Современные проблемы методической работы с учителями химии малокомплектной сельской школы

 

Подготовка учителя химии малокомплектной сельской школы - одна из актуальных проблем в создании  системы непрерывного образования педагогических работников.

На долю малокомплектных школ приходится примерно 80% от общего числа школ области. Большая часть таких школ - сельские, характерные особенности которых:

- небольшой педагогический коллектив;

- отсутствие параллельных класов;

- многопредметность в работе учителя;

- работа учителя с одним классом на нескольких уроках в день;

- недостаточное оборудование предметных кабинетов, причем объединенных: химии-биологии, химии-биологии-географии, химии-физики-биологии и др.

Многопредметное преподавание неизбежно в малокомплектной школе, так как нагрузка по химии в полной средней малокомплектной сельской школе - 10 часов в неделю, в неполной - лишь 6. Химию часто преподают педагоги, не имеющие базового химического образования. Сочетание совмещенных предметов не всегда бывает постоянным, что затрудняет работу учителя: при подготовке к уроку он должен усвоить новую учебную информацию по другим предметам, в связи с чем не остается времени на уяснение методических особен­ностей преподавания совмещаемых предметов, на глубокое ознакомле­ние с научными основами тех дисциплин, в которых учитель не явля­ется специалистом.

Для эффективной работы с учителями малокомплектных сельских школ необходимо объединение усилий ИУУ РМК и школы.

Диагностико-прогностический подход к планированию работы с учителями химии в ИУУ, РМК и школах дает возможность любому педагогу проявить себя, повысить результативность коллективных и индивидуальных форм работы.

Анализ итогов диагностирования позволяет наметить пути организации методической помощи учителю в школе, районе, ИУУ, исходя из его потребностей.

Возможны разные подходы к решению данной проблемы: на основании данных диагностирования, полученных из школ, районные методические кабинеты составляют социальные заказы кабинету химии ИУУ, который анализируя заявки с мест, планирует свою работу.

 

Важнейшим этапом в системе непрерывного образования является повышение квалификации в межкурсовой период в РМК, школьных и межшкольных МО, через самообразование.

Наиболее важными направлениями и формами работы РМК являются:

1. Районные методические объединения учителей химии, которые организуют методическую работу с педагогами в период августовских учительских конференций, участвуют в проведении смотра - конкурса 'Учитель года', районных предметных школьных олимпиад, вместе с работниками методического кабинета готовят и проводят конференции, педагогические чтения и др.

2. Творческие группы при РМК разрабатывают региональные программы актуальных вопросов учебно-воспитательного процесса в малокомплектной (сельской) школе.

3. Опорные школы организуют пропаганду обновления содержания образования, новых программ, учебников, педагогического опыта.

4. Семинары-практикумы для молодых учителей.

5. Творческие отчеты МО, отдельных учителей, проблемные дискуссии, психолого-педагогические тренинги, методические марафоны педагогических новаций и др.

Возможные формы методической работы на уровне школы:

1. Выбор и работа педагогического коллектива над актуальной единой философской, психолого-педагогической и методической проблемой.

2. Цикловое предметное объединение.

3. Творческие микрогруппы, создающиеся из учителей разных предметов на основе общих профессиональных интересов.

4. Психолого-физиологические и психолого-педагогические семинары.

5. Читательские и зрительские конференции, обсуждения.

6. Методические выставки, бюллетени.

7. Открытые уроки, внеурочные занятия.

8. Проблемные дискуссии, круглые столы, деловые игры, защиты рефератов, региональных программ, пособий, анализ психолого-педа­гогических ситуаций и др.

9. Педагогические советы.

На уровне РМК, учреждений образования необходимо обеспечить стимулирование и своевременную помощь в профессиональном самосовершенствовании педагогов.

Приложение 1

Темы для самосовершенствования учителей
по проблеме: 'Современный урок в малокомплектной (сельской) школе'.

1. Система работы учителя по привитию умений и навыков в проведении химического эксперимента.

2. Формы и приемы работы с учебником и справочной литературой