Исполнитель: Криворучкина Л.В., зав.УМК химии
Автор: октябрь 2000 г.

Структура тестов централизованного аттестационного тестирования 2000 года
по ХИМИИ
и сопоставление её с процентом правильных ответов по заданиям

9 класс.

Структура тестов.
№ вопроса
Название темы
% правильных ответов
 
Часть А
 
1.
Химическая связь. Степень окисления.
74,1
2.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
57,0
3.
59,5
4.
69,5
5.
Подгруппа углерода
60,0
6.
Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений
70,5
7.
Химическая связь. Степень окисления.
45,8
8.
58,9
9.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
57,3
10.
Химическая связь. Степень окисления.
51,5
11.
69,5
12.
Электролитическая диссоциация
51,1
13.
50,1
14.
Химические свойства оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации
77,9
15.
Реакции ионного обмена 
45,8
16.
Вычисление массовой доли элемента в веществе
48,9
17.
Вычисление массы определенного количества вещества
68,5
18.
Кислотные оксиды. Кислоты
51,8
19.
Реакции ионного обмена 
57,3
20.
Амфотерные основания
54,1
21.
Подгруппа углерода
63,8
22.
Понятия об окислительно-восстановительных реакциях
65,2
23.
40,8
24.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
51,3
25.
Общие свойства металлов
66,0
26.
Вычисление количества исходного вещества по определенной массе продукта реакции
50,6
27.
Химические уравнения
59,5
28.
Химические свойства оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации
46,2
29.
Основные закономерности химических реакций
40,4
30.
Реакции ионного обмена 
51,9
31.
41,1
32.
Химические свойства оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации
48,2
33.
Основные закономерности химических реакций
48,3
34.
Реакции ионного обмена 
53,4
35.
Понятия об окислительно-восстановительных реакциях
39,6
36.
Подгруппа азота
44,3
37.
Понятия о вытеснительном ряде элементов 
52,8
38.
Реакция обмена
45,8
39.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
52,3
40.
Понятия об окислительно-восстановительных реакциях
61,6
41.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
52,8
42.
Типы кристаллических решеток. Металлическая кристаллическая решетка.
45,6
43.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
57,0
44.
Электроотрицательность атомов химических элементов 
47,8
45.
Кислотные оксиды. Кислоты
58,0
46.
Общие свойства металлов
48,3
47.
Химическая связь. Степень окисления.
42,7
48.
Железо – представитель элементов побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
41,6
49.
Электролитическая диссоциация
47,4
50.
Подгруппа углерода
59,6
51.
Подгруппа азота
41,7
52.
Химические свойства оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации
48,2
53.
Изменение окраски индикаторов в растворах кислот, щелочей
47,0
54.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
49,1
55.
Вычисление массы вещества в растворе
31,7
 
Часть В
 
В1
Общие свойства металлов
29,1
В2
Периодическая система химических элементов
44,8
В3
Щелочи
24,6
В4
Реакция нейтрализации
38,8
В5
Подгруппа азота
 
Анализ результатов.
В тесты входили задания, выясняющие усвоение учениками основного материала курсов химии 8-9 классов.
Анализ результатов тестирования показал, что учащимися 9 классов в целом неплохо усвоены такие сложные понятия как химическая связь, степень окисления.
Выше среднего результата процент правильных ответов на вопросы об основных закономерностях периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, распределении электронов в атомах химических элементов первых трех периодов.
60% тестируемых учащихся на основе структурной формулы дали правильное название веществу.
Ими неплохо усвоен материал о важнейших классах неорганических соединениях, общих свойствах металлов.
77,9% тестируемых учеников показали знание сущности электролитической диссоциации.
Но ниже среднего результата – процент выполнения заданий на решение расчетных типовых задач:
вычисление массовой доли элемента в веществе
количества исходного вещества по определенной массе продукта реакции
массы вещества в растворе.
Трудными для девятиклассников были задания на основные закономерности химических реакций.

11 класс.

Структура тестов.
№ вопроса
Название темы.
% правильных ответов
 
Часть А
 
1.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов
85,5
2.
Строение вещества 
65,6
3.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов
66,1
4.
66,1
5.
Строение вещества 
60,9
6.
Химические реакции
65,9
7.
62,5
8.
83,5
9.
57,4
10.
55,6
11.
 
92,2
12.
Подгруппа азота
87,6
13.
Серная кислота. Производство серной кислоты
60,3
14.
Неметаллы
60,9
15.
64,9
16.
Качественные реакции на неорганические вещества
49,3
17.
Окислительные свойства концентрированной азотной кислоты
46,7
18.
Неметаллы
54,0
19.
Важнейшие классы неорганических соединений
74,2
20.
93,9
21.
Химические реакции
83,0
22.
69,0
23.
Качественные реакции на неорганические вещества
44,3
24.
Металлы
47,3
25.
Важнейшие классы неорганических соединений
74,5
26.
34,9
27.
Строение вещества 
46,8
28.
Изомерия
54,9
29.
49,9
30.
Гомологический ряд спиртов
58,6
31.
Химические свойства органических соединений
66,9
32.
Номенклатура органических веществ
79,3
33.
Строение вещества 
78,7
34.
Химические свойства органических соединений
61,9
35.
41,2
36.
64,8
37.
Строение вещества 
30,4
38.
Номенклатура органических веществ
66,9
39.
60,4
40.
Качественные реакции на органические вещества
38,9
41.
Химические свойства органических соединений
33,8
42.
55,9
43.
Строение вещества 
48,6
44.
Номенклатура органических веществ
65,9
45.
Строение вещества 
67,2
46.
Химические свойства органических соединений
42,2
47.
Строение вещества 
46,4
48.
Получение органических и неорганических веществ
55,3
49.
Строение вещества 
40,4
50.
Получение органических и неорганических веществ
37,2
51.
Практические аспекты и применение знаний органической и неорганической химии
55,1
52.
64,8
 
Часть В
 
В1
Вычисление массовой доли элемента в веществе
40,2
В2
Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе
46,7
В3
Вычисление по химическим уравнениям массы вещества, участвующего в реакции, по известной массе вещества, принимающего участие в химической реакции
36,2
В4
Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
34,9
 
Анализ результатов.
В тесты входили задания за курсы химии 8-11 классов.
Наиболее успешно выполнены задания 
на знание сущности периодического закона и периодической системы элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов,
на знание смысла сокращенных ионных уравнений реакций, 
на практические аспекты применения химии.
Выпускниками средних школ неплохо усвоены сведения о важнейших классах неорганических соединений, о строении вещества.
Они знают номенклатуру органических соединений.
Однако задания части В тестов, в которых предлагались типовые расчетные задачи, выполнены с наименьшими результатами – ниже средних, что можно объяснить несформированностью умений решать расчетные задачи.
Учащиеся плохо знают окислительные свойства концентрированной азотной кислоты, качественные реакции на органические вещества.