Шершнев Л.И.

КУРС ОБЖ В КОНЦЕПЦИИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Практически, всё, что до сих пор предлагалось государственными структурами как концепция   национальной безопасности или её элементы несёт на себе печать прежних подходов, основанных на "балансе сил" и "ядерном паритете". Свою непригодность они показали в проигранной нами холодной войне. Система безопасности не выдержала, когда противник перенес войну за паритет, за щит, за "железный занавес", в тыл, используя стратегию и тактику непрямых, не военных действий, нетрадиционные средства борьбы. Нас спровоцировали на гонку вооружений, что при дефиците ума, интеллекта у советского руководства было сделать не сложно, в ущерб развитию фундаментальных основ безопасности - социальной, духовной, экономической сферы. Держава рухнула под тяжестью сверхвооружений, паритета.

Россия нуждается в новой концепции национальной безопасности, построенной на интеллекте, духовности. События, происходящие в духовной сфере, в мире ценностей, сегодня прямо влияют на геополитическое положение нашей страны, на национальную безопасность. Как не вспомнить здесь известного французского социолога и психолога Г.Лебона, который вывел формулу: империи рушатся, когда разрушается идеология.

Безопасность - это не только и не сколько физическая защита, засовы, это в первую очередь духовное состояние. Главной причиной социальных и иных катаклизмов остаются мировоззренческие характеристики современного человека, агрессивный тип создания большинства людей. Поэтому чтобы изменить мир, сделать его безопасным, надо преодолеть агрессивный образ мышления и поведения.

Отталкиваясь от этой посылки, полагаю, что концепция национальной безопасности должна мобилизовать государственные структуры, общественность, семью, школу, вуз на формирование личности безопасного типа, государства безопасного типа. Эта инновационная идея представляется прорывной в области создания интеллектуальных технологий безопасности.

Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества. он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей. Концепция личности безопасного типа очень близко сопрягается с "русской моделью независимого человека" - двигателя, творца цели Карамзина, идеи "личной годности" (совокупности определенных духовных свойств: выдержки, самообладания, добросовестности, ответственности, дисциплины, расчетливости и др.) Струве.

Как ни покажется парадоксальным в наше смутное время, для формирования личности, общества и государства безопасного типа обозначились благоприятные педпосылки. Они связаны с введением нового предмета "основы безопасности жизнедеятельности". Появилась новая квалификация - "учитель безопасности жизнедеятельности". Учитель, наконец, становится созидателем безопасности. На мой взгляд, это сопоставимо и даже выше по значимости с прорывом России (Советского Союза) в Космос. Именно Россией, первой, как и в деле освоения Космоса, найдена социальная технология подготовки другого общества, нового жизнеустройства, если, конечно, в программы обучения и воспитания будет заложено формирование личности безопасного типа, компетентного в вопросах безопасности гражданина на базе интеллектуального ресурса, идеологии безопасности, являющейся ядром новой морали, этики, нравственности. Проблема сейчас заключается в подготовке и переподготовке кадров, которых пока нет, если относиться к предмету со столь высокой меркой, и необходимых учебно­-методических пособий. Это приоритетная задача большой общественной и государственной значимости.

ПИСЬМО

Министерства образования Российской Федерации от 22 февраля 95 г. N 1-М

Министерство образования Российской Федерации доводит до сведения и для руководства в работе Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Прошу принять необходимые меры по выполнению названного Федерального закона. Госинспекции министерства образования Российской Федерации, органам управления образованием субъектов Российской Федерации обратить внимание на надлежащее выполнение муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Заместитель Федерального министра

М.Н.Лазутова

_


В содержание