Курс ОБЖ как новый базовый предмет

Представил: Бузунов В.П., зав. УМК ОБЖ
Дата: 19.03.03

Современное общество несет моральные и экономические потери от природных, техногенных, экологических, социальных и иных опасностей, угрожающих человеку во всех сферах его обитания и деятельности.

Причиной аварий, катастроф, несчастных случаев чаще всего становится некомпетентность людей в вопросах безопасности. Устранить эту причину можно, если создать систему непрерывного образования и воспитания народа в области безопасности жизнедеятельности.

Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека и обеспечить профилактику возникновения чрезвычайных ситуаций.

Системное изучение наиболее вероятных экстремальных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение с детских лет поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из экстремальной ситуации с наименьшими потерями и ущербом для жизни и здоровья.

На начальном этапе подготовки эту задачу призван решать новый курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), рекомендуемый для изучения в образовательных учреждениях.

Обоснованием введения данного курса в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения может служить положение о том, что школьный возраст – наиболее благоприятный для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности. Именно в этом возрасте легко сформировать мотивы, побуждающие детей и подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе и природе, что будет основой для самостоятельного принятия безопасного стиля жизни в обществе, коллективе, семье, в окружающей среде.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, привития основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления любых опасностей.

Курс ОБЖ направлен на преодоление опасностей, в том числе и опасностей инерционности системы образования.

Новая концепция ориентирует развитие курса в двух направлениях.

1.            В курсе наряду с имеющимся материалом должны рассматриваться вопросы предупреждения новых опасностей для человека от собственной жизнедеятельности.

2.            Вопросы безопасности жизни должны рассматриваться системно на трех уровнях:

Первый уровень – вопросы индивидуальной, личной безопасности. Это содержание нынешнего курса, которое необходимо знать каждому, чтобы осознанно совершить свой выбор личного поведения, особенно в образе жизни.

Второй уровень – национальный. На этом уровне рассматриваются вопросы безопасности наций, народов в борьбе за недостаточные ресурсы, создание наилучших условий для своих стран, для выживания большинства населения.

Третий уровень – глобальный. Сегодня существует возможность полной катастрофы человечества при безответственном использовании государствами технологий глобального масштаба.

Уровни безопасности рассматриваются по мере увеличения возрастных возможностей школьников:

в начальных классах – безопасность школьника;

в основной школе – безопасность личности;

в выпускном классе основной школы и в старших классах – безопасность жизни личности, общества и государства.

Основные тематические линии содержания образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»:

-         основы здорового образа жизни;

-         защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Эти разделы изучаются в начальной, основной и старшей школе.

Следующие три раздела изучаются в основной и старшей школе:

-         основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;

-         основы защиты Отечества;

-         современный комплекс проблем безопасности.

Содержание курса может иметь примерно такую структуру: обязательный базовый компонент – 65-75, 55-65 и 45-55% и дифференцированный вариативный компонент: 25-35, 35 45 и 45-55% соответственно - начальная, основная и средняя школа. При необходимости преподаватель-организатор ОБЖ имеет право время, отведенное на вариативную часть курса использовать для освоения базового компонента.

Базовый уровень предъявления учебного материала обеспечивает оптимальный федеральный уровень образования по курсу ОБЖ, который государство обязуется представить всем обучающимся независимо от вида образовательного учреждения.

Основной результат овладения знаниями, умениями и навыками по безопасности жизнедеятельности – это освоение обучающимися минимальных требований, что должно обеспечить необходимый каждому обучающемуся уровень знаний, умений и практических навыков, без которых невозможно эффективное  осуществление жизнедеятельности, вне зависимости от того, чем бы ни хотел заниматься молодой человек в будущем.

Оценка освоения обучающимися предъявляемого материала основывается на гуманизации и демократизации системы образования, а также общих принципах оценивания учебного труда в общеобразовательной школе.

Новая образовательная область тесно связывается с другими образовательными областями. Она объединяет, дополняет и систематизирует появляющиеся в содержании образовательных областей вопросы новой направленности, раскрывая (в комплексе) основы безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства в природных, техногенных и социальных условиях.

Связанные в единую систему, отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность учащихся, важнейшую для сохранения жизни в ХХ1 веке. Эта компетентность позволит выпускникам общеобразовательной школы обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности и безопасности общества.

Компетентность граждан в области безопасности жизнедеятельности необходима для благополучного развития России в условиях перехода мирового сообщества от индустриального развития к постиндустриальному. Она будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех уровней и профилей и, в особенности, профилей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности.

Основные задачи обновления содержания ОБЖ определяются, исходя из условий обеспечения индивидуальной безопасности каждого жителя России, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества в ХХ1 веке, оценки имеющегося содержания общего образования, а также в соответствии с направлениями модернизации общего образования России.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации