Информационно - педагогический модуль
опыта учителей химии гимназии №1 г. Оренбурга

Представила: Л.В.Криворучкина, зав.УМК химии
Дата: 26.09.2003 г.  

Проблема: Специфика обучения химии в естественном, физико - математическом и гуманитарном профилях.

Цель: создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

более эффективно подготовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования.

Сущность опыта: с учетом нормативов учебного времени, установленными СанПиНами, в гимназии №1 выбраны различные сочетания базовых и профильных курсов. Такой подход позволил организовать естественный, физико - математический и гуманитарный профили, а учащемуся предоставил выбор профильных и элективных курсов, которые в совокупности составляют его индивидуальную образовательную траекторию.

Особенности методической системы: обучение химии в гимназии №1 осуществляется на двух уровнях: общеобразовательном в Б и В классах и превышающем - в А классе. Профильное обучение начинается с восьмого класса. И осуществляется по линейной системе. Под руководством заместителя директора по учебной работе, учителя химии высшей категории Семенюк Г.И., учителями гимназии  разработана программа на основе программы углубленного курса химии авторов Н.Е.Кузнецовой и Г.П.Никифоровой.   

   В 8 и 9  классах естественного профиля изучение химии осуществляется по учебно - методическим комплектам автора Кузнецовой Н.Е., в 10 и 11 классах - по учебникам авторов И.Н.Черткова, Е.В.Ивойловой и А.И.Артеменко. В качестве справочников используются учебники для высших учебных заведений: «Органическая химия» Артеменко А.И., «Общая химия» Хомченко Н.Г., «Неорганическая химия» Зайцева О.С. и др.

   В системе урочной работы учащихся 8 - 11 классов естественного профиля обязательный еженедельный 2 - х часовой практикум, с делением классов на подгруппы. За каждый учебный семестровый период, включающий две четверти, учащиеся естественного профиля сдают экзамен по химии.

   В 9 - 11 классах в летний период предусмотрены недельные  спецкурсы: «Аналитическая химия», «Органический синтез», «Биохимия» на базе  химических лабораторий ОГПУ. Программы спецкурсов разработаны  учителями химии гимназии №1 Семенюк Г.И., Гавлюк Г.Ф. совместно с преподавателями кафедры химии педагогического университета Альбицкой Н.И., Залесовой Н.Н., Малыхиной О.В.

   Успешность и результативность в изучении химии учащимися достигается и системой развивающих дополнительных занятий, которые проводятся учителями гимназии и преподавателями ОГУ или ОГПУ.

   В классах физико - математического профиля  введен содержательный  компонент, включающий химический материал, изучение которого реализуется на интегративной основе с физикой и математикой.

   При подборе расчетных химических задач учитываются знания учащихся по физике и математике.

   При выполнении демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ  у учащихся формируются представления о единстве и взаимосвязи методов исследования, используемых в естественных дисциплинах.    

   В классах гуманитарного профиля учитываются познавательные интересы и психофизиологические особенности гуманитариев. В содержание учебного материала включается культурологический компонент исторической, экологической и практической направленности.

   Химический эксперимент с экологической направленностью способствует восприятию учащимися изучаемых веществ как части окружающей их среды.

    Практическая направленность содержания учебного материала позволяет увидеть пользу химических знаний в повседневной жизни. 

    Таким образом,   дифференцированный подход в обучении химии в гимназии №1 позволяет обеспечить базовую химическую подготовку учеников и удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к изучению химии.

Новизна: учителями выделена специфика обучения химии в классах естественного, физико - математического и гуманитарного профилей. Создан дидактических материал профильного содержания.

Результативность: в гимназии ежегодно проводятся химические олимпиады по классам и между классами, турниры знатоков химии, что позволяет выявить лучших, создает ситуацию соревнования и интеллектуального роста.

  Гимназия имеет значительные успехи на олимпиадах разного уровня: есть ежегодные победители областных и зональных олимпиад, заключительного этапа российских олимпиад по предмету.   

Трудоемкость: профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

  Опыт учителей химии гимназии №1 по профильному обучению позволяет сделать вывод о необходимости учета специфики в содержании и методике обучения химии в классах различных профилей.

Рекомендации по использованию опыта: опыт учителей химии гимназии №1 может применяться в различных типах образовательных учреждений при переходе на профильное преподавание предмета.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации