Составитель: Л.В.Криворучкина,зав.УМК химии ООИПКРО
Дата: 16.04.2001

Информационно - педагогический модуль
Чекуровой Татьяны Николаевны,
учителя химии высшей категории
средней школы №7 г.Оренбурга

Проблема: формирование положительной мотивации обучения химии в школе через экологизацию содержания обучения.

Цель: выделение общей направленности и путей формирования положительной мотивации обучения химии.

Сущность опыта: формирование положительной мотивации обучения химии через

n  показ роли знаний о веществах и их свойствах в развитии человеческой цивилизации;

n  ознакомление с веществами и раскрытие химической природы явлений, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни;

n  показ важности интеграции знаний для научно - технического прогресса (применение химических знаний и методов исследования в других науках);

n  ознакомление учеников со свойствами различных веществ и материалов для грамотного их использования и прогнозирования изменения свойств веществ в зависимости от условий протекания химических процессов;

n  раскрытие роли химических знаний в анализе глобальных проблем современности: сырьевой, продовольственной, энергетической, экологической и поиске путей выхода из создавшейся ситуации.

 Особенности методической системы: 

n  диагностика наличия у учащихся познавательных мотивов учения (по А.К.Марковой);

n  постановка гипотезы о возможности формирования положительной мотивации обучения через экологизацию содержания школьного курса химии;

n  выделение трех уровней формирования экологических знаний через содержание предмета:

1)  экологическое просвещение 

2)  экологическое образование

3)  экологическое мышление.

 Первый уровень достигается на уроках и во внеклассной работе по предмету при проведении экологических бесед, устных журналов, игр - путешествий, викторин, конкурсов, выпуск стенгазеты химико - экологического кружка “Эко - эхо”, во время экскурсий на пророду и промышленные обьекты, в практической деятельности по благоустройству школьного двора, сада, микрорайона школы. 

На данном этапе у учащихся формируются ценностные ориентиры по отношению к природе, мотивы ее охраны. Одновременно с этим актуализируется ценность химических знаний, способствующих обьяснению причин выявленных проблем.

 Для реализации этапа экологического образования Чекуровой Т.Н. было введено экологическое содержание в курс химии 8 - 11 классов.

Оно включало экологические задачи двух типов: 1) типовые расчетные или экспериментальные задачи, имеющие экологическое содержание; 2) математический расчет или химический эксперимент, используемый для оценки экологической ситуации, определения степени ее опасности и путей выхода из нее.

 Помимо обязательных демонстрационных и лабораторных опытов Татьяна Николаевна включала опыты экологической направленности: изучение влияния различных удобрений на развитие растений, влияние на развитие наземной растительности и водные экосистемы (модельные опыты с аквариумными растениями, улитками и комнатными растениями) закисления, засоления, нефтепродуктов, солей тяжелых металлов, оксида серы (IV), оксидов азота и др.

 В постановке опытов участвовали члены химико - экологического кружка, учащиеся 8 - 9 классов, у которых был сформирован более высокий уровень мотивации обучения химии. Ученики 9 класса еженедельно посещали занятия в лаборатории аналитической химии ОГУ. Цель данных занятий - изучение методов химического исследования обьектов окружающей среды на предмет их химического загрязнения, а также знакомство со способами их устранения.

 Формирование экологического мышления учащихся, по мнению учителя, осуществляется в ходе выполнения экологических исследовательских проектов на базе кафедры химии ОГУ, где имеется возможность использования наряду с классическим качественным и количественным анализом методов колориметрии, спектрофотометрии, хромотографии и др.

 Темы нескольких исследовательских проектов:

1.  Экологическая оценка питьевой воды г. Оренбурга. 

2.  Влияние загрязнений почвы и воздуха на городскую растительность (лиственные, хвойные породы).

3.  Анализ почвы школьного сада на кислотность и содержание питательных элементов.

4.  Экологическая оценка состояния грунтовой воды на примеси.

5.  Определение загрязненности городских осадков (Центральный район города).

 Работа над исследовательским проектом проходит через несколько этапов:

n  выбор темы исследования;

n  постановка цели исследования;

n  выдвижение гипотезы и ее проверка;

n  интерпретация результатов;

n  выводы.

5. Новизна: логическая последовательность формирования экологических знаний через содержание школьного курса химии;

изучение и применение учащимися методов химического исследования обьектов окружающей среды.

6.  Результативность: высокий уровень выполнения экологических исследовательских пректов учащимися Чекуровой Т.Н. ежегодно отмечается дипломами IIII степени на городской конференции “Интеллектуалы XXI века”. Все медалисты школы последних лет были активными участниками химико - экологического кружка, выполняли экологические исследовательские проекты, что приводит учителя к выводу: экологизация содержания школьного курса химии способствует формированию положительной мотивации обучения. 

7.Трудоемкость: для реализации проблемы необходимо использование следующих путей:

n  экологизация теоретического содержания школьного курса химии;

n  экологизация химического эксперимента;

n  экологизация содержания типовых расчетных задач;

n  широкое использование всех форм внеклассной работы для экологического образования школьников;

n  использование проблемных, исследовательских методов обучения.

8.Рекомендации по использованию опыта: опыт Чекуровой Т.Н. может успешно применяться учителя химии различных типов образовательных учреждений при изучении ими сущности опыта и особенностей его реализации.