Краеведение в системе дополнительного образования

Представила: Л.Б. Железнова, зав.УМК УДО

Содержание:
Введение
Формирование национально-регионального компонента дополнительного образования
Краеведение в системе дополнительного образования
История краеведческого образования
Литература

 

введение

В условиях становления национальной государственности и возрождения национальной духовности народа приоритетным направлением работы образовательных учреждений стало развитие национально-регионального образования. Даже в условиях усилившейся миграции населения страны, по данным Госкомстата, свыше 3/4 населения живет в тех регионах, где они родились. Как говорится в народе, "где родился, там и пригодился". Это говорит о том, что национально-региональные знания, полученные в школьные годы, пригодятся до конца жизни.

Для Оренбуржья – аграрно-промышленного региона России – проблема содержания национально-регионального компонента образования еще более актуальна. Она – становой хребет возрождения села, его производства, культуры, а вместе с этим и национального самосознания народов. Не умаляя достоинств сложившейся системы образования на селе, ее нужно углублять, трансформировать к новым социально-экономическим условиям, то есть формировать новое крестьянско-фермерское образование, которое бы гарантировало подготовку выпускников к практической жизни на селе.

Анализ данных социологического исследования ООИПКРО показывает актуальность задачи формирования мировоззренческой, нравственной, политической, информационной культуры учащихся и включения в национально-региональный компонент следующих содержательных направления образования: формирование мировоззренческой, познавательной, нравственной, экономической, экологической, валеологической, политической, правовой, эстетической, технологической, физической и т.д. культуры личности современного школьника.

вверх


Формирование национально-регионального компонента дополнительного образования

Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне — будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле...

Д.С. Лихачев

Важную роль в формировании национально-регионального компонента образования области играют учреждения дополнительного образования, позволяя осваивать учащимся содержание образования, связанного с изучением природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. С учетом определенной культурной среды, исторических, национальных, географических, демографических особенностей области была разработана и реализована региональная программа развития дополнительного образования.

Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образования способствует формированию личности выпускника как достойного представителя села, города, района, региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.

Регионализация дополнительного образования может быть достигнута несколькими путями.

1. Досуговый путь предусматривает разработку сценариев и проведение краеведческих игр, конкурсов, конференций (игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринги», викторины, конкурсы «Голоса родного края», «Сказки моей бабушки» и др.).

2. Монопредметный путь предусматривает углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов в рамках одной учебной дисциплины ("Литературное краеведение", "Историческое краеведение", "География Оренбургской области" и др.). В национальном контексте – это изучение языков и литературы народов Оренбургской области в национальной школе, русского языка как государственного в общеобразовательной школе с нерусским языком обучения.

Особенности природных условиях региона отражаются в содержании образования прежде всего тех предметов, которые непосредственно связаны с изучением природы, экономики (биология, география, экология, основы рыночной экономики и др.).

При разработке национально-регионального компонента одной из сложнейших проблем является проблема языка. Результаты исследований показывают, что в ряде районов обозначилась негативная тенденция развития смешанного двуязычия, в результате которого ученик не может правильно говорить ни на родном, ни на втором языке. Смешанный билингвизм приводит к разрушению уровня интеллектуального и духовного развития учащихся. Поэтому в основу национально-регионального компонента должна быть положена работа по развитию продуктивного билингвизма и полингвизма.

3. Монопредметный интегративный путь предусматривает разработку комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи ("Экология Оренбургской области", "Искусство родного края", "Природа родного края", "История религий" и др.).

4. Полипредметный или многопредметный путь предусматривает органичное включение национально-регионального компонента в содержание различных дисциплин по отдельным образовательным областям культуры ("Туризм", "Комплексное краеведение", "Культура дома", "Русский фольклор", "Оренбургская паутинка", "Народное творчество", работа детских районных СМИ и т.д.).

Сложнейшей проблемой разработки национально-регионального компонента является выделение критериев отбора его содержания. Отбор содержания как правило идет тремя путями: опытным, экспертным и (или) авторитарным и совсем редко используется теоретико-экспериментальный путь. Концептуальные подходы к выделению того или иного материала в качестве национально-регионального компонента до настоящего времени недостаточно развиты. Региональный потенциал различных блоков учебного плана неодинаков. Меньшим, но все же значительным потенциалом обладает блок специальных дисциплин. В то же время 70 % курсов практически не имеют возможностей для включения национально-регионального компонента. Отсутствие каких-либо нормативов для определения доли национально-регионального компонента в системе дополнительного образования детей тормозит его разработку.

5. Создание воспитательной системы учреждения на основе национально-регионального содержания воспитания.

Современная социальная ситуация в России характеризуется ориентацией общества на православие, на возрождение корпоративной культуры (дворянской, крестьянской, интеллигентской) и сохранение национально-региональной культуры. Последняя тенденция проявляется наиболее широко. Это нашло свое отражение в возрождении идеи национальной школы, актуализации идеи этнопедагогизации образовательного процесса. Национальная школа обладает сегодня наибольшим потенциалом в плане реализации культуросозидающей функции образования. Она призвана сформировать поколение, сориентированное на ценности данной культуры, ее историю, традиции. Сегодня, когда в мире так обостряются национальные конфликты, очень важной является проблема воспитания детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории других народов.

Современное общество нуждается в человеке, сориентированном на диалог в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому, следуя целям национального образования и воспитания, школа решает задачу формирования личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса (субэтноса); готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом и государством.

Таким образом, школа находится в активном поиске концепции воспитания и образования, реализующей обе цели – воспитать человека как представителя определенной культуры и как “гражданина мира”.

Национальное воспитание рассматривается как целостный процесс, последовательно возводящий ребенка – изначально носителя местной культуры – к культуре российской и мировой. Именно в диалоге цивилизаций каждая культура обретает вновь свою идентичность, возвращается к своим истокам. Диалог актуализирует потребность культуры выйти за границы своей “самости”, включить в свое самосознание человека другой культуры, совершенно иного, с другой картиной мира и другим смыслом бытия.

В области три года проводится конкурс воспитательных систем и материалов по воспитанию. Анализ многочисленных программ показал, что все они построены с учетом использования педагогического потенциала региональной среды. В их содержании отражены следующие проблемы:

– взаимосвязь федерального, регионального и школьного компонентов образования и воспитания;

– воспитание осуществляется с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки, стереотипы поведения;

– включение учащихся в творческую деятельность по освоению основ ремесла, фольклора, народных игр.

Спектр анализируемых программ воспитания достаточно широк и многообразен. Все они построены с учетом региональных и национальных особенностей субэтноса. В большинстве своем содержание программ направлено на развитие творческих способностей школьников. Большинство программ ориентированы на вооружение учащихся ремесленными навыками, призваны помочь учащимся приобщиться к духовным, культурным традициям и ценностям родного народа, сформировать основы менталитета.

В ряде территорий на основе воспитательных систем образовательных учреждений формируется воспитательная система района.

В области активно успешно реализуются региональные программы детского движения «Зеленый щит», «Свой голос» и др.

Таким образом, введение национально-регионального компонента дополнительного образования требует организации самых разных видов деятельности, требует объединенных усилий оренбургских ученых и всей педагогической общественности региона, разработки нормативных документов, учебно-методических комплексов, подготовки педагогических кадров.

Для эффективной работы по данному направлению необходимо создание следующих условий:

– подготовка заинтересованных в реализации национально-регионального компонента педагогических кадров;

– овладение педагогами содержанием спецкурсов и разнообразными педагогическими технологиями, методикой преподавания краеведческих курсов;

– обеспечение учебного процесса дидактическими и учебными пособиями;

– специальное экскурсионное обслуживание школьников в соответствии с учебными программами.

Эффективность изучения региона значительно возрастет, если будут определены: единство целей и задач краеведческих компонентов в различных предметных областях и спецкурсах, последовательность введения в учебный план краеведческого материала с целью создания интегрированных знаний о городе, крае как окружающем детей микромире, а также формирования их духовно-ценностной и практической ориентации.

вверх


краеведение в системе дополнительного образования

...Несомненно, придет время когда учебные прогулки и оздоровительные путешествия составят необходимый элемент воспитания, то есть человек, не видавший достаточно различных концов своего отечества не будет считаться вполне образованным человеком. Мы осмеливаемся высказать мысль, что несомненно придет время, когда кругосветные путешествия в видах учебно-воспитательных будут необходимым элементом общего образования.

В.Ф. Каптерев

Перестройка духовной жизни общества обусловила значительное повышение интереса к краеведению, в частности к проблемам развития культуры и искусства отдельных регионов. Происходит подъем национального самосознания, стремления народов России глубже познать свое прошлое, родной язык, культурные и художественные традиции, накопленные предыдущими поколениями. Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в небольшом крае, складываются, обобщаясь в историческую науку, науку о земле и обществе, формируя определенным образом культуру, в которой пребывает человек.

Под КРАЕВЕДЕНИЕМ в системе дополнительного образования понимают изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – микрорайона, города, села, района, области.

 

Краеведение

 

 

приобретение учащимися знаний о крае из рассказа педагога или из учебного пособия

 

самостоятельное добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни)

 

изучение родного края в процессе исследования, представляющего познавательный и научный интерес

 

Все виды краеведения находятся в тесном единстве и реализуются в процессе учебной и внеучебной деятельности. Центральным звеном краеведческого образования учащихся является школьное краеведение. Именно в школе ребята должны получить определенный уровень краеведческих знаний. Во внеурочное время они имеют возможность дополнить эти знания.

Занятия в учреждениях дополнительного образования в отличие от школьных уроков представляют учащимся поля деятельности, которая дает им возможность реализовать полученные знания в играх, конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить свою действенную любовь к городу, селу, например, в благоустройстве памятников истории и культуры, просветительской, лекционной, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе.

Именно в краеведческой деятельности детского объединения создаются оптимальные условия для саморазвития современного подростка. Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребенку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися, создает наиболее благоприятные условия для самоактуализации личности и ее социализации.

Сегодня перед краеведением в системе дополнительного образования стоят следующие задачи:

– использовать историко-краеведческий потенциал Оренбуржья для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;

– объединить усилия учителей школ, методистов и педагогов дополнительного образования, ведущих творческий поиск по проблемам краеведения;

– продолжить изучение истории и культуры Оренбуржья, углубляя знания по учебным школьным программам через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность);

– активизировать краеведческую работу учащихся по изучению истории и культуры родного края.

Творческими группами педагогов и отдельными педагогами в области разрабатывается программное и методическое обеспечение краеведческого образования. Анализ образовательных программ, представляемых педагогами учреждений дополнительного образования на областные конкурсы, аттестацию, показывает, что содержание значительной части программ направлено на изучение местного материала. Учебные программы по своему содержанию отличаются от программ базового образования по широте и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся и являются дополнением к ним.

Кроме того, большинство авторов и составителей программ не видят разницы между краеведческим и национально-региональным компонентом. Региональный компонент – более широкое понятие и соответствует всем вопросам, присущим региону в его административных границах и учитывает в основном особенности природы, современного хозяйства, населения (уже не этнической общности, а территориального единства этносов). Национально-культурный компонент включает в себя особенности истории, жизни и деятельности всех коренных народов региона. Сюда могут быть отнесены особенности исторического развития, культуры, языка, психологии, физиологии, образования, воспитания, жилища, одежды, питания, традиционного природопользования и др.

Границы региона иногда могут быть расширены, если специфические для него явления или процессы распространяются за пределы очерченной территории. Оренбургская область находится на стыке различных культур и народов. Здесь взаимодействуют тюркская и славянская культуры. На территории нашего области проживают бок о бок, перенимая друг у друга элементы материальной и духовной культуры и сохраняя при этом свои национальные особенности, русские, татары, башкиры, узбеки, казахи, украинцы и представители многих других национальностей. Положение области – близость к Башкирии, Казахстану – должно предполагать особое внимание как к изучению особенностей природы, населения, хозяйства и культуры этих стран.

Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него; подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному). В современной социокультурной ситуации создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения, для успешной реализации его воспитательных, обучающих и развивающих функций. Дополнительное образование позволяет углубить и расширить краеведческие знания, полученные ребенком в школе, а кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить допрофессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника и др.

вверх


Литература

1.   Баранский Н.Н. О школьном краеведении //Методика преподавания экономической географии, – М., 1960

2.   Барскова Т.А. Помня о прошлом, думать о будущем //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.30.

3.   Берельковский И.В. Школьные музеи Горьковской области: В помощь учителям, руководителям, активу школьных музеев. – Горький, 1987.

4.   Берельковский И.В. Школьный музей В. Г. Короленко, его роль в учебно-воспитательном процессе //Литературные музеи – формированию личности учащихся. – Горький, 1989.

5.   Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.

6.   Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.

7.   Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах. – М., 1985.

8.   Внеклассная работа по истории: Краеведение. – М., 1975

9.   Глуздовский В.Е. Родиноведсние и учитель. – Чита – Владивосток, 1923

10. Дик Н.Е., Валишин К.И. Географические экспозиции школьного краеведческого музея: Пособие для учителей. – М., 1979.

11. 3вягинцев Е.А. Родиноведение и локализация в школе. – М., 1924

12. Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25. – С. 117

13. Иванов П.В. Педагогические основы краеведения. – Петрозаводск, 1966

14. Изучаем свой край /Сост. В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. – Киров, 1979.

15. Использование краеведческого материала в процессе обучения биологии. – Л., 1975

16. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии /Под ред. И.С. Матрусова. – М., 1963

17. Краеведческая работа в начальных классах. – М., 1977

18. Мамонтов А.В., Щерба Н.Н. Краеведческая библиография. – М., 1978

19. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н.С. Борисова, – М., 1982

20. Милонов Н.А. Литературное краеведение. – М., 1985

21. Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.

22. Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.

23. Повшедная Ф.В., Берелъковский И.В. Социально-педагогические основы внеурочной работы учащихся по учебным предметам. – Н. Новгород, 1977.

24. Половинккин А.А., Краеведение в школьной летописи. – Владивосток, 1926

25. Попова С.В. Школьный музей «Нижегородская старина» //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.44

26. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. – М., 1988.

27. Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.

28. Сарафанникова Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев //Народное образование, 1982. – № 5.

29. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. – М., 1979

30. Сейненский А.Е. Краеведение в советской педагогике (1917-1932) //Сов. педагогика, 1968. – № 7.

31. Сейненский А.Е. Развитие идей родиноведения (краеведения) в отечественной педагогике (до 1917) //Новые исследования в пед. науках. – Вып. 13. – М., 1969

32. Сейненскш А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. – М., 1994.

33. Слесарева Т.Ю. Школьные музеи Нижегородской области //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.26.

34. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. – М., 1987.

35. Справочник путешественника и краеведа /Под ред. С.В. Обручева. – Т. 1-2. – М., 1949-1950

36. Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974

37. Тамбовцева А.В. Развитие музейного дела в учреждениях образования Нижнего Новгорода //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.29Шацкий С.Т. Изучение жизни и участие в ней //Пед. соч. – Т. 2. – М., 1964

38. Шацкий С.Т. К вопросу о педагогике деревни //Пед. соч. – Т. 3. – М., 1964

39. Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.

40. Школьные музеи. Сб. документов. – М., 1987.

41. Элькин Г. К., Огризко 3. А. Школьный музей: Пособие для учителей. – М., 1972.

вверх


Приложение 1

история краеведческого образования

Надо хранить прошлое... Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.
Д.С. Лихачев


Краеведение – важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с обучающими и воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера.

О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали в XVII в. Я.А. Коменский, в XVIII-IX вв.– Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А.Дистервег и другие педагоги. Первые высказывания о важности связи обучения с жизнью родного края в русской педагогической литературе появились во второй половине XVIII века. В 1761 году М.В. Ломоносов писал о привлечении «малых, а особливо крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». Делались попытки обосновать педагогическую ценность ознакомления учащихся со своей ближней «родиной» – краем (Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мириево, В.Ф. Зуев). Эти идеи нашли отражение в Уставе народных училищ, составленном под руководством Янковича в 1786 году и в Уставе народных училищ 1804 года.

В 1862 Н.X. Вессель предложил ввести в школе специальный учебный предмет «отчизноведение», в содержание которого он включил элементы местной географии, естествознания и истории и видел в нем базу для последующего образования. К.Д. Ушинский, называя подобный предмет «отечествоведением» (1863), связывал с ним не только первоначальное знакомство с элементами географии, истории и естествознания, но и изучение родного языка, развитие речи детей; выступал за широкое использование местного материала в обучении. В изучении родного края К.Д. Ушинский видел одно из средств патриотического воспитания школьников. Авторами первых в России методических рекомендаций по родиноведению были Н.Х. Вессель («Местный элемент в обучении», «Учитель», 1862. № 17-19) и К.Д. Ушинский, включивший методические рекомендации по использованию местного материала в книгу для учащихся «Родное слово» (1864).

В 1862 был издан первый русский учебник географии с элементами краеведения (П.Н. Белоха, «Учебник всеобщей географии»). В его третьем издании 1867 года содержалась «Программа для изучения места жительства или родины». Идею создания школьных учебников на краеведческой основе позднее поддерживал Л.Н. Толстой. В 60-70-е годы по вопросам краеведения выступали методисты-географы Д.Д. Семенов, И.Н. Белов, М.В. Овчинников, биолог А.Я. Герд, а также Э.Ю. Петри, А.Ф. Соколов, В.П. Вахтеров, Д.Н. Кайгородов, Б.Е. Райков и др. В 1896 Е.А. Звягинцев выдвинул основанный на изучении родного края принцип «локализации» учебного процесса на всех его этапах, понимая под «локализацией» общий метод педагогической работы с детьми, принцип отбора учебного материала, дающий педагогу возможность создать для учеников условия, благоприятные для наблюдения и исследования.

Термин «краеведение» в педагогической литературе впервые появился в работе историка-методиста В.Я. Уланова («Опыт методики истории в начальной школе», 1914) и в выступлении учителя И.Н. Манькова на одном из съездов учителей (1914). Под краеведением понималось изучение школьниками уезда и губернии («второго концентра края»), более важная роль отводилась «родиноведению», в основе которого должны были лежать наблюдения учащихся. Подобное деление на «родиноведение» и краеведение характерно для русской педагогической мысли начала ХХ века, и первых лет советской школы (Е.А. Звягинцев, С.А. Аржанов, В.Е. Глуздовский и др.). В середине 20-х годов термин «краеведение» утвердился в советской педагогической литературе, включив в себя смысловое значение «родиноведения».

Теория и практика краеведения в советской школе развивались в соответствии с положениями Декларации о единой трудовой политехнической школе (1918). Непосредственные наблюдения и самостоятельные исследования, экскурсии, коллекционирование и организация школьных музеев и уголков, кружковая работа выдвигались в качестве важных методов обучения и организационных форм работы. Педагогические основы советского. краеведения разработаны в трудах Н.К. Крупской, М.Н. Покровского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Л.П. Пинкевича. Заметный вклад в разработку и пропаганду краеведения и краеведческого принципа внесли Н.Н. Баранский, А.С. Барков, Б.В. Всесвятский, Б.Е. Райков, К.Ф. Строев и др. педагоги и методисты.

Расцвет краеведческой работы приходится на первое десятилетие советской власти и связан с деятельностью по спасению архивов, охране памятников культуры. В разных городах создавались музеи, краеведческие общества, которых к 1929 насчитывалось около 2 тысяч. Выходили журналы «Краеведение» и «Известия Центрального бюро краеведения», которые редактировали академики Н.Я. Марр и С.Ф. Ольденбург.

Краеведение ориентировало педагогов на систематическое рациональное использование местного материала в учебно-воспитательном процессе на уроках и во внеурочное время. При Центральном бюро краеведения, созданном в 1922 году при Академии наук СССР, а также при губернских а уездных бюро краеведения были организованы специальные школьно-краеведческие комиссии для разработки вопросов организации и методики краеведческой работы в школе. В решениях II Всесоюзной конференции по краеведению в 1924 году отмечалось, что одним из основных должно стать «общественно-прикладное направление школьно-краеведческой работы когда изучение вопросов переходит в посильные детям работы по подъему про изводительных сил местного края» («На путях к новой школе», 1925. – № 2, с. 205).

Черты школьного краеведения – курс на всестороннее изучение края, его производительных сил, общественной жизни, исторического прошлого связь с научным краеведением, необходимость активного участия школьников в общественно-полезном труде – складывались в полемике. Приходилось преодолевать: «родиноведческий романтизм» – излишнее увлечение прошлым; «описательность» краеведения – фиксацию фактов и явлений местной жизни без установления причинных связей; «краеведческий автономизм» – привлечение в чрезмерных дозах местного элемента; излишнее увлечение «экономическим» направлением в краеведении, при котором работе в области истории и этнографии придавалось второстепенное значение. Односторонностью страдало также «словесно книжное» краеведение, когда педагог, не имея достаточной краеведческой подготовки, сводил краеведческую работу к передаче ученикам готовых знаний, взятых из книг, учебников, газет.

После 1932 года элементы краеведения вводились в программы школы по географии, обществоведению, литературе, истории и языкам.

Демократическая самодеятельность краеведческих обществ, которая создавала возможность нестереотипной, неодинаковой жизни в разных городах и краях, не вписывалась в начинавшуюся бюрократическую регламентацию общественной жизни. К 1929 году фактически прекратилась работа по охране памятников, закрывались краеведческие музеи. В 1930 году был упразднен отдел по охране памятников при Наркомпросе, созданный в мае 1918 года, в ведении которого находились все краеведческие музеи. Пленум Центрального бюро краеведения в 1931 году принял резолюцию изъять всю выпущенную к этому времени литературу по краеведению. Историческое краеведение заменялось производственным: изучение деревни и городов трансформировалось в изучение колхозов, фабрик и заводов. Планы краеведов вписывались в планы пятилеток. В середине 30-х годов все краеведческие организации были ликвидированы.

В годы Великой Отечественной войны краеведческая работа в школе активизировалась. Учащиеся вели поиск документального материала о героизме своих земляков на фронте и в тылу врага, создавались поисковые группы, кружки юных краеведов-следопытов, возникло движение красных следопытов. В сложнейших условиях военного времени была развернута работа по выявлению и сбору вещественных и письменных источников об участии населения края в борьбе против захватчиков.

В 50-е годы большую роль в повышении качества краеведческой работы играли музейно-краеведческие советы, созданные при областных музеях, которые координировали различные направления изучения родного края, оказывали научно-методическую помощь народным, школьным музеям и краеведческим кружкам.

Введение в 60-х годах новых учебных программ по истории, географии и другим предметам, в которых значительно усилились элементы краеведения, стимулировало дальнейшее развитие всех его видов, были введены факультативы по истории края.

В начальной школе учащиеся наблюдают природу и жизнь, слушают рассказы учителя, читают книги о родном крае и его людях. Знания о родном крае получают на уроках, во время экскурсий (на природу, на ближайшие предприятия, в музеи и т.д.), на утренниках и сборах. В соответствии с программой курса природоведения учащиеся приобретают первые навыки чтения карт и составления плана местности, при этом они получают первоначальнык сведения о ландшафте, климате, природных зонах и т.д.; навыки сельскохозяйственного труда, знания по охране природы. В средней школе краеведение способствует овладению учащимися основами наукраеведения. В педагогической литературе разработан вопрос о краеведческом подходе в преподавании географии. Опыт школы показывает, что в географии, имеющей дело с комплексами природных и хозяйственных явлений и требующей развития пространственных представлений, краеведческий подход обеспечивает их реальность. Значительное место отводится изучению природных ресурсов, проблемам их рационального и бережного использования. Подчеркивается специфика проявления общих экономико-географических закономерностей на данной территории

С целью профориентации учащихся подробно рассматривается вопрос о трудовых ресурсах, профессиях, местных помыслах и т.д.

Краеведческий материал привлекается при изучении отечественной региональной географии. В республиках, краях, областях как дополнительный материал к учебникам географии, истории и других учебных предметов издаются краеведческие пособия. В курсе экономической географии зарубежных стран раскрываются связи края с другими государствами. В географических темах ставятся вопросы охраны и благоустройства окружающей среды.

Краеведческий материал используется при изучении предметов биологического цикла (5-11 кл.). Опытническая работа на пришкольном участке, в теплице, выполнение школьниками летних заданий, включающих проведение, описание и оформление результатов наблюдений в природе за жизнью растений и животных, выращивание растений, способствуют усвоению учащимися знаний о местной флоре и фауне, о биологических особенностях, экономическом и культурном значении типичных представителей природы своего края. Во многих школах и внешкольных учреждениях работают кружки юных натуралистов, друзей природы, полеводов, животноводов, лесоводов. В разных регионах страны созданы школьные лесничества. Использование краеведческого подхода в преподавании химии дает учащимся возможность узнать о местных полезных ископаемых, ознакомиться с производствами по переработке местного сырья, получить знания о применении химии в сельском хозяйстве данной местности и т.д.

Программа по истории предусматривает специальные уроки или систематическое включение краеведческого материала в содержание курса с целью раскрытия своеобразия развития края, республики и его единства с судьбами страны.

При изучении обществоведческих дисциплин, истории родной литературы одним из методов передачи историко-краеведческих. знаний является рассказ педагога (с элементами беседы), сопровождаемый чтением отрывков из различных документов, художественных произведений, показом фотографий, рисунков и т.д. Большое распространение получили экскурсии, по памятным местам края, в краеведческие музеи, «заочные экскурсии»; походы и экспедиции по историческим местам, связанным с жизнью и деятельностью замечательных земляков.

В старших классах краеведение может приближаться к научно-историческому исследованию: работы с архивными и музейными материалами, включая фонды государственных и школьных музеев; участие в экспедициях, археологических раскопках, подготовка сообщений и рефератов к урокам, занятиям семинарского типа, ученическим конференциям и т.д. Во многих школах работают кружки юных историков-следопытов, экспедиционные отряды. Итогом работы нередко является создание историко-краеведческих уголков, комнат, музеев. Развитию всех направлений школьного краеведения способствуют туристско-краеведческие эстафеты, историко-краеведческие экспедиции и другие формы внеклассной работы.

Местный материал привлекается при составлении рассказов, подготовке сочинений. Учащиеся знакомятся с творчеством писателей-земляков, собирают образцы фольклора. Во многих. школах работают литературно-краеведческие кружки.

На уроках музыки и изобразит, искусства, во внеклассной кружковой работе учащиеся знакомятся с лучшими образцами народного искусства и фольклора, овладевают навыками художественного творчества.

Исследовательская работа школьников нередко связывается с выполнением учащим трудовых общественно полезных дел: метеорологические, фенологические и гидрологические наблюдения; уход за памятниками истории и культуры, участие в мероприятиях по охране природы («зеленый» и «голубой» патрули, изготовление гнездовий, подкормка птиц и т.д.). Активное участие в организации краеведческой работы принимают внешкольные учреждения, в т. ч. детские экскурсионно-туристские и др. станции.

В последние годы XX века педагогическая наука пополнилась разработкой теории краеведения.

Появились публикации о его концепции, специфике, о системе отдельных организационных форм, положено начало изучению истории краеведения.

Родилась новая интегрированная наука – комплексное школьное краеведение, изучающее совокупность естественно- исторических знаний.

вверх


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации