Развитие интеллекта учащихся средней и старшей школы в клубе “Что? Где? Когда?”
Автор: Павлова Светлана Геннадьевна,
педагог дополнительного образования Дворца пионеров и школьников г. Орска}

Представлено: Железновой Л.Б.
Дата: 01.11.02

 

Сущность опыта – В школе ребенок получает объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретного урока. Развитию интеллектуальной одаренности школьников могут способствовать занятия в системе дополнительного образования.  Учебно-игровая деятельность в клубе “Что? Где? Когда?” позволяет учащимся самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них предметам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.

Новизна – Создание системы работы по развитию интеллекта учащихся средней и старшей школы в рамках города.

Главное – Применение игровой методики для развития интеллекта школьников.

Доступность – Опыт может быть использован при организации учебно-воспитательного процесса школ, учреждений дополнительного образования, при построении воспитательной системы города, района.

Результативность – все выпускники клуба поступают в высшие учебные заведения. У членов клуба значительно повышается успеваемость по основным школьным предметам.

Программа клуба “Что? Где? Когда?” является лауреатом III областного конкурса инновационных программ педагогов дополнительного образования.

Материал из опыта работы “Интеллектуальная одаренность. Возможности развития в УДОД”, представленный в областном научно-методическом журнале “Внешкольник”, удостоен диплома третьей степени.

 

 

1. Концептуальная основа деятельности клуба

Действующий с 1995 года в Орском Дворце пионеров и школьников интеллектуальный клуб знатоков “Что? Где? Когда?” – это попытка создания объединения для интеллектуально одаренной молодежи города.

Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга интеллектуально одаренной молодежи города.

Задачи:

– популяризация интеллектуального творчества;

– пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современной молодежи;

– объединение и организация досуга одаренных детей;

– определение лучших команд игры “Что? Где? Когда?”

В основе Концепции клуба  лежит следующее положение Ассоциации Евроталант: “Сохранить и развить интеллектуальную одаренность – проблема прогресса общества”.

Основными направлениями деятельности клуба являются:

– научно-экспериментальная работа;

– мероприятипя познавательного характера.

 За основу создания учебной программы клуба и организации молодежного движения по развитию интеллекта была взята серия телевизионных передач “Что? Где? Когда?”, “Счастливый случай”, “Брейн-ринг”, а также опыт проведения интеллектуальных игр в украинском городе Горловка. Автором были внесены изменения в содержание и методику проведения игр с учетом возраста участников (12-18 лет).

 

2. Механизм реализации программы

Реализация программы включает 4 направления деятельности.

1.     Тренировочные занятия, цель которых – обучение правилам игры, основам составления вопросов. Занятия разрабатывает методист, проводит руководитель клуба, консультирует психолог.

2.     Сбор пакета игровых вопросов. Совместно с методистом, учителями-предметниками, мэтрами, родителями знатоки классифицируют материал по степени сложности, содержанию, формулировке, составляют картотеку.

3.     Аналитический этап “Отборочный тур” представляет первые результаты подготовленности учащихся; активизирует соревнования среди команд разных школ (если проводится во Дворце пионеров) или классов (если проводится внутри учебного заведения).

4.     Заключительный этап состоит в организации и проведении городских соревнований по интеллектуальным играм среди прошедших курс предварительной подготовки команд учащихся. В календаре турниров определены сроки турниров для учащихся первого и второго года обучения и выпускников.

Занятия первого года включают обучение ритуалу и правилам игры; характеристике вопросов по секторам (блиц, суперблиц, зеро), по степени сложности (10, 20, 30 баллов), по тематической классификации, алгоритму обсуждения вопросов и принятия решения; основам составления вопросов для интеллектуальных игр (ключевые слова, построение фраз в необходимом порядке, оформление, практические тренировочные занятия по темам).

Используемые методы: беседа, лекции, занятия, игра, самостоятельная работа учащихся.

Второй год включает организацию занятий по тренировке и развитию конкретных составляющих интеллекта: восприятие (величина, объем, удаленность, скорость, точность), внимание (устойчивость, сосредоточенность, избирательность), мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, классификации), логическое мышление (переработка знаний: понятие, суждение, умозаключение), память (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная).

