Руководство и контроль образовательной деятельностью по химии
Из опыта работы
Семенюк Г.И.,
заместителя директора по учебной работе гимназии N 1 г. Оренбурга
Цель: Обобщение и систематизация опыта по управлению качеством образования.
Сущность опыта: Учет конкретного социального заказа, образовательных потребностей, запросов, интересов значимой  для гимназии социальной среды, cтремление обосновать содержанием социального заказа и его изменениями  основные направления развития образовательного учреждения и внутришкольного управления.

Особенности методической системы контроля.

   Контроль за работой с кадрами:

   - связывание конкурентноспособности гимназии с набором и качеством оказываемых ею образовательных услуг и соответствием услуг социальному заказу;

   - связывание эффективности работы гимназии с мерой заинтересованности учителей химии в повышении своего профессионального  мастерства.

  Контроль за работой с учащимися:

   - отказ от стремления привести всех учащихся к одинаковым конечным результатам образовательного процесса;

   - стремление обеспечить при проектировании и организации образовательного процесса в гимназии учет индивидуальных особенностей каждого ученика и получение им результатов, соответствующих его реальным возможностям.

 Контроль за внешним связями гимназии:

   - понимание ограниченности кадровых, научно - методических, информационных возможностей школы для самостоятельного выполнения плана, привлечение к реализации имеющихся замыслов научных сотрудников кафедры химии медицинской академии;

  - ориентация на осознанное  привлечение к внешней экспертизе образовательной деятельности по химии преподавателей  кафедры химии ОПУ и ОГМА.

Новизна.

  Для контроля за работой с кадрами:

  - разработка требований к уровню профессиональной квалификации учителей химии, дополняющих перечень квалификационных характеристик, предложенных МОРФ для аттестации педагогических работников;

  - аттестация учителей химии;

  - оценка степени соответствия уровня профессиональной подготовленности разработанным стандартам контроля; анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

 - принятие решений о направлениях методической работы, корректирующих состояние работы с кадрами  или об изменении выбранных стандартов контроля!

 - организация коррекционной работы;

 - проверка ее исполнения.

 Для контроля за работой с учащимися:

  - разработка требований к учащимся, с которыми работает гимназия на каждой ступени образования; требований к учащимся различных профильных классов;

  - диагностику учебных возможностей учащихся;

  - аттестация учащихся ( в конце учебного года тестирование учеников 9 и 11 классов, экзамены 2 раза в учебном году в профильных классах );

  - принятие решений о направлениях работы, корректирующих имеющееся состояние образовательной деятельности по химии;

  - организация коррекционной работы;

  - проверка ее результативности.

 Для контроля за внешними связями:

  - разработка содержания необходимых гимназии творческих контактов с сотрудниками кафедр химии ОГМА и ОПУ;

  - оценка степени соответствия состояния имеющихся внешних связей и стандартов контроля; анализ выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

  - принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние внешних связей гимназии;

  - организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения.

Результативность.

   В работе с кадрами:

    -  В гимназии три учителя химии. Имеют высшую категорию два - Семенюк Г.И. и Полянчикова В.И., претендует в текущем учебном году на высшую категорию Гавлюк Г.И.

   В работе с учащимися:

    - Ежегодно ученики гимназии занимают призовые места на областной химической олимпиаде, участвуют во Всероссийской олимпиаде. Успешно поступают в вузы города и страны на химические специальности, участвуют в студенческой научной работе .

Трудоемкость.

    - В науке и практике еще не сложились конкретные , грамотные подходы к описанию систем внутришкольного управления, недостаточно разработаны соответствующие теоретические концепции ;

    - необходимы  осмысление, научная экспертиза тех нововведений в управлении , которые осуществляет школьная практика.

Рекомендации по использованию опыта.

   Опыт Семенюк Г.И. может применяться в практике работы заместителей директоров школ, интересующихся нововведениями во внутришкольном управлении.