­торых представляют основной состав воспитанников детского центра (досуговые, развлекательные и культурно-массовые мероприятия для учащихся с познавательной направленностью, организованные учителями этих школ и педагогами дополнительного образования; мастер-класс для учителей и кон­сультации для педагогов центра; совместные «круглые столы» и др.); с жи­лищным управлением (организация и проведение ежегодных Праздника дво­ра, Праздника цветов); с Краеведческим музеем и Музеем изобразительных искусств, с детским садом, школой-интернатом. Домом для престарелых и инвалидов. То есть, Детский центр моды ищет реальные пути формирования единого воспитательного пространства для детей своего микрорайона, отсле­живает формы и методы взаимодействия с различными социальными струк­турами, способы управления этим взаимодействием.

В Центре эстетического воспитания и образования в качестве ведущих воспитательных задач ставится воспитание осознанного отношения личности к своему здоровью (расширение спортивного блока, сотрудничество с меди­ками и валеологами) и воспитание национальной самобытности личности (вовлечение в культурную жизнь региона, изучение национального искусства народов Оренбуржья с целью формирования национальных и интернацио­нальных черт характера). Единство воспитательных задач во взаимодействии Центра с органами народного образования наиболее ярко прослеживается в работе художественного салона «Галина», работающего с детьми-инвалидами – учащимися индустриального техникума. Здесь каждый ребенок находится под пристальным вниманием преподавателей техникума и педагогов – со­трудников художественного училища, одновременно получая и необходимую помощь, поддержку, понимание.

Творчески работают многие педагоги дополнительного образования. Л.Л.Платонова (секция «Рукодельница» на базе школы №72) помимо тради­ционных форм сотрудничества с педагогическим коллективом школы (вовле­чение классных руководителей, родителей своих воспитанников в дела твор­ческой мастерской) использует и не совсем привычные, как, например, друж­ба коллективами – с клубом международной дружбы из лицея №1, другими аналогичными кружками; вовлечение в воспитательную работу старшего по­коления – на занятиях секции часто присутствуют мамы и бабушки, которые сами чему-то учатся и одновременно обучают детей. Положительным момен­том этого взаимодействия является создание в школе оптимальных (этиче­ских, эстетических, духовных) условий для воспитания личности, формиро­вания ее нравственных качеств.

Педагоги дополнительного образования, интуитивно определяя точки соприкосновения системы дополнительного образования с социальными уч­реждениями города, пути и формы их интеграции, вырабатывают гибкую методику наиболее оптимального включения ребенка в сложные социальные отношения. В процессе создания единого воспитательного пространства соз­даются условия не только для оптимизации процесса социализации личности, но и для формирования гражданской позиции на основе реализации духовно­го потенциала каждого ребенка.

 

В содержание


Исследование чувства патриотизма у подростков

 

ПЕЧЕРСКИХ Н.Н., педагог-психолог УДО Центра подростков,

 ЯКИМАНСКАЯ И. С., канд. псих. наук, доцент кафедры психологии ОГУ

 

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к сво­ему отечеству, к своему народу. ПАТРИОТ- человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

 

В прикладной психологии достаточно сложно обнаружить научные ис­следования эмоциональной сферы человека, что, возможно связано с ее при­родой, затруднительной для понимания.

Еще сложнее приходится психологу-исследователю, дерзнувшему под­вергнуть диагностике одно из самых сложных человеческих чувств – чувство патриотизма. Здесь, естественно столкнуться с проблемой определения ком­понентов, частей, которые составляют предмет научного исследования.

Но необходимо заметить, что исследования в заявленном направлении отличаются актуальностью и прикладной ценностью. Все педагоги сталки­ваются в своей деятельности с проблемами патриотического воспитания, а как формировать и влиять на то, что сложно познаваемо?

В то же время перестройка и переориентация школьного и дополни­тельного образования предполагает насыщение его патриотическим содер­жанием. Именно преданность Родине, чувство гордости за нее, за свой народ дает человеку ту энергию, опору, позволяющую влиять на развитие общества, иметь цели и ценности, заботиться о государстве.

Итак, предмет нашего исследования – чувство патриотизма, которое мы определяем как понимание ценности Родины, отношение к ней и поведение, связанное с сохранением и заботой о Родине.

Для реализации целей исследования нами составлена анкета из 10 во­просов, направленных на выяснение содержания понятия «Родина» «патрио­тизм», предпочтений в близком и отдаленном окружении подростков, пред­ставлений о будущем своего края и пр.

В исследовании принимало участие 82 подростка – учащиеся различ­ных школ и гимназий г. Оренбурга, сроки проведения – 02.04.01 – 20.04.01гг.

При анализе ответов обнаружилось, что большинство подростков(65%) хотели бы жить в Оренбурге, и 80 % в стране. Интересно, что количество детей, предпочитающих для места жительства страну; несколько выше, можно, вероятно, предположить, что своеобразный «рейтинг» Оренбурга в глазах детей   ниже, чем рейтинг России в целом. 35%детей не хотели бы жить в Оренбурге, а 20% – в стране. Цифры говорят сами за себя.

Мы предположили, что город может давать подросткам основание для гордости за свою «малую Родину», и поинтересовались этим. Выяснилось, что основными ценностями города, предметом гордости являются его досто­примечательности – парки, музеи, памятники, театры, мосты. 25% детей гор­дятся историческим наследием своего города – знаменитыми людьми и собы­тиями, 10% считают, что пшеница, хлеб – главная ценности Оренбургского края, и 10% не видят никаких ценностей в своем городе. Обнаружилось, что количество детей, не желающих жить в городе значительно больше не испы­тывающих гордости за него, что говорит о том, что, возможно, желание уехать не связано с ценностью города как такового.

Далее мы сделали попытку обобщить ассоциации подростков, соеди­ненные с Оренбуржьем. Из ответов стало ясно, что Оренбургская область в первую очередь связывается (30%) с личными чувства дорогого, близкого, родного (ответы детей: дом. Родина, моя жизнь, родные, любимый город, здесь я родился, живу и умру). 50 % подростков отмечают красоту природы, топливные и другие ресурсы, а 15 % – исторических личностей (Пушкин, Пу­гачев, Даль). Всего 5% подростков приводят негативные ассоциации – гряз­ный город, грубые люди и пр. Таким образом, достаточно четко выделилась одна из причин негативного отношения к городу – отрицательный, час­то травматический опыт жизни в нем, вполне возможно, некоторые дети, вы­ражая желание уехать, своеобразно «бегут» от неприятностей, сопровождаю­щих их в Оренбурге.

Такие представления о городе, возможно, формируют и определенные ожидания в связи с его развитием. При характеристике перспектив Оренбурга 50% подростков высказали уверенность в процветании увеличении города(он станет городом-садом с высокими технологиями, промышленностью), 25 % высказали уверенность, что станет чище, безопаснее, благороднее. 25 % детей считают, что ничего не измениться, а, возможно, станет только хуже (Орен­бург погибнет от грязи и отравленного воздуха, будет все больше наркоманов, больных СПИДОМ, ужас, крах). Таким образом, обнаружилась еще одна при­чина желания детей покинуть город, а возможно, и страну – неверие в пер­спективу благоприятного развития событий. Ощущая опасность, человек бе­жит туда, где, по его предположениям, опасность меньше, где не так страшно. Как видно из результатов, таких подростков достаточно много, что, несо­мненно, связано с общими тенденциями настроений в Российском обществе.

Описанная выше особенность проявилась и в определении детьми по­нятия «патриотизм». 85% детей связывают его с любовью и уважением к Ро­дине, чувством верности, преданности и долга, готовностью защищать ее. В то же время 15% не понимают этого, не думают об этом, или не знают. По­добного рода результаты показывают правомерность постановки вопроса об активизации патриотического воспитания в условиях школу) и дополнитель­ного образования, дети, осознающие свои связи с Родиной, являются своего рода потенциалом для примера, возможностью для подражания для подрост­ков, чувствующих свою оторванность от «корней», малой Родины.

В целом необходимо заметить, что именно в подростковом возрасте впервые происходит осмысление себя как члена общества, своей роли в нем – и именно подобные особенности делают детей чувствительными к формированию чувства патриотизма, любви к Родине и ее народу.

 

В содержание


Социологическое исследование по проблеме изучения гражданско-патриотического воспитания молодежи г. Оренбурга

К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внут­ренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоническое сочетание патриотических, националистических и интернациональных чувств.

Патриотизм – это синтез духовно-нравственных, гражданских и миро­воззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Патриотическое воспитание — это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он ро­дился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Гражданское воспитание – это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осоз­нающего перспективы сильной политики своего государства.

Анализ современных направлений деятельности УДО позволяет сде­лать вывод о возможности вести работу по гражданско-патриотическому вос­питанию. Совместно с семьей, школой, социальной средой педагог дополни­тельного образования должен закладывать основные черты гражданского об­лика личности, которые в дальнейшем будут формироваться на протяжении всей жизни человека.'

При планировании воспитательной работы в этом направлении следует обратить внимание на выборку из результатов социального исследования, которое проводилось в марте- апреле 2001 года. Цель исследования: изучение социального заказа подростков на дополнительные образовательные услуги. В опросе приняло участие 10279 респондентов: учащиеся 37-ми школ г. Оренбурга, возраст от 12 до 16 лет,

Выводы и рекомендации:

1. Наиболее яркое проявление гражданско-патриотических чувств, по мнению детей, возможно:

на занятиях народными танцами;

- в объединениях театрального, экологического, лингвистического и др. направлений;

через достижения в области спорта;

- в процессе приобщения к истокам народного творчества в объедине­ниях декоративно-прикладного направления.

2. Участие

- в занятиях народным пением (фольклором);

-  в экскурсионно-краеведческой работе;

- в деятельности научно-исследовательских детских обществах может позволить считать себя патриотом и гражданином своей Родины.

3. Увеличение клубов интернациональной дружбы, разнообразие форм экскурсионно-краеведческой работы, увеличение спортивных секций и объединений технического направления, детских научно-исследовательских обществ позволит удовлетворить потребности детей, и дают возможность ре­шать задачи гражданско-патриотического воспитания.

4. Сложившееся негативное отношение к экологии во взрослой среде спроецировалось и на потребности детей в этом направлении деятельности.

Об этом свидетельствуют тревожные данные: всего 13,6 % опрошенных за­нимаются или хотели бы заниматься в объединениях экологического направ­ления и 86,7 % абсолютно равнодушны.

Рекомендации по работе с детьми

1. Знания о правах необходимо начинать усваивать с раннего детства и продолжать на всех этапах обучения и воспитания.

2. На всех этапах обучения должна учитываться специфика возрас­тного и психологического восприятия.

3. Максимальное использование игровых форм создает благоприят­ные условия для понимания и усвоения нравственных норм в естественных условиях.

4. Занятия могут проводиться в виде откровенных и задушевных бе­сед, касающихся личности, отношением к другим людям, отношением окру­жающих к ней, раскрывающие духовный мир людей.

5. В процессе работы педагог должен исходить из единства прав и обязанностей, слова и дела. В этих целях необходимо включать воспитанни­ков в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают опыт конкретных моральных поступков, отношений, привычек.

В содержание


 

Тест «Патриотизм. Как я его понимаю»

Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны воспитанников

Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Пат­риотизм и как я его понимаю».

Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:

– любовь к Родине;

– осознание трудностей, недостатков в обществе;

– готовность к самоотдаче;

– патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;

– чувство национальной гордости;

– отсутствие национализма и космополитизма;

– интернациональный характер русского патриотизма.

 

Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1,2,3 или 4 балла в соответствии со шкалой.

1 балл – низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;

2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное от­ношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.

3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответ­ствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.

4 балла – высокий уровень, полное понимание сущности ведущих при­знаков тех или иных сторон патриотизма.

 

В содержание


Тест «Ты гражданином быть обязан»

Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, ха­рактеризующих его гражданскую сферу.

 

Ход эксперимента: воспитанникам предлагается список слов: патрио­тизм, трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое отношение к труду, самокритичность, идейная убежденность, принципиаль­ность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, интернацио­нализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая грамотность, сострада­тельность, терпеливость, упорство, увлеченность, энтузиазм. Необходимо записать все эти слова в три колонки:

   самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую направленность;

   слова, которые присущи тебе;

      слова, не значимые для тебя.

 

Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й – в 4 балла, из 3-й – 3 балла.

 

Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, харак­терных и нехарактерных для гражданской зрелости.

 

В содержание


Актуальные задачи гражданского образования России

 

Гражданское образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Задачи работников сферы управления образованием:

§  Содействовать пониманию педагогами сущности гражданского образования.

§  Оказывать помощь педагогическим коллективам в реализации целей и задач гражданского образования.

Задачи каждого педагога:

·  Осознать себя участником гражданского образования.

·  Определиться относительно ценностей демократии и гражданственности для себя лично и найти свое место в системе гражданского образования.

·  Выработать адекватную программу своих действий.

 

Компетентностный подход в гражданском образовании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:

·  Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.

·  Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.

·  Компетентность  социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.

·  Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. 

·  Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, мы считаем необходимым отметить два важных момента.

Во-первых, реализация компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно становление действительной гражданской компетентности. Гражданская компетентность, в отличие от ряда других компетентностей не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности, и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров.

Во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности как «доказанной готовности к деятельности» может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и в деятельности же компетентность только и может реализовываться. Вот почему гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации, и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации.

Поскольку гражданская компетентность выступает как своего рода синтезирующая компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для ее становления не может быть решена средствами только традиционного гражданского образования (дисциплины и курсы социально-политического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Именно поэтому стандарты в гражданском образовании должны строиться на принципиально иных основаниях и, прежде всего, не как стандарты-минимумы, а как многоуровневые и многопозиционные стандарты-ориентиры. Пока создать такие стандарты, стандарты нового поколения, не удалось, и до тех пор, пока они не появятся, внедрение стандартов в учебный процесс недопустимо.

Задачи работников сферы управления образованием:

·  Содействовать разработке стандартов гражданского образования нового поколения, отвечающих идеям компетентностного подхода.

·  Оказывать поддержку исследовательским работам, ориентированным на внедрение в практику гражданского образования компетентностного подхода.

Задачи педагогов:

·  Овладение основными принципами компетентностного подхода.

·  Осознание единства становления гражданской компетентности, обретения гражданской позиции и деятельностными подходами к процессам образования.

 

Роль учебных дисциплин в гражданском образовании.

Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других).

Предметы социально-гуманитарного цикла дают учащимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Независимо от того, избран ли сквозной вариант преподавания предметов этого цикла (один предмет, проходящий через весь период обучения), либо их рациональное сочетание по ступеням образования (последовательно сменяющие друг друга предметы), эти предметы должны являться основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Вместе с тем, они должны быть тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучебной деятельностью учащихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни учебного заведения. В этом плане урок может и должен стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, либо анализ опыта гражданского действия и поведения.

В рамках других учебных дисциплин также происходит гражданское образование.

Во-первых, при обсуждении и решении общественно-значимых проблем, связанных с той или иной дисциплиной, создаются условия для становления гражданских компетентностей и обретения соответствующих ценностей (например, проблемы экологии на уроках географии, биологии и зоологии, проблемы клонирования и генетических мутаций на уроках анатомии, зоологии, биологии; проблемы гонения на ученых – на уроках биологии, физики, астрономии, социальные проблемы на уроках истории и т.д.).

Во-вторых, гражданские компетентности тесно связаны с универсальными умениями и способностями, которые проявляются и в других сферах жизни (не только в социальной сфере). Освоение учащимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками - все это служит развитию гражданских компетентностей. Понимание этого позволит педагогам наполнить новым смыслом привычные занятия, использовать в полной мере богатейшие возможности учительской кооперации и межпредметных связей.

Задачи работников сферы управления образованием, авторов стандартов и учебников:

·  Пройти соответствующую подготовку (курсы, тренинги, рабочие семинары, стажировки) и осуществить необходимые исследования для создания образовательных стандарты, учебников и учебных пособий по различным предметам, адекватных современному пониманию гражданского образования (в частности, требованиям  компетентностного подхода).

·  Включить блок гражданско-правовых дисциплин в федеральный компонент базисного учебного плана.

Задачи педагогов:

·  Пройти курсы повышения квалификации.

·  Переработать или внести изменения в учебные программы с целью эффективной реализации идей гражданского образования.

 

Роль учебного заведения в гражданском образовании.

Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом учебном заведении, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни школы, колледжа, вуза. Уроки граждановедения или обществознания не способны сами по себе сформировать гражданина, тем более, если отношения в учебном заведении не являются демократическими. Гражданское образование – это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.

Основными компонентами демократического уклада жизни учебного заведения выступают:

·  Организация учебного процесса на демократических началах.

·  Организация учебного заведения как системы взаимопроникающих образовательных пространств.

·  Участие всех членов школьного сообщества в создании норм и правил общей жизни (локального законодательства).

·  Открытость принимаемых решений.

·  Наличие выборных органов управления с включением в них как педагогов, так и учащихся и их родителей.

·  Наличие социально-трудовой практики, в том числе направленной на решение проблем местного сообщества, как обязательного элемента образовательного пространства.

·  Наличие разнообразных коллективных творческих дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого.

Значительно углубляет и расширяет демократический уклад жизни привнесение в него опыта участия ребенка в образовательных и социальных пространствах вне учебного заведения. Это требует тесной связи школ и вузов с учреждениями дополнительного образования, социальными и общественными организациями.

Задачи работников сферы управления образованием:

·  Создание благоприятных условий для формирования демократического уклада в учебных заведениях.

·  Включение в программы педагогических учебных заведений и институтов повышения квалификации специальных курсов, модулей по проблемам демократического уклада.

Задачи педагогов:

·  Пройти соответствующие программы повышения квалификации и обмена опытом.

·  Участвовать в формировании и совершенствовании демократического уклада учебного заведения.

 

Роль интерактивных и активных методы обучения в гражданском образовании.

Очевидно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные методы, которые  предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач. К этим методам относятся, например, медиации в разрешении конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.

Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия  ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.

Задачи работников сферы управления образованием, авторов стандартов и учебников:

·  Пройти соответствующую подготовку с целью разработки перспективных образовательных стандартов и УМК по различным предметам социо-гуманитарного цикла, ориентированных на широкое использование интерактивных методов обучения.

Задачи педагогов:

·  Пройти подготовку или переподготовку с целью повышения уровня компетентности при выборе учебных программ и УМК, разработки собственной образовательной практики, включая программы внеучебной деятельности, ориентируясь на максимально эффективное использование интерактивных методов обучения.

 

Оценивание в гражданском образовании.

Под оцениванием в гражданском образовании следует понимать не «выставление отметок» ученику (учителем) и учителю (проверяющим), а процесс мониторинга, нацеленный на улучшение качества преподавания и качества проектов гражданского образования.

Основными компонентами гражданских компетентностей, подлежащими оцениванию, являются умения, навыки и знания. При этом знания не могут быть основой для оценивания. Главным объектом оценивания должна быть деятельность учащихся. Критерии такого оценивания нуждаются в серьезной разработке, осуществляемой в тесном взаимодействии образовательных учреждений со всеми заинтересованными государственными и общественными институтами.

Морально-ценностные ориентиры учащихся не подлежат оцениванию. Цель педагога – создавать условия, позволяющие учащимся осознавать и выражать свои пристрастия, чувства, стоящие за ними убеждения, верования, ценности, а также задумываться о них, развивать и укреплять.

Процесс оценивания успешности ученика в становлении его гражданской компетентности должен быть открытым, демократическим, и складываться из оценки педагога и собственной оценки самого ученика. Поскольку способность к самооцениванию является важной характеристикой компетентной личности, критерии оценивания должны стать составной частью обучения – предъявляться ученику, обсуждаться и разрабатываться учеником и учителем совместно.

Это же относится и к оцениванию деятельности педагога и учебного заведения в целом по созданию условий для становления гражданской компетентности учащихся. При этом к такому оцениванию должны привлекаться широкая педагогическая общественность, общественно-профессиональные и общественные организации, заинтересованные в становлении и развитии гражданского общества в нашей стране. Одной из наиболее адекватных форм такого оценивания является общественно-педагогическая экспертиза учебного заведения.

Задачи работников сферы управления образованием:

·  Создавать условия, обеспечивающие разработку критериев и способов оценивания гражданских компетентностей (включая возможность взаимодействия с педагогами-разработчиками других стран), поддерживать соответствующие инициативы в этой области.

·  Обеспечить включение в программы подготовки и переподготовки работников образования курсы, связанные с методами оценивания гражданских компетентностей.

·  Обеспечить разработку и внедрение системы мониторинга условий образовательного учреждения, обеспечивающих становление гражданских компетентностей участников образовательного процесса, привлекать к оцениванию уклада школы общественно-профессиональные сообщества и заинтересованные общественные организации.

Задачи педагогов:

·  Осваивать разрабатываемые способы оценивания гражданских компетентностей.

·  Участвовать в разработке способов оценивания этих компетентности.

·  Создавать совместно с учениками адекватные формы оценивания.

·  Интегрировать оценивание в учебный процесс.

 

Подготовка педагогов к реализации идей гражданского образования. 

От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество гражданского образования, характер уклада жизни этого заведения. Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников.

Решить эту задачу можно только совместными усилиями всех педагогических образовательных учреждений. При этом педагогические университеты (институты, факультеты) должны выступать системообразующим фактором, объединяющим и координирующим деятельность педагогических классов средних школ, педагогических колледжей (училищ), системы последипломного образования учителей, а также общественных центров, исследующих проблемы гражданского образования.            Условием эффективной реализации основных задач гражданского образования в вузах является создание системы адресной подготовки преподавателей высшей школы – координаторов гражданского образования.

Задачи работников сферы управления образованием:

·  Включение в ЕКС новой специальности «Преподаватель гражданско-правовых дисциплин», выделение для нее бюджетных мест в вузах, внесение соответствующих дополнений в стандарт высшего образования.

Задачи педагогических учебных заведений:

·  Развитие у будущих учителей ключевых компетентностей, необходимых для успешной реализации идей гражданского образования.

·  Проектирование образовательной среды педагогического учебного заведения  как пространства накопления, обогащения опыта гражданского самоопределения и становления гражданственности специалиста.

·  Разработка и обоснование модели гражданского образования в вузе (ценности, цели, содержание, технологии, условия и ресурсы) при непременном учете региональной специфики.

·  Разработка и внедрение в учебный процесс курсов и модулей, связанных с подготовкой будущих педагогов как активных участников процесса демократизации школы, в том числе формирования демократического уклада  школьной жизни, осуществляя при этом тесное сотрудничество со школами и другими учебными заведениями, прежде всего, с теми, где ведется активная работа в этом направлении.

·  Акцентирование и обогащение граждановедческой проблематики в содержании психолого-педагогических, общегуманитарных и специальных учебных дисциплин.

·  Создание информационного обеспечения гражданского образования: интегративных курсов, учебных модулей, различных программ практики, банка данных, ориентированных на становление педагога-гражданина.

·  Определение оптимального сочетания традиционных и инновационных  технологий, направленных на создание условий для становления гражданских компетентностей и соответствующих нравственных ценностей.

·  Разработка критериев и показателей эффективности гражданского образования и диагностического инструментария для отслеживания динамики становления  ключевых гражданских компетентностей будущего педагога.

 

Роль институтов повышения квалификации в гражданском образовании.

Институты повышения квалификации работников образования (ИПКРО) имеют дело с уже работающими учителями, которые (в отличие от студентов педвузов), как правило, связали свою судьбу со школой и которые могли прийти в школу не из педвуза. Роль ИПКРО нельзя переоценить, ибо любое внедрение новых идей требует систематического повышения квалификации учителей. Необходимо при этом обеспечить тесное сотрудничество институтов со специалистами в области гражданского образования, так как сегодня обнаруживается неподготовленность кадров для модернизации образования и решения названных ниже задач. Важным резервом является использование потенциала тех школ, которые занимают ведущие позиции в области гражданского образования, и которые могут стать базовыми центрами подготовки и переподготовки учителей.

Задачами ИПКРО в сфере гражданского образования являются:

·  Прохождение всеми сотрудниками и преподавателями, имеющими дело с гражданским образованием, соответствующей подготовки и переподготовки, программ обмена опытом для всех преподавателей ИПКРО.

·  Создание специальных курсов, учебных модулей и программ практики (и соответствующих учебных пособий), позволяющих каждому учителю овладевать интерактивными методами преподавания, методами оценивания гражданских компетентностей, методами ведения внеучебной деятельности и формирования демократического школьного уклада и курсов для обучения административных и социальных работников, классных руководителей и психологов, учителей истории, граждановедения, обществознания, права и др.

·  Внедрение интерактивных и практико-ориентированных методов преподавания и оценивания в свой собственный учебный процесс, создание демократический уклада в самом ИПКРО.

·  Создание на базе ИПКРО научно-исследовательской лабораторий по проблемам гражданского образования, целью которых станет:

а)расширение информационно-ресурсной базы по гражданскому образованию, включающей  нормативно-правовой аспект, информацию об альтернативных формах и возможностях повышения квалификации в области гражданского образования, банк данных отечественных и зарубежных авторов-исследователей в области гражданского образования и их публикаций (в том числе и в периодических изданиях), тематические каталоги по периодическим изданиям, современные средства информационного обеспечения, научно-консультационный блок;

б)обобщение и распространение опыта по интеграции идей в области гражданского образования в системе непрерывного педагогического образования;

в)формирование позитивного практического опыта в гражданском образовании через проведение педагогических мастерских на базе опорных школ, имеющих  богатый опыт по реализации идей гражданского образования;

г) создание системы мониторинга состояния и эффективности подготовки в аспекте гражданского образования.

 

Роль общественных объединений и организаций в продвижении идей гражданского образования.

В настоящий период, когда гражданское образование в России находится в стадии становления, роль общественных объединений и организаций в развитии этого процесса особенно велика. Педагоги могут и должны стать активными участниками этих организаций, помогая им сосредоточить свои усилия на тех направлениях, которые могли бы оказать российскому граждановедению существенную помощь и поддержку:

·  Стимулирование и поддержка интереса общественности к задачам гражданского образования, в том числе с помощью СМИ и электронных средств коммуникации.

·  Объединение всех тех, кто заинтересован в решении проблем гражданского образования, и поддержка их инициатив.

·  Лоббирование и распространение идей гражданского образования в государственных структурах.

·  Содействие организации и проведению независимых граждановедческих экспертиз.

·  Содействие в создании экспериментальных площадок для проявления гражданских инициатив.

·  Привлечение дополнительных финансовых средств к решению проблем гражданского образования, особенно на уровне школ.

 

Как видно из перечня проблем, обозначенных выше, решение задач становления и развития в нашей стране системы гражданского образования, отвечающей требованиям времени, требует сотрудничества и взаимопонимания всех сторон, заинтересованных в этом процессе: органов власти и управления, педагогов, общественных организаций.



назад в УМК