Обучение английскому языку на коммуникативной основе
Автор:Андреева Наиля Шамильевна,
педагог дополнительного образования областного Дворца творчества детей им молодежи

Представлено: Железновой Л.Б., зав. УМК дополнительного образования
Дата: 01.11.02

 

Сущность опыта. Обучение строится на основе общения, позволяя ребенку к окончанию курса обучения овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.

Новизна.  Программа клуба английского языка построена таким образом, чтобы обучающий процесс был по возможности увлекательным, с долей игрового момента, и использованием в качестве контроля “системы содержательных оценок” Ш.Амонашвили.

Главное. Применение технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре (по Е.И. Пассову).

Доступность. Программа рассчитана на обучение детей, начиная с 10-11-летнего возраста, но в условиях дополнительного образования, с учетом индивидуальных особенностей ребят, она может быть использована как на более ранних (7-8 лет), так и на более поздних (15-16 лет) этапах.

Результативность. Пятилетний опыт работы по этой программе показал ее необходимость и актуальность, об этом свидетельствует полная сохранность контингента и активное участие членов клуба в школьных, районных и городских олимпиадах по английскому языку.

 

Основные термины

Коммуникация – общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющейся главным образом при помощи языка.

Мотивация – активное состояние мозговых структур, побуждающее высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей.

Степень обученности учащихся – совокупность пяти последовательных показателей (различие, запоминание, понимание, элементарные умения и навыки, перенос), характеризующая результаты учебного процесса.

Тест – (англ. test – проба, испытание, исследование), в психологии и педагогике – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

 

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под эти понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Обучение на основе общения является сущностью технологии коммуникативного обучения.

Иностранный язык, в отличие от других предметов, является одновременно и целью, и средством обучения.

Язык – средство обучения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям. Овладение иностранным языком отличается от владения родным:

– способами овладения,

– плотностью информации в общении,

– включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;

– совокупностью реализуемых функций;

– соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития ребенка. Главными участниками процесса обучения являются педагог и ребенок. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве .

Принципы построения содержания

1. Речевая направленность, практическая ориентация занятия. Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая. Прежде всего, это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее.

2. Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности .

3. Ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Принципиально– важным является отбор и организация материала на основе ситуация и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.

4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах занятия. Это новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это новизна используемого материала (его информативность), новизна организации занятия (его видов, форм), разнообразие приемов работы. В этих случаях ребята не получают прямых указаний к запоминанию, оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

5. Личностная ориентация общения. Коммуникативное обучение предполагает учет всех личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т.д.

6. Коллективное взаимодействие – такой способ организации процесса, при котором ребята активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.

7. Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках курса обучения. Поэтому

необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде. Содержательную сторону языка должны составлять проблемы, а не темы.

В процессе обучения практически все зависит от упражнений. В упражнении, как солнце в капле воды, отражается вся концепция обучения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, то есть упражнениями в общении. Е.М. Пассов выстраивает 2 ряда упражнений: условно-речевые и речевые.

Условно-речевые упражнения это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, неразорванность во времени.

Речевые упражнения – пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование.

В процессе обучения возникает вопрос, как исправлять ошибки. Фонетические ошибки рекомендуется исправлять не одновременно, а взять какой-то один звук и отрабатывать его в течение 1-2 недель (другие искаженные звуки пока не замечать), затем так поступить со 2-м, З-м звуком и т.д. К грамматическим ошибкам надо привлекать внимание группы, но длительное объяснение правил не должно отвлекать ребенка от речевой задачи. При высказывании в ситуации ошибки исправлять вообще нецелесообразно. Достаточно исправить те, которые мешают пониманию.

Методика “интенсива” требует иной, отличной от традиционной, организации учебного пространства. Ребята сидят не в затылок друг к другу, а полукругом или произвольно. В такой импровизированной маленькой гостиной удобнее общаться, снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности, идет обучающее общение. Это пространство, по Г. Лозанову, должно иметь и достаточную временную продолжительность, имитировать “погружение” в данную языковую среду.

Обучение на основе общения просто создано для условий дополнительного образования.

Во-первых, по характеру содержания и структуры данная технология является обучающей, светской, общеобразовательной и гуманистической.

Во-вторых, по подходу к ребенку она характеризуется взаимоотношениями сотрудничества и партнерства.

В-третьих, по преобладающим методам коммуникативное обучение можно классифицировать как диалогическое и игровое.

В-четвертых, главную идею и основу эффективности результатов составляет активизация и интенсификация деятельности учащихся.

Все эти параметры как нельзя лучше соответствуют как организационным, так и содержательным особенностям деятельности учреждений дополнительного образования.

Материал курса английского языка на всех этапах усвоения программы имеет ярко выраженную коммуникативную направленность.

Программа построена таким образом, чтобы обучающий процесс был по возможности увлекательным, с долей игрового момента.

Тематика, предложенная программой курса английского языка, интересует учащихся каждого возраста.

Традиционные диалоги и полилоги по всем изучаемым темам позволяют ребятам погрузиться в ситуацию, усвоить все три стороны речевой деятельности (лексическую, грамматическую и фонетическую) сразу.

Новизна содержания, разнообразие видов и приемов речи, применение игровых технологий способствует непроизвольному запоминанию и, в итоге, лучшему усвоению материала.

Наиболее интересные темы программы, "Hello!" (Приветствие. Встреча), "At а Food Shop" (В продуктовом магазине), "Parties and Holidays" (Вечеринки и праздники), "Asking the way" (В городе) и т.д.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации