Региональный компонент школьного химического образования
Из опыта работы
Буяновой Натальи Николаевны,
учителя химии высшей категории Петро-Херсонецкой средней школы Грачевского района

Представила: Зав.УМК химии ООИПКРО Л.В.Криворучкина
Дата: 12.04.2003.г.

Цель. Формирование устойчивых знаний и умений учащихся по химии через дидактически интегрированный подход к школьному химическому и экологическому образованию.

Сущность опыта. В быту и на производстве человек использует огромное количество веществ, однако немногие из потребителей имеют представление об опасности, связанных с их использованием. Учащиеся получают, в основном, общетеоретические представления мало адаптированные к повседневной жизни и особенно к валеологической и экологической проблематике.

Автор предлагает следующую систематизацию региональных прикладных знаний:

1.Общеобразовательные, предназначенные для расширения кругозора учащихся и повышения уровня их культуры.

2.Утилитарные знания, предназначенные для применения в повседневной жизни.

3.Химические задачи.

4.Химический эксперимент прикладной направленности.

Особенности методической системы. Одна из проблем, которая возникает, по мнению автора, при введении региональных прикладных знаний в школьном курсе химии - недостаток времени. Эту проблему можно решить, предложив учащимся выполнение творческих заданий с использованием научно- популярной литературы на уроках и во внеурочное время. Участие учителя в такой работе определяется помощью в подборе литературы, составлении плана реферата или доклада, проведении консультаций.

Темы рефератов и докладов подбираются в соответствии с учебным материалом, изучаемым на уроках.

Многие школьники негативно относятся к решению расчетных и экспериментальных задач, причину этого Буянова Н.Н. видит в том, что большинство задач по химии не имеют связи с жизнью, поэтому не вызывают интереса у учащихся. Анкетирование учеников позволило учителю сделать вывод, что для 60% ребят здоровье по значимости занимает 1 и 2 места. Оптимальное использование в учебном процессе расчетных задач валеологической направленности позволило сделать теоретический материал аргументированным и полезным в повседневной жизни.

Задачи валеологического содержания были разработаны и дифференцированы по уровню сложности Буяновой Н.Н. ко многим  темам школьного курса химии.

Учитель доводит до сведения учащихся результаты возможных последствий неосторожного обращения с химическими реактивами. Наталья Николаевна считает первейшей обязанностью учителя не просто обеспечить безопасность эксперимента, но и воспитать у учеников потребность соблюдения правил безопасной работы с реактивами с последующей утилизацией от.

В условиях острого дефицита реактивов и их высокой цены, учитель переносит ученический эксперимент на экологический полумикрометод.

Новизна. Буяновой Н.Н. разработаны критерии оценки сформированности у учащихся устойчивых региональных химико-экологических знаний. Усилена прикладная направленность учебного материала за счет установления смысловой связи теоретического материала с прикладным.

Результативность. Исследование, проведенное в ходе эксперимента показало, что введение региональной прикладной направленности в обучении химии оказывает положительное влияние на уровень обученности учащихся, способствует пониманию школьниками важности знаний химических свойств веществ для сохранения здоровья и значимости их в повседневной жизни.

Трудоемкость. Необходима реализация следующих этапов формирования региональных химико-экологических знаний:

- разработка критериев и создание пакета диагностических материалов;

- материалов прикладного характера;

- технологий их использования в учебно-воспитательном процессе;         

- проведение контрольного эксперимента;

- подведение его результатов.

Рекомендации по использованию опыта.
Опыт Буяновой Н.Н. по региональному компоненту школьного химического образования может успешно применяться учителями химии не только сельских, но и городских школ.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации