Методические ресурсы (программы и учебники) по химии
для образовательных учреждений области, реализующих профильное обучение

Представила: Криворучкина Л.В., зав. УМК химии
Дата: 13.10.03

Изучение химии в средней (полной) школе может осуществляться в рамках профильных и углубленных курсов. Курс химии в каждом из профилей включает инвариантное ядро содержания, определенное обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по химии - Приказ Минобразования России от 30.06.99 №56. Инвариантное ядро содержания дополняется вариативной составляющей.

Преподавание химии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей (из Проекта образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии. Профильный уровень):

n    освоение системы знаний о фундаментальных открытиях в области химической науки; современных представлениях о строении атома и природе химической связи в неорганических и органических соединениях; механизмах химических реакций; взаимосвязи химии с другими науками, ее роли в познании явлений природы и практической деятельности человека;

n    освоение теоретических и экспериментальных методов познания природы: выдвижение гипотез и проведение экспериментальных исследований для их подтверждения;

n    овладение умениями применять полученные знания для объяснения: причин многообразия веществ и явлений; обусловленности свойств и применения веществ их составом и строением; особенностей влияния антропогенного фактора на химические закономерности циклических процессов в природе; возможных способах решения сырьевой, топливной и экологических проблем средствами химии;

n    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе поиска решений учебных проблем, возникающих при выполнении химических исследовательских опытов; активного участия в обсуждении вопросов истории химии и ее современного развития, жизненно важных проблем, связанных с химией;

n    воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира; творческого отношения к процессу познания; уважения к творчеству ученых и практиков; потребности критически осмысливать и использовать для пополнения своих знаний информацию, связанную с химией; потребности в экологически грамотном поведении в повседневной жизни;

n    приобретение компетентности, необходимой для решения практических задач повседневной жизни, использования химических знаний и умений для обеспечения  безопасности жизнедеятельности человека; самостоятельного приобретения знаний в определенной области химии в соответствии с выбранным профилем обучения.    

Объем и глубина изучения материала определяют уровень курса: общеобразовательный (А), повышенный (Б) и углубленный (В). На изучение этих курсов должно отводиться соответственно 2 часа, 3 часа,  неменее  4 часов в неделю. В соответствии со спецификой учебно - воспитательных задач в школах (классах)  того или иного профиля инвариантное ядро содержания дополняется вариативной составляющей. Ее содержание представлено элективными курсами, которые могут включать как теоретический так и прикладной материал. Прикладной материал элективных курсов раскрывает связь  химии с различными сферами человеческой деятельности: “Химия и валеология”, “Химия и медицина”, “Химия и культура”,  “Химия и экономика”, “Химия в сельском хозяйстве”, “Химия в промышленности” и др.

Курсы химии уровня А изучаются в классах гуманитарно - филологического, социально - экономического и технико - технологического профилей  и должны обеспечить освоение всеми учащимися минимума химических знаний, необходимого для того, чтобы выпускник средней (полной) школы мог ориентироваться в общественно значимых проблемах, связанных с химией. Курс химии для гуманитарно - филологического профиля должен быть в значительной мере  культурологическим, раскрывающим роль химии  как элемента человеческой культуры.

Курс химии технико - технологического профиля должен раскрывать основные направления применения химии в производственной деятельности: строительстве, сельском хозяйстве, машиностроении и др.

В 9 школах области с 2001 - 2002 учебного года ведется экспериментальное преподавание химии в старших классах. Для изучения химии в гуманитарно - филологическом, социально - экономическом и технико - технологическом профилях Министерство образования Российской Федерации рекомендует использовать следующие учебники:

1.   Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия - 10. Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1999 - 2001.

2.   Цветков Л.А. Органическая химия: Учеб. для учащих 10 - 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.

3.   Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Учеб.. 10 кл. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2001.

4.   Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Учеб. 11 кл. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

 

Методические комплекты к учебникам авторов Р.Г.Ивановой, Л.А.Цветкова:

1.   Иванова Р.Г. и др. Уроки химии. 10 -11 кл. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001.

2.   Радецкий А.М. Дидактический материал по химии. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2000 - 2002.

3.   Радецкий А.М. Дидактический материал по общей химии. 11 кл. - М.: Просвещение, 2000 - 2002.

 

Методические комплекты к учебникам авторов Е.В. Савинкиной,

Г.П. Логиновой .:

1.Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Практикум. 10 кл. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2001.

2.Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Методические рекомендации. 10 кл. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2001.

3.   Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Практикум. 11 кл. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

4.Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Методические рекомендации. 11 кл. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

 

Для курсов химии уровней Б и В приоритетными являются задачи подготовки учащихся к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, а также допрофессиональной подготовки к труду.

В школах и классах физико - математического профиля химия может быть представлена практико - ориентированным курсом, включающим учебный материал о свойствах и применении веществ, экологических проблемах, связанных с производством и использованием веществ, вопросы о природных круговоротах химических элементов и веществ и влиянии антропогенного воздействия на закономерности циклических процессов в природе.

Прикладной материал химии в школах и классах физико - математического профиля раскрывает связь химии с различными сферами человеческой деятельности и реализуется в элективных курсах: «Химия и физические законы», «Химия и экономика», «Химия и промышленность», «Химия и культура», «Химия в сельском хозяйстве» и др.

Для организации изучения химии в экспериментальных классах физико - математического профиля рекомендуется использовать учебники:

1. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. 10 кл. : Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. - М.: Дрофа, 1998 - 2002.

2.   Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. 11 кл. : Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. - М.: Дрофа, 1998 - 2002.

 

Методические комплекты к учебникам авторов Л.С.Гузея и др.:

1.Суровцева Р.П. и др. Химия. Методическое пособие. 10 - 11 кл.: - Дрофа, 2000.

2.Суровцева Р.П. и др. Тесты по химии. 10 - 11 кл.: Учебно - метод. пособие / Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей, Н.И.Останий, А.О.Татур. - 4 - е и 5 - е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2000 - 2001.

 

В биолого - химическом  профиле содержание  курсов химии  должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях по специальностям, связанным с химией. Для достижения более высокой химической подготовки учащимся могут быть предложены следующие элективные курсы: «Основы химического анализа», «Химия высокомолекулярных соединений», «Дисперсные системы и поверхностные явления», «Основы биохимии, «Химия и медицина» и др.

Для  преподавания предмета в экспериментальных классах химико - биологического профиля Министерство образования рекомендует использовать учебники:

1. Габриелян О.С. и др. Химия. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; Под ред. В.И.Теренина. - М.: Дрофа, 2000 - 2002.

2.   Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват.учреждений. - М.: Дрофа, 2001.

 

Методические комплекты к учебникам авторов О.С.Габриеляна и др.:

1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2001.

2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2002.

3. Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс средней школы. 11 кл. - М.: Дрофа, 1999.

  

Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации