Система экспериментальных и теоретических задач как средство формирования и развития творческих способностей учащихся
ИПМ
Пальчиковой Оксаны Вячеславовны,
учителя химии высшей категории гимназии № 6 г. Оренбурга

Представила: зав.УМК химии ООИПКРО  Л.В.Криворучкина
Дата:
12.03.2003 г.

Цель: создать механизм развития творческих способностей учащихся посредством формирования учебно-интеллектуальных умений школьников в процессе решения экспериментальных и теоретических задач по химии.

Сущность опыта: учителем разработаны критерии оценки сформированности творческих способностей учащихся;

создан пакет диагностических материалов;

разработана система теоретических и экспериментальных задач по химии, способствующих развитию учебно-интеллектуальных умений учащихся;

экспериментально проверена эффективность системы подобранных творческих задач по химии;

разработаны методические рекомендации по составлению и применению в учебном процессе творческих задач.

Особенности методической системы: одним из эффективных средств формирования и развития  творческих способностей учитель считает специально подобранные и систематически предлагаемые учащимся экспериментальные и теоретические задачи, так как умение решать  задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников.

  У учителя  новый подход к использованию существующих методов и средств обучения.  Пальчикова О.В.включает в учебный процесс, созданный ею спецкурс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности», обучает  учеников решению задач различными способами, а так же прогнозированию результатов эксперимента, применяет экспериментальные творческие задачи. Примеры таких заданий:

1.Вещество А, хранившееся в темноте, не имеет запаха, однако, если его хранить на свету, обладает слабым запахом. При освещении из него образуется твердое вещество Б и газ В. Вещество Б растворяется в концентрированном водном растворе Г, при этом образуется раствор вещества Д и газ Е. Раствор Д снова переходит в раствор Г при действии газа Ж с резким запахом, имеющего кислые свойства и образующегося при реакции В с водородом. При смешивании вещества В с раствором Д снова образуется А, а при смешивании с газом Е и водой образуется раствор, содержащий Г и Ж. Определить вещества А - Ж и написать уравнения всех указанных реакций.

2.В настоящее время большое значение придается разработке безотходных и экологически чистых технологий с низкой энергоемкостью. Исходя из этих требований, предложите схему получения важного азотного удобрения - аммиачной селитры. В качестве исходных соединений можно использовать любые встречающиеся в природе вещества.

3.Дано уравнение обратимой химической реакции:

               t , N i

С4Н10 ( г ) Û    C4Н6 ( г )  + 2Н2 ( г )  - Q

Какие условия будут способствовать смещению химического равновесия в сторону образования бутадиена - 1,3 и водорода ?

   В методической системе Пальчиковой О.В.- проведение практикумов по решению расчетных и экспериментальных задач, самостоятельных работ по решению творческих задач в малых группах, рациональное сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной деятельности учащихся.

   В качестве критериев определения уровня сформированности творческих способностей учащихся учителем выделены умения, заложенные в предметной области «Химия»:

n   умение анализировать условия творческих задач известными способами;

n   решать прямые и обратные задачи;

n   умение составлять прямые и обратные задачи:

n   решать задачи несколькими способами:

n   умение находить рациональные способы решения задач:

n   решать не только типовые, но и нестандартные задачи, а также задачи повышенного уровня сложности.

  

Новизна: используя экспериментальные и теоретические творческие задания, учитель целенаправленно создает в процессе обучения ситуации, в которых, столкнувшись с явлениями, не соответствующими сложившимся представлениям, учащиеся вынуждены эти представления переосмысливать или осмысливать на новом уровне.

Результативность: у большинства учащихся Пальчиковой О.В. сформированы устойчивые учебно-интеллектуальные умения: умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, выделять главное и существенное в изучаемом материале. Школьники умеют планировать учебную работу, осуществлять самоконтроль и самоанализ своей деятельности.

Трудоемкость: формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением, кончая операциями логического и творческого мышления.

Рекомендации по использованию опыта: опыт Пальчиковой О.В.по формированию и развитию творческих способностей учащихся может применяться учителями химии различных типов образовательных учреждений.

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации