Профильное обучение химии на старшей ступени общего образования.
Основные подходы к повышению квалификации учителей химии в   регионе.
Представила: Криворучкина Л.В., зав. УМК химии ООИПКРО
Дата: февраль 2003 г.

Изучение химии в средней (полной) школе может осуществляться в рамках профильных и углубленных курсов. Курс химии в каждом из профилей включает инвариантное ядро содержания, определенное обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по химии - Приказ Минобразования России от 30.06.99 №56. Инвариантное ядро содержания дополняется вариативной составляющей.

Преподавание химии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей (из Проекта образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии. Профильный уровень):

n    освоение системы знаний о фундаментальных открытиях в области химической науки; современных представлениях о строении атома и природе химической связи в неорганических и органических соединениях; механизмах химических реакций; взаимосвязи химии с другими науками, ее роли в познании явлений природы и практической деятельности человека;

n    освоение теоретических и экспериментальных методов познания природы: выдвижение гипотез и проведение экспериментальных исследований для их подтверждения;

n    овладение умениями применять полученные знания для объяснения: причин многообразия веществ и явлений; обусловленности свойств и применения веществ их составом и строением; особенностей влияния антропогенного фактора на химические закономерности циклических процессов в природе; возможных способах решения сырьевой, топливной и экологических проблем средствами химии;

n    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе поиска решений учебных проблем, возникающих при выполнении химических исследовательских опытов; активного участия в обсуждении вопросов истории химии и ее современного развития, жизненно важных проблем, связанных с химией;

n    воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира; творческого отношения к процессу познания; уважения к творчеству ученых и практиков; потребности критически осмысливать и использовать для пополнения своих знаний информацию, связанную с химией; потребности в экологически грамотном поведении в повседневной жизни;

n    приобретение компетентности, необходимой для решения практических задач повседневной жизни, использования химических знаний и умений для обеспечения  безопасности жизнедеятельности человека; самостоятельного приобретения знаний в определенной области химии в соответствии с выбранным профилем обучения.   

     Объем и глубина изучения материала определяют уровень курса: общеобразовательный (А), повышенный (Б) и углубленный (В). На изучение этих курсов должно отводиться соответственно 2 часа, 3 часа,  неменее  4 часов в неделю. В соответствии со спецификой учебно - воспитательных задач в школах (классах)  того или иного профиля инвариантное ядро содержания дополняется вариативной составляющей. Ее содержание представлено элективными курсами, которые могут включать как теоретический так и прикладной материал. Прикладной материал элективных курсов раскрывает связь  химии с различными сферами человеческой деятельности: “Химия и валеология”, “Химия и медицина”, “Химия и культура”,  “Химия и экономика”, “Химия в сельском хозяйстве”, “Химия в промышленности” и др.

        Курсы химии уровня А изучаются в классах гуманитарно - филологического, социально - экономического и технико - технологического профилей  и должны обеспечить освоение всеми учащимися минимума химических знаний, необходимого для того, чтобы выпускник средней (полной) школы мог ориентироваться в общественно значимых проблемах, связанных с химией.

Курс химии для гуманитарно - филологического профиля должен быть в значительной мере  культурологическим, раскрывающим роль химии  как элемента человеческой культуры.

Курс химии технико - технологического профиля должен раскрывать основные направления применения химии в производственной деятельности: строительстве, сельском хозяйстве, машиностроении и др.

В 9 школах области с 2001 - 2002 учебного года ведется экспериментальное преподавание химии в старших классах. Для изучения химии в гуманитарно - филологическом, социально - экономическом и технико - технологическом профилях Министерство образования Российской Федерации рекомендует использовать следующие учебники:

1. Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия - 10. Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1999 - 2001.

2. Цветков Л.А. Органическая химия: Учеб. для учащих 10 - 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.

3. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Учеб.. 10 кл. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2001.

4. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Учеб. 11 кл. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

     Методические комплекты к учебникам авторов Р.Г.Ивановой, Л.А.Цветкова:

1. Иванова Р.Г. и др. Уроки химии. 10 -11 кл. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001.

2. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2000 - 2002.

3. Радецкий А.М. Дидактический материал по общей химии. 11 кл. - М.: Просвещение, 2000 - 2002.

     Методические комплекты к учебникам авторов Е.В. Савинкиной, Г.П. Логиновой:

1.Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Практикум. 10 кл. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2001.

2.Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Методические рекомендации. 10 кл. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2001.

3. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Практикум. 11 кл. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

4.Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля. Методические рекомендации. 11 кл. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2002.

    Для курсов химии уровней Б и В приоритетными являются задачи подготовки учащихся к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, а также допрофессиональной подготовки к труду.

В школах и классах физико-математического профиля химия может быть представлена практико-ориентированным курсом, включающим учебный материал о свойствах и применении веществ, экологических проблемах, связанных с производством и использованием веществ, вопросы о природных круговоротах химических элементов и веществ и влиянии антропогенного воздействия на закономерности циклических процессов в природе.

Прикладной материал химии в школах и классах физико - математического профиля раскрывает связь химии с различными сферами человеческой деятельности и реализуется в элективных курсах: «Химия и физические законы», «Химия и экономика», «Химия и промышленность», «Химия и культура», «Химия в сельском хозяйстве» и др.

Для организации изучения химии в экспериментальных классах физико - математического профиля рекомендуется использовать учебники:

1.Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. 10 кл. : Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. - М.: Дрофа, 1998 - 2001.

2. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. 11 кл. : Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. - М.: Дрофа, 1998 - 2001.

    Методические комплекты к учебникам авторов Л.С.Гузея и др.:

1. Суровцева Р.П. и др. Химия. Методическое пособие. 10 - 11 кл.: - Дрофа, 2000.

2. Суровцева Р.П. и др. Тесты по химии. 10 - 11 кл.: Учебно - метод. пособие / Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей, Н.И.Останий, А.О.Татур. - 4 - е и 5 - е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2000 - 2001.

В биолого - химическом  профиле содержание  курсов химии  должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях по специальностям, связанным с химией. Для достижения более высокой химической подготовки учащимся могут быть предложены следующие элективные курсы: «Основы химического анализа», «Химия высокомолекулярных соединений», «Дисперсные системы и поверхностные явления», «Основы биохимии, «Химия и медицина» и др.

Для  преподавания предмета в экспериментальных классах химико - биологического профиля Министерство образования рекомендует использовать учебники:

1. Габриелян О.С. и др. Химия. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; Под ред. В.И.Теренина. - М.: Дрофа, 2000 - 2001.

2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват.учреждений. - М.: Дрофа, 2001.

    Методические комплекты к учебникам авторов О.С.Габриеляна и др.:

1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2001.

2.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2002.

3.Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс средней школы. 11 кл. - М.: Дрофа, 1999.

 

Специфика обучения химии в физико-математическом и гуманитарном профилях.

   Химия не является основным предметом в физико-математических и гуманитарных классах, поэтому появляется необходимость выявления специфики содержания, форм, методов и средств обучения предмету в этих профилях.

  Курс химии должен формировать у учащихся физико-математического профиля представление об общности изучаемых физикой и химией объектов, взаимосвязи физических и химических процессов, физических методов исследования, применяемых в химии.. Важно также усилить математический аппарат химии как точной науки.

  Основные направления обучения химии в классах физико-математического профиля.

Физический компонент:

1.Использование физических законов и теорий при объяснении химического материала.

2.Установление взаимосвязи между физическими и химическими методами исследования.

3.Применение физических величин и выявление функциональных взаимосвязей  между ними.

4.Решение химических задач с опорой на знание физики.

Математический компонент:

1.Использование математических методов при обосновании химических законов и теорий.

2.Применение метода математических доказательств.

3.Использование химических теорем и их доказательств.

4.Иллюстрация химических закономерностей графиками.

5.Изучение геометрии молекул и ее влияния на свойства веществ.

6.Решение химических задач с использованием математических уравнений, систем уравнений, графиков..

  Специфика работы учителя химии в классах гуманитарного профиля требует от него не только строгого выполнения всех общеметодических требований к проведению урока, но и учета познавательных интересов гуманитариев и их психофизиологических особенностей.

 Большое значение приобретает способ подачи химического содержания, предполагающий соответствующий культурологический экскурс, например исторической, экологической и практической направленности.

 Исторический экскурс позволяет достичь понимание учащимися того, что достижения современной химической науки - результат длительного исторического пути ее развития.

  Химический эксперимент с экологической направленностью способствует формированию у учащихся экологической культуры, которая является основой бережного отношения к природе в целом. При этом изучаемые вещества воспринимаются учащимися не как нечто абстрактное, а как часть окружающей их среды.

  Практическая направленность содержания изучаемого материала позволяет осознать пользу знаний химии в повседневной жизни и способствует формированию устойчивого интереса к предмету.                       

                  
Профильное обучение химии в образовательных учреждениях области.

   Лицей №3 г.Оренбурга. Учитель Иштерякова Роза Хакимовна, Заслуженный учитель, учитель высшей категории.

  Профильные классы: химико-биологический, физико-математический, гуманитарный.

  Иштеряковой Р.Х. в соавторстве с преподавателями кафедры химии медицинской академии Лебедевой Е.Н. и Павловой М.М. в 1993 году разработана программа 60-ти часового (2 часа в неделю) факультативного курса «Биоорганическая химия» для учащихся 10 класса химико-биологического профиля.

   С 1993 по 1996 годы проведена апробация программы факультативного курса с целью выявления влияния ее на развитие творческих способностей учащихся химико-биологического профиля.

Значительное место в факультативном курсе авторы отвели его практической части, подтверждающей теоретические основы изучаемого материала, способствующей формированию исследовательских  умений и самостоятельности учащихся, развитию их творческих способностей..

   Школа-комплекс №73 г.Оренбурга. Учитель Ласица Татьяна Тимофеевна, учитель высшей категории.

   Профильный класс - медицинский, 11класс.

   С 1990 года успешно обучает учащихся сельских школ области автор региональной программы «Химия за год» Ласица Т.Т.

   Главная цель ее работы- подготовить учащихся к поступлению в медицинскую академию, а для этого необходимо научить одиннадцатиклассников свободно ориентироваться в огромном потоке информации, научить выделять главное, логично, последовательно излагать мысли, отработать навыки решения задач повышенной сложности.

   Реализуя программу «Химия за год», Т.Т.Ласица интенсифицирует процесс обучения: при максимальной мобилизации интеллектуального, творческого потенциала учащихся и учителя, в сжатые сроки обеспечивает учеников большим количеством специально отобранного учебного материала.

  Многие выпускники 11 медицинского класса успешно поступают в медицинскую академию, принимают активное участие в студенческой научной работе.

    Средняя школа №44 г.Оренбурга. Учитель Меренкова Нина Андреевна, учитель высшей категории.

 Программа элективного спецкурса по химии для 10 - 11 классов  «Решение задач по химии».

 Создание программы спецкурса «Решение задач по химии» актуально, потому что в общеобразовательной  школе главенствующее положение при изучении курса химии пока занимает описательная часть, а количественные закономерности рассматриваются несистематически.

 Программа рассчитана на 68 часов: по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.

 Содержание спецкурса построено на основе ведущих разделов теоретических курсов химии.

      Рациональное использование межпредметных связей с курсами физики, математики, экологии должно способствовать повышению интереса учащихся к изучению химии, лучшему пониманию химических явлений.

      Наряду с репродуктивными расчетными задачами, решаемыми по алгоритмам и продуктивными, творческими, в спецкурс включены экспериментальные задачи на распознавание веществ, качественные реакции на катионы и анионы.

      Спецкурс имеет практическую направленность. Реализация его содержания позволит учащимся осознанно усваивать программный материал курса химии 10 - 11 классов, расширить знания о различных способах решения задач, поможет в выборе рациональных путей решения усложненных задач

            Гимназия №2 г.Орска. Учитель Ткаченко Екатерина Сергеевна, учитель высшей    категории.

        Предпрофильный пропедевтический  курс «Химия вокруг нас» 7 класс.

      В результате реализации содержания программы  курса «Химия вокруг нас» учащиеся 7 класса должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химимческих формулах простых и сложных веществ, химических явлениях, реакциях соединения и разложения. Знакомство с этими вопросами на начальном этапе обучения позволит учащимся  в систематическом общеобразовательном  курсе химии  более осознанно осваивать свойства веществ и химические явления в свете учения о строении вещества.      


УМК химии ИПКРО в связи с дифференциацией химического образования в 2002- 2003, 2003-2004 учебных годах  необходимо проделать следующую работу:

- создать банк элективных курсов, разработанных учителями химии области,

n     расширить сеть стажерских площадок, где будет распространяться опыт профильного обучения химии,

n     подготовить методические рекомендации по специфике обучения химии в физико-математическом и гуманитарном профилях,

n     создать информационно-педагогические модули, видеофильмы, статьи в журнал «Человек и образование», отражающие опыт обучения химии в профильных классах,

n     перспективных молодых учителей и учителей среднего возраста готовить к профильному преподаванию предмета, т.есть готовить магистров.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации