Представила: Железнова Л.Б., зав. УМК дополнительного образования
Дата: 16.05.03


Опыт организации учебного занятия
с эстрадно-вокальным коллективом

педагога дополнительного образования 
Адамовского центра детского и юношеского творчества

Шумеевой Елены Владимировны

 

В своей педагогической деятельности педагог стремится к достижению следующих целей:

1. Повышение уровня образованности детей в музыкальной сфере.

2. Повышение интереса подрастающего поколения к музыкальной культуре, развитие  музыкально-эстетического вкуса.

3. Личностно-ориентированное воспитание, то есть развитие личностных качеств ребенка на основе общечеловеческих ценностей, адоптация и творческая реализация.


Чтобы повысить уровень образованности детей в музыкальной сфере, необходимо преподавание основ музыкальной  грамоты и музыкальной литературы.


Чтобы повысить интерес детей  к музыке необходимо:

– развивать музыкальную восприимчивость и слух, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных  произведений;

– обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;

– содействовать возникновению  и первоначальному проявлению музыкального вкуса  на основе полученных впечатлений  и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.


Для успешной реализации воспитательной цели необходимо:

– установление и развитие деловых и межличностных  контактов на уровне «педагог – ребенок – детский коллектив»;

– уважение личности ребенка, вовлечение его во все виды  деятельности для выявления его способностей и качеств характера.

– создание психологической почвы и стимулирования  самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.


При организации образовательного процесса используются следующие формы:

– учебное занятие;
– музыкальные конкурсы (викторины, КВН и т.д.);

– воспитально-познавательные мероприятия внутри кружка (походы, экскурсии, беседы и т.д.)

Основной формой организации воспитания, обучения и развития детей является занятие. Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности (музыкально-образовательная, слушание и восприятие, исполнительство и др.)


Структура
учебного занятия включает:

– организационный момент (приветствие; установка атмосферы  добра и взаимопонимания с помощью психологической игры  «Передай свою  улыбку»; психологический настрой учащихся  на серьезную  работу; сообщение темы и цели занятия);

– теоретическая часть (знакомство с новым материалом темы в соответствии с календарно-тематическим  планом);

– распевание (настрой голосового аппарата на работу  с песней: упражнения на             дыхание, артикуляцию, дикцию, звуковедение);

– комплексная работа над песнями (выбор репертуара, работа с текстом, разбор сюжета, расклад тональностей, исполнение);

– закрепление полученных знаний, обобщение.


Главная задача педагога  – сделать каждое занятие ярким, интересным, насыщенным обилием игр и дидактического материала. В этом случае материал легко и полностью усваивается детьми. Например, для воспитанников младшего школьного возраста новая тема занятия  может быть изложена при помощи стихов, загадок и сказок. Для более старшего возраста используются ребусы и кроссворды.


После теоретической части занятия проводится подвижная игра, для того чтобы дети отдохнули. Желательно чтобы эта игра как бы продолжала тему занятия.


При распевании педагогом используются игровые упражнения на развитие голосового аппарата, которые могут быть разными в зависимости от того, по какой методике педагог работает.


Комплексная работа над песней подразумевает серьезную, кропотливую и тщательную работу по вышеперечисленной схеме и не требует «лирических» отступлений.


В последней части занятия, также используются необычные приемы закрепления пройденного материала: педагог выступает в роли  корреспондента, берущего интервью у любого ребенка. Вопросы задаются по теме занятия. В этой части занятия возможны изменения функций участников педагогического процесса, и очередное интервью, берет ученик у педагога. Суть заключается в том, что формулируя свой вопрос ребенок невольно вспоминает все, что услышал на занятии, а ответ педагога закрепляет в памяти новый материал.


Один раз в неделю проводятся индивидуальные занятия  по постановке голоса с каждым ребенком, что позволяет учитывать индивидуальные  особенности  ребенка (диапазон, тембр, характер и т.д.).


Авторское педагогическое кредо Е.В. Шумеевой заключается в том, что педагог должен стоять с ребенком на «одной ступени», то есть быть верным  другом и помощником. Этому способствует частого общения с учащимися вне занятий (походы, чаепития, поздравление именинников  и др.). Одной из форм общения является «Полчаса доверия». По окончании последнего недельного занятия, каждый ребенок в течении получаса может обратиться к педагогу со своей проблемой, вопросом или просто рассказать о наболевшем. Беседа проходит «тет-а-тет», и педагог, естественно, должен оправдать доверие ребенка.


Информация о развитии ребенка фиксируется в диагностических картах воспитанников. Целесообразно эту карту  составлять на начало и на конец года, что позволит отследить результат проведенной  педагогом  воспитательной работы.


Результативность опыта  заключается в том, что  в ЦДЮТ сформирован сплоченный, дружный вокальный коллектив, участвующий во всех мероприятиях  района. Солисты коллектива неоднократно были отмечены дипломами и грамотами на областных конкурсах.

 

Примеры из практической деятельности Е.В. Шумеевой

 

Психологическая игра «Передай свою улыбку»

Дети и педагог стоят или сидят в кругу держась за руки. Педагог предлагает закрыть глаза и, начиная с него, передавать пожатие руки по кругу в том темпе и ритме, который задает педагог. Каждое рукопожатие сопровождается улыбкой. Длительность игры 3-4 минуты.

Занятие для младших школьников по теме «Динамические оттенки»

Эту тему с успехом можно изложить прочитав, и разобрав с детьми «Сказку про Кота».

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил      

Громко, настойчиво кушать просил,

Да чуть потише на печке храпел –

Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто, затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал.

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились,

– Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот: Брысь!

И в рассыпную они понеслись

(А на самом деле в то время, когда кот спал, происходило вот что.)

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише, смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бинтом.

Василий проснулся, внезапно громко чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши, лентяю на спину забрались

До вечера громко над ним потешались.


При первом прочтении сказка читается обычным способом, второй  раз заменяем  слова соответствующими названиями динамических оттенков:

(f) – громко – фортэ

(p) – тихо – пиано

(mf) – чуть потише – меццо-форте

(mp) – чуть погромче – меццо-пиано

(sf) – внезапно громко – сфорцандо


Закрепление темы «Тембры голоса»

Для закрепления темы «Тембры голоса» используется кроссворд «Певческие голоса».

Впишите в горизонтальные ряды клеток названия тембров голосов.

1.Высокий мужской  голос

2.Низкий женский  голос

3.высокий женский голос

4.Низкий мужской голос

5.Высокий голос мальчика.

                                      Ответы: 1.Тенор

                                                     2.Альт

                                                     3.Сопрано

                                                     4.Бас

                                                     5.Дискант

Игра «Охотник» для распевания

При изучении темы «Высота звука» распевание проходит с помощью игры «Охотник».  Участники  становятся  в круг, ведущий говорит:

– Жил-был охотник. Он кричал  вот так: (низким голосом кричит в технике «Тарзана», а дети повторяют).

– И была у него жена. И кричала она вот так: (кричит чуть повыше, чем «охотник»)

– И был у них сынишка-шалунишка. И кричал он вот так: (тоненьким голоском кричит).

– Пошел как-то раз охотник на охоту. Шел он сначала  по асфальту (топает в среднем темпе  ногами по полу), потом  по дорожке (кулачками не сильно стучат по грудной клетке), затем по песочку (трут одну ладонь о другую), и по болоту (изображают ртом «звук болота»).

– И вдруг начался дождик, сначала он капал по одной капельке (одним пальчиком ударяют по ладони), потом по две капельки (соответственно двумя пальцами), по три и пошел сильный ливень (хлопают в ладоши).

– Охотник поспешил  домой (повторить все этапы пути в обратном порядке в быстром темпе). Навстречу  ему выбежала жена (голос), сынишка-шалунишка (голос), охотник обрадовался и закричал (голос).


Игра
«Колокольчики» для распевания


Педагог говорит, что имеющиеся в нашем  горлышке колокольчики (голосовые связки), нуждаются в постоянном уходе и смазке , чтобы они  не заржавели и красиво пели. Масло, которым смазывают колокольчики находится на высокой горе и мы должны на нее забраться (поем гамму до мажор в восходящем и низходящем порядке).

Вот мы спустились с горы, а под ней сидит мужичек и продает золу, он веселый и радостный поет нам свою песенку «Как под, горкой под горой». Исполняем песню четко, отрывисто, быстро (стоккато). Вдруг мужик вспомнил, что-то грустное и песня зазвучала медленно, плавно связанно (легато).    



назад в УМК
назад к Опыту педагогов