Используемые методы: беседа, тесты, упражнения, эксперимент, лекция, самостоятельная работа учащихся, участие в играх “Что? Где? Когда?”.

В работе используются как стандартизированные, так и экспертные методы измерения достижений учащихся. В ходе игр используется рейтинговая система оценки знаний учащихся. Рейтинг – интегральная оценка в баллах знаний учащихся – является количественной характеристикой качества учебной работы и подготовки специалиста. Рейтинговая система оценок является стимулом деятельностной и познавательной потребности, мобилизующий ребенка не извне, а изнутри, когда юный интеллектуал видит ступени собственного роста и сам стремится к этому. “Интеллект-рейтинг” ориентирован на анализ деятельности:

– учащихся, ответы на вопросы которых подсчитываются, анализируются как полные и правильные (сумма ответов – есть максимум проявленного интеллекта);

– команды, набравшей в первенстве большее количество правильных ответов (победительницы);

– куратора команды, взрослого, содействующего знатокам при подготовке к первенству.

В “Таблице результатов” выставляются очки и баллы за ответ. Дополнительный рейтинг выставляется за уточнение ответа, исправление неточностей в другом ответе, оказание помощи, самостоятельную работу при подготовке к играм.

По итогам работы и творческим достижениям учащиеся продвигаются по “Лестнице достижений”, получая звания кандидата в члены клуба, члена клуба, инструктора, мэтра.

 

3. Методика проведения интеллектуальных соревнований

В клубе занимаются 16 команд из 11 школ города.

Каждая команда состоит из 6-7 человек независимо от пола.

С 1998 года команды делятся на старшие и младшие. В клубе занимаются команды двух возрастных групп: 11-14 лет, 15-17 лет. В работе клуба принимают участие студенческие (из состава выпускников клуба), преподавательские и семейные команды.

Каждую команду  возглавляет капитан.

Ведется активное сотрудничество организаторов клуба с учителями, заместителями директоров школ по воспитательной работе, родителями которые принимают активное участие в реализации конкретных дел: составлении картотеки вопросов, проведении игр.

В клубе проводятся индивидуальные соревнования “Своя игра”, “Великолепная семерка”, а также коллективные игры “Брейн-ринг” и “Что? Где?Когда?”.

По интеллектуальной игре “Что? Где? Когда?” ежегодно проводятся первенства города, где в соответствии с занимаемыми призовыми местами команды распределяются по степени подготовки и по уровню способностей по лигам – I, II и высшей. Регулярно поводятся межгородские встречи на интеллектуальном брейн-ринге со школьниками Новоорского района.

Для участия в соревнованиях администрация учебного заведения подает в оргкомитет заявку, заверенную директором, заместителем директора по воспитательной работе и классным руководителем.

Для участия в первенстве команды проходят отборочный тур, набрав в шести играх 20 очков (пакет вопросов готовится организаторами игр).

Соревнования проводятся по круговому принципу (каждая команда играет обязательно с каждой другой командой). В зависимости от того, сколько будет подано заявок на первенство, определяется количество необходимых вопросов для игр. В среднем для младшей возрастной группы каждой команде необходимо  подготовить 150 вопросов, для старшей возрастной группы – 2000 вопросов.

Вопросы оцениваются очками и баллами. Для каждой игры команда-соперница готовит всего 18 вопросов:

– 4 вопроса по 30 баллов (сложные);

– 4 вопроса по 20 баллов (менее сложные, с небольшими подсказками, на логику, либо использование известных законов, правил);

– 2 вопроса по 10 баллов (легкие, на смекалку и находчивость, обозначенные события);

– 6 вопросов по 15 баллов: по 3 вопроса на блиц, 3 вопроса на суперблиц.

Вопросы составляются заранее, до начала первенства знатоками, учителям, родителями, друзьями и т.д. по различным сферам деятельности (наука, искусство, культура, политика, спорт, быт и др.), используются различные источники информации (книги, журналы, газеты). Важно, чтобы указывался источник и соблюдались правила оформления вопроса, а также была отражена тематика юбилейных дат.

Для подготовки ответа команде дается 1 минута времени Если команда досрочно предлагает правильный ответ (не более 10 секунд от старта), то получает дополнительную минуту для обдумывания трудных вопросов. Капитан команды во время игры может произвести замену одного игрока (один раз за всю игру). Все претензии и протесты по ходу соревнования подаются капитаном команды только в письменном виде не позднее 10 минут после игры.

Команда-победитель первенства в каждой возрастной группе определяется по наибольшему количеству правильных ответов на вопросы.

I место в каждой возрастной группе отмечается дипломом первой степени и ценным призом. II  и III места – соответственно дипломами второй и третьей степени и поощрительными призами. Победитель первенства в старшей возрастной группе соревнуется с Чемпионом клуба знатоков “Что? Где? Когда” – командой Высшей лиги – сборной студентов ОГТИ. Факт победы фмксируется в “Книге истории и достижений клуба”. Результаты первенства освещаются в СМИ.

Традиционно проводится индивидуальное первенство сильнейших игроков на звание “Уникума”, автора лучшего вопроса, суперпокровителя команды (человека, приложившего максимум усилий для результативной игры своей команды – родитель, учитель и др.). Для участия в конкурсе “Лучший инструктор первенства” приглашаются педагоги-кураторы команд.

 

4. Модель выпускника клуба.

Выпускник клуба представляет собой:

– личность, уважающую себя, осознающую свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуации морального выбора и нести ответственность перед собою и обществом;

– гражданина, признающего общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей;

– человека, сводного в выборе религии, мнения, образа жизни, признающего при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающего свободу выбора и права других людей;

– специалиста, способного к самообразованию, имеющего уровень образованности, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;

– жителя планеты Земля, осознающего себя частью ее природы и стремящегося к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной.

Каждая из составляющих модели выпускника предполагает наличие определенного уровня знаний, практических навыков и умений, сформированных личностных качеств, что составляет основу базовой культуры личности.

 

5. Результативность деятельности клуба

За три года обучения в клубе знатоков Ведекина А. занимала в первенстве города по “Что? Где? Когда?” среди старшеклассников только первые места. Три года лучшим игроком был Чернышев Андрей. За время занятий Андрей смог самоутвердиться и заслужить высокий авторитет среди членов клуба. Дух борьбы, соревновательность, совместная подготовка к играм воспитывают в ребятах выдержку, уравновешенность, чувство товарищества, коммуникабельность. Многие члены клуба смогли значительно повысить школьную успеваемость за счет знаний, приобретенных в играх. Значительная часть выпускников клуба успешно учатся в Орском гуманитарно-технологическом институте.

Главным показателем качества обучения является уровень знаний. Кроме того, автором при оценке эффективности образовательного процесса учитывается КИТСУ – критерии интеллектуальности – Компетентность, Инициатива, Творчество, Саморегуляция, Уникальность склада ума. Эта система критериев интеллектуального развития личности, где сочетаются особенности индивидуального ментального опыта, характеризующие уровень развития интеллектуальных возможностей.

Компетентность – особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области. Знания подобного рода отвечают следующим требованиям: разнообразие, артикулированность, гибкость, быстрота актуализации, возможность применения в широком спектре ситуаций, выделенность ключевых элементов, категориальный характер, владение не только декларативным знанием, но и процедурным.

Инициатива – желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выявлять идеи, осваивать другие области деятельности, готовность выходить за пределы заданного, свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных факторов

Творчество – процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. Отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем, готовность выдвигать оригинальные идеи.

Интеллектуальная саморегуляция – умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью и целенаправленно строить процесс самообучения.

Уникальность склада ума  это индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе индивидуализированные формы взаимокомпенсации слабых и сильных сторон своего интеллекта, выраженность индивидуальных познавательных стилей, предпочтений, “логика собственного ума” (Дж. Дьюи).

 

Программа клуба “Что? Где? Когда?” является лауреатом III областного конкурса инновационных программ педагогов дополнительного образования.

Материал из опыта работы “Интеллектуальная одаренность. Возможности развития в УДОД.”, представленный в областном научно-методическом журнале “Внешкольник”, удостоен диплома третьей степени.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации