Представила: Л.В.Криворучкина, зав. УМК химии ООИПКРО                   

Работа с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы
Статья об опыте работы

Артамоновой Алины Алексеевны,
учителя химии Подгородне - Покровской средней школы
Оренбургского района

Цель.

Создание условий для развития одаренных учащихся средствами учебного предмета и через формирование учебно - интеллектуальных умений и навыков.

Сущность опыта.

 Целенаправленная деятельность учителя по работе с одаренными детьми состоит из следующих этапов:

1.   Изучение научно - педагогической, психологической, методической литературы и педагогической практики по проблеме.

2.   Совместно с психологом диагностические исследования по изучению познавательных интересов, склонностей, потребностей учащихся через

n    педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности;

n    анкетирование;

n    беседы с учащимися, родителями, коллегами;

n    психологическое наблюдение.

3.   Организация практической деятельности учителя по формированию  общеучебных умений и навыков учащихся, созданию условий для развития одаренных детей.

Формирование учебно - интеллектуальных умений в процессе обучения химии включает развитие умений:

n    анализировать понятия, суждения;

n    пользоваться различными видами анализа и синтеза в решении конструктивных и творческих задач;

n    выделять главное в различной по обьему, характеру и назначению информации, фиксировать главное в различной знаковой и образной форме;

n    выявлять причинно - следственные связи при анализе, с последующей подготовкой выводов;

n    делать обобщения для систематизации различной по источнику, характеру, сложности и назначению информации;

n    устанавливать аналогию информации и использовать аналогию в доказательстве.    

Методика формирования организационных умений состоит из следующих компонентов:

1.   Демонстрации учащимся применения тех или иных  умений на примере изложения нового материала.

2.   Формировании умений определять цель и задачи учебной деятельности.

3.   Выбора порядка действий, способов, средств, сроков выполнения наиболее рационального варианта решения учебной задачи.

4.   Формировании умений осуществлять самоконтроль учебной  деятельности и вносить, если необходимо, в нее коррективы.

Особенности методической системы.

n   использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субьектный опыт одаренных детей;

n   использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

n   поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи);

n   анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

n   акцентирование внимания учащихся на содержании применяемых логических операций;

n   акцентирование личностных перспектив развития целостной системы знаний;

n   включение учащихся с первых уроков химии в исследовательскую деятельность.

     Артамонова А.А. убеждена, что ситуация, когда ученик оказывается в роли исследователя, способствует овладению способами самостоятельной мыслительной деятельности, повышению продуктивности памяти  (ее обьема), длительности, развитию наглядно - образного и абстрактно - логического мышления.

Примеры ученических исследований:

1.   У вас на столе кусок школьного мела, спиртовка, тигельные щипцы. Получите оксид кальция и докажите опытным путем, что данный оксид является основным. Где можно применить конечный продукт?

Ученик должен знать и предвидеть, что при разложении мела получается оксид кальция.             

2.   Даны вода, фосфорная кислота, крахмал, серная кислота, дрожжи, этилен. Предложите два способа получения этилового спирта.

3.   При каких условиях в реакции между магнием и серной кислотой можно получить водород или сероводород?

4.   Составьте текст экспериментальной задачи на распознавание четырех солей. Запишите план решения этой задачи  и список необходимых реактивов для проведения соответствующих опытов. Проделайте эти опыты и запишите результаты.        

Для выполнения данного задания необходимы не только определенный уровень знаний и умений, но и творческий подход.

Новизна.

Использование химического языка, средств химической символики и графики в соответствии  с многообразием их функций, работа с научными терминами как частью общенаучных знаний.

Акцентирование личностных перспектив развития целостной системы знаний.

Результативность.

  Сформированность у большинства учащихся устойчивого интереса к изучению предмета, учебно-познавательных умений: умений пользоваться специальным языком науки химии, практических исследовательских умений.

Трудоемкость.  

  Развитие одаренных детей средствами учебного предмета требует обьединения усилий учителя химии и психолога.

Необходимы диагностические исследования с целью изучения познавательных интересов, склонностей, потребностей учеников.

Рекомендации по использованию опыта.

  Опыт Артамоновой А.А. может применяться в практике работы учителей сельских малокомплектных школ, при учете трудоемкости его реализации.