Представила: Криворучкина Л.И. зав.УМК химии 
Дата: 01.12.2000 г.

Дайджест
«Управление качеством регионального образования: системные изменения»

Лунин В.В. (руководитель), Архангельская О.В., Бердоносов С.С., Каверина А.А., Суматохин С.В., Чернобельская Г.М. Концепция химического образования двенадцатилетней школы // Химия в школе.- 2000.- №2.- С.8 - 12.

Глубокие социальные преобразования, происходящие в нашей стране, потребовали кардинального изменения приоритетов школы, переориентации ее целей и задач на удовлетворение интересов и потребностей каждой отдельной личности, а не только общества в целом. Ведущие принципы новой государственной политики в области образования были закреплены в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Современная российская школа в своем развитии столкнулась с целым рядом трудностей, которые отрицательно сказались на состоянии естественнонаучного образования. Причины их возникновения: сложные социально - политические условия в стране, что привело к значительному ослаблению экономической базы школ, падение престижа естественнонаучного образования, обусловившее снижение интереса к изучению предметов данного цикла в школе, негативные явления в системе образования - сокращение учебного времени на изучение естественнонаучных предметов, при сохранении прежнего обьема содержания, а также задержка утверждения государственного стандарта основного общего образования.

 При условии улучшения экономического положения школы возможности выхода из создавшейся ситуации открывает планируемый переход российской системы образования на мировой стандарт продолжительности обучения в средней школе.

 Цели и задачи химического образования.   

Изучение химии в школе - основа для формирования ряда мировоззренческих идей:

о материальном единстве всех веществ окружающего мира;

об обусловленности свойств веществ их составом и строением;

о познаваемости химических явлений.

Изучение химии не только способствует познанию природы, но и вооружает человека знаниями, необходимыми для практической деятельности, в том числе для развития материального производства.

В школьную практику следует шире вводить выполнение эксперимента с использованием некоторых препаратов бытовой химии, применяющихся в повседневной жизни. При обучении химии эксперимент выступает как один из важнейших методов познания свойств различных веществ, закономерностей протекания химических реакций. 

Воспитанию у учащихся интереса к химии, самостоятельности и критичности мышления, трудолюбия и добросовестности должны служить разнообразные методы и формы организации занятий. Непреложным принципом обучения химии является стимулирование самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

Важными составными частями системы школьного химического образования должны оставаться факультативные курсы, кружки и другие формы внеурочной работы.

Изучение химии должно обеспечить:

·     развитие личности обучающихся, их памяти, наблюдательности, способности к вербальному выражению результатов наблюдений, ассоциативного и аналитического мышления, аккуратности и собранности;

·     формирование системы химических знаний (важнейших фактов, понятий, законов, теорий и языка науки) как компонента естественнонаучной картины мира;

·     выработка у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

·     формирование грамотного поведения, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

 Содержание и структура школьного химического образованя.

 Обновление структуры и целей школьного химическоо образования при переходе на 12 -летнее обучение предполагает пересмотр подходов к отбору его содержания.

 На первых этапах изучения химии основное внимание следует обратить на ознакомление учащихся с интересными фактами, результатами экспериментов. Накопление знаний должно происходить на основе наблюдений, рассуждений, преимущественно индуктивным методом. С переходом учащихся в старшие классы целесообразно усиливать теоретическую часть курса, которая должна соответствовать современному уровню развития науки. Постепенно должна возрастать роль дедуктивного способа приобретения знаний.  

 Выделены три этапа изучения химии в 12 - летней школе: пропедевтический, основной и профильный.

 Пропедевтический этап получения химических знаний - I -IV классы начальной школы и  VVII классы основной десятилетней школы.

 На этом этапе первоначальные элементы химических знаний вводятся при изучении интегрированных курсов «Природоведение» и «Окружающий мир» (I -IV кл.), «Естествознание» (VVIкл.); систематических курсов биологии, географии, физики (VVII кл.); пропедевтического курса «Введение в химию» (VII кл.).

 Изучение пропедевтического курса может осуществляться за счет использования регионального или школьного компонентов базисного учебного плана.

 В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах , химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения.

 Основной этап - VIII -X классы основной десятилетней школы.

 На этом этапе химические знания формируются при изучении обязательного для всех типов общеобразовательных учреждений систематического курса химии и являются основой для продолжения химического образования в старших классах средней ( полной) школы. Нормативный обьем этого курса в соответствии с федеральным базисным учебным планом составляет 2 ч. в неделю в каждом классе.  

 Содержание химического образования на основном этапе призвано обеспечить формирование у учащихся представлений о многообразии веществ, зависимости свойств веществ от их строения, материальном единстве и генетической взаимосвязи органических и неорганических веществ, роли химии в познании явлений жизни, развития материального производства, решении экологических проблем.

 Профильный этап изучения химии - XIXII классы средней (полной) школы. 

 В средней (полной) школе учащиеся получают право выбрать один из предлагаемых профилей обучения: общеобразовательный, гуманитарный, физико - математичесий, биолого - химический и др.

 Изучение химии на этом этапе может осуществляться в рамках систематических курсов, включающих инвариантное ядро содержания, но отличающихся по обьему, глубине изложения материала, прикладной направленности. В соответствии со спецификой профиля инвариантное ядро содержания дополняется вариативной составляющей. Ее содержание представлено модулями, которые могут включать как теоретический, так и прикладной материал.

 Курсы химии общеобразовательного и гуманитарного профилей должны обеспечить освоение всеми учащимися минимума химических знаний.

 Для курсов повышенного и углубленного уровней приоритетными являются задачи подготовки учащихся к продолжению образования в средних - специальных и высших учебных заведениях и допрофессиональной подготовки к труду.

 Данная концепция намечает основные направления развития химического образования. Отдельные ее положения будут уточняться и конкретизироваться.

 

Макареня А.А. и др. От химического образования к междисциплинарному подходу // Химия в школе. - 2000. - №7. - С. 2 - 6.

 Все знания можно разделить на три категории: новое знание, приращенное знание и функционирующее знание.

 Новое знание добывает наука, открывая ранее никому не известное.

Приращенное знание получают путем преобразования известного знания, в том числе только что полученного нового

Под функционирующим знанием понимают:

а) учебное знание, представляющее собой приращенное знание, полученное при решении творческих задач, и новое знание, возникшее при выполнении индивидуальных, самостоятельных, курсовых и дипломных работ в высшей школе;

б) прикладное знание - знание новое и приращенное, использующееся в технике и промышленности;

в) мировоззренческое знание - высшая форма обобщения знаний.

 Образование должно вести человека от знания к познанию.

 Цель школы - выработать у обучаемого привычку и склонность к осознанию своих собственных действий, к переводу постепенно уточняющихся образов и представлений из подсознания в сознание и к формированию ясных, четких, адекватных понятий.

 Устанавливая связь с биологией, можно всесторонне рассмотреть проблему отношений индивида и среды, условия их существования и изменения. Знания физики позволяют интерпретировать химические явления и процессы на уровне причинно - следственных связей, а также количественно характеризовать химические процессы и подтверждать их обьяснение с позиций физических теорий с помошью физических приборов. При профильном обучении может быть более глубоко раскрыта связь с технологией и математикой, в частности, путем представления результатов химических явлений в виде математических моделей и введение понятия о разных способах выражения зависимости свойств веществ от различных параметров.

 При изучении химии можно раскрыть этапы научного познания, которые ярко характеризуют развитие цивилизации, - постепенный переход от изучения естественного к изучению искусственного и созданию синтетического, в том числе такого, которого не знала природа.

 Развитие химии, и это должно получить отражение в преподавании предмета, оказалось тесно связанным с духовной культурой.

 Достижение более полного понимания мироздания зависит не только от интегративных процессов в науке, но и от интеграции способов освоения мира.

 Образование способно развить в человеке необходимую для него и общества способность к самокритике мышления, его рефлектирующей проверке и очищению. 

 В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса - интеграция.

 Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса: на уровне педагогических целей, на уровне содержания образования, воспитания, отдельных образовательных областей, на уровне педагогических технологий.

 Реформа образования должна быть направлена на его фундаментализацию, с учетом парадигмальных изменений науки рубежа XXI века.

 С позиций антропоэкологического подхода образование должно строиться не на изучении отдельных дисциплин, а на исследовании проблем реального мира.Анализируя с этой позиции базисный учебный план, авторы выделяют вместо многочисленных образовательных областей четыре метаобразовательные области: «Жизнедеятельность человека», «Культура», «Земля и Вселенная», «Технологии».

 Основной метаобразовательной областью должна стать первая, изучающая жизнедеятельность человека во всех ее проявлениях в условиях существенно изменившейся под влиянием техногенной цивилизаци среды обитания.

 «Культура» должна стать той метаобластью, которая интегрирует все остальные, пронизав их антропоэкологическим подходом, которая способна осуществить социализацию и инкультурацию личности. Российской системе образования в XXI веке предстоит выполнить миссию, связанную с опережающей функцией образования в развитии личности и общества  

 Метаобразовательная область «Земля и Вселенная» призвана дать учащимся основы наук и сформировать научную картину мира. Для этого нужно не только овладеть основами знаний по физике, химии, географии, биологии, астрономии, но и воспользоваться методами и понятиями, разрабатываемыми в философии, логике, методологии.

 Метаобразовательная область «Технологии» синтезирует практические, научно - технические, технологические и экономические знания и раскрывает их использование в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, на транспорте и в других областях жизнедеятельности человека.

 Авторы выделяют основополагающие принципы конструирования содержания образования:

 *Сокращение учебной нагрузки за счет отбора и перераспределения содержания образования в связи с переходом на двенадцатилетнее обучение.

·     Природосообразность и возрастная периодизация содержания образования - использование основных видов, форм, методов и способов учебной деятельности, учитывающих кризисы онтогенеза, психолого - физиологические закономерности саморазвития личности, а также индивидуальный темп развития; соответствие изучаемых вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся.

·     Культуросообразность - отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно - нравственное, коммуникативное и технологическое образование учащегося.

·     Личностная ориентация, предполагающая развитие способностей учеников, индивидуализацию их образования, с учетом интересов, склонностей.

·     Открытость образования - возможность использования в качестве образовательного пространства дополнительных информационных массивов.

·     Фундаментальность содержания образования, обеспечивающая универсальность изучаемых знаний, знание глобальных проблем и общепризнанных культурно - исторических достижений человечества.

·     Интеграция, направленная на обеспечение целостности представлений учащихся о мире, формирование научной картины мира.

·     Креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учащимися в виде их творческой образовательной продукции.

·     Усиление методологической составляющей, отражающейся в формах организации и структуре научного знания, приобщение учащихся к методам научного познания, формировании мыслительных операций, развитии рефлексивной культуры.  

 Вторая модель обучения в антропоэкологической школе ориентирована на изучение комплексных учебных дисциплин, таких как «Экологическая химия», «Развитие природы и общества», «Здоровье человека и химия», «Производство и окружающая среда» и др

 Третий подход связан с выделением экологической проблемы и внедрением антропоэкологического императива в процессе образования. 

  

 Чернобельская Г.М. Федеральный экспертный совет сообщает //Химия в школе. - 2000. - №5. - С. 2 - 3.

 На очередном заседании комиссии по химии Федерального экспертного совета (ФЭС) был рассмотрен вопрос о комплекте учебников по химии Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана для VIIIXI классов.

 Глубокое рецензирование всего учебного комплекта, состоящего из четырех книг, и обсуждение его на комиссии по химии ФЭС выявили следующее.

 Химическое содержание и методический аппарат учебников Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана морально устарели, в них нет установки на связь с современностью, они написаны без учета развития школы.

 Многие таблицы и схемы рассчитаны на механическое запоминание. Много нареканий вызывают неправильные, формальные, устаревшие методические установки при решении химических задач.

 В изложении учебного материала отсутствует проблемный подход, что наносит ущерб развитию учащихся, перегружает их фактологическим материалом. Учебник, особенно для XI класса, скорее напоминает справочник. В нем много голословной информации, обилие схем и таблиц. Множество уравнений реакций, задуманных как обобщающие, приведены без всякого обьяснения и не реализуют логические связи более высокого по сравнению с VIIIклассами уровня.

 Учебники перестали отвечать требованиям современной двухчасовой учебной нагрузки и значительно превышают обязательный минимум содержания образования. В них много некорректной информации.

 Таблицы растворимости кислот, солей и оснований в воде в учебниках VIII и IX классов разные. Многочисленные опечатки кочуют из издания в издание без исправления, несмотря на неоднократные указания рецензентов.

 Комиссия по химии ФЭС считает, что в представленном виде эти учебники больше переиздавать нельзя и не рекомендует присваивать им гриф Министерства образования РФ, учителям и органам народного образования не следует заказывать их для школ.  

   

Зазнобина Л.С. и др. Перспективы развития стандартов химического образования //Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - №4. - С. 24 - 30.

  Обновление содержания школьного образования происходит каждые 10 - 15 лет. В настоящее время социальный заказ на химическое образование школьников в очередной раз претерпел коренные изменения.

 В соответствии с социальным заказом и целями химического образования содержание базового школьного курса определяется состоянием научного знания и химической компонентой его общекультурной составляющей.          

 Усиление значения общекультурной компоненты в химическом образовании связано с возрастающей «химизацией» материального и информационного пространства, акцентированием в жизни каждого человека вопросов использования химических материалов и препаратов в повседневной жизни, ролью химических знаний в вопросах экологии и сохранения здоровья, все большим насыщением информационных потоков химическими сведениями и терминами.

 Идеи культуросообразной школы в естественнонаучном образовании подразумевают три составляющие содержания химического образования. Первая включает собственно естественнонаучные знания, вторая - знания их роли и значения для познания и преобразования окружающего мира. Третья составляющая культуросообразного естественнонаучного образования специфична для отдельных учебных дисциплин. Для химии она связана с прикладным характером многих химических знаний.

 Каждая из этих составляющих отображает целеполагание естественнонаучного образования и имеет конкретное содержательное наполнение, отбираемое по набору соответствующих критериев.

 Изменение в федеральном базисном плане для ступени основного общего образования периода изучения химии с 8 по 10 класс по 2 часа в неделю обусловливает нормативную продолжительность изучения образовательной области «Химия» в 12 - летней школе. По сравнению с действующим стандартом 11 - летней школы она возросла в 1,5 раза.

 Содержание первой составляющей в основной школе должно обеспечивать:

n   формирование основ химического знания - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;

n   развитие умений наблюдать и обьяснять химические явления, а также соблюдать правила безопасного обращения с веществами в процессе школьного образования, переносить эти умения на химические превращения, происходящие в повседневной жизни, и в будущем на производственную деятельность;

n   обеспечить понимание учащимися общественной потребности в развитии химии, формировать у них отношение к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

n   развивать личность обучаемых, их интеллектуальные возможности и гуманистические качества личности, экологическое мышление и стремление к охране окружающей среды.

 Вторая составляющая содержания связана с ознакомлением обучаемых с ролью химических знаний в познании и преобразовании окружающего мира. Содержание школьного химического образования следует рассматривать в естественнонаучном и социокультурном контекстах.  

 В проблеме развития содержания школьного химического образования возникает методологическое противоречие: как среди абстрактных конструктов разного уровня не потерять из поля зрения ученика необходимую каждому образованному человеку фактологию химии.

 Разрешение этого противоречия возможно при условии системных взаимосвязей химических и методологических составляющих содержания, а также учете того, что содержание и методы изучения вещества и химической формы движения материи включают как эмпирические так и теоретические знания. Для усиления общекультурной направленности содержания в него должен быть включен учебный материал, усвоение которого способствует овладению обучаемыми интеллектуальными умениями.

 Третья составляющая содержания химического образования во многом обусловлена уникальным для истории возрастанием интенсивности окружающих человека информационных потоков. Содержание химического образования интегрируется с содержанием внешкольного информационного пространства на основе тематических, инструментальных, историко - логических, фактологических и других взаимосвязей. Принципы взаимосвязи можно рассматривать с точки зрения целесообразности интеграции школьного формального химического образования с внешкольными информационными воздействиями.

 Содержание базового образования 12 - летней школы может быть расширено ( по горизонтали) с учетом дополнения его теми знаниями, которые соответствуют общекультурному уровню. Ориентиром для отбора дополнительного содержания может служить анализ информационного пространства с целью уточнения общекультурной компоненты химических знаний, получаемых человеком в школе с учетом того, что по ее окончании химическое образование многих людей можно считать завершенным. Новое содержание должно быть представлено таким образом, чтобы не вызвать углубления специальных знаний. Этого можно достичь, если уровень дополнительных знаний в ряде случаев будет ограничен формированием представлений.

 В результате дидактического взаимодействия внешкольных информационных потоков часть содержания химического образования носит не регламентируемый образовательным стандартом характер и постоянно актуализируется в средствах массовой информации. Это содержание становится составной частью школьного химического образования в случае нахождения точек соприкосновения учебного предмета химии и «внешних» информационных потоков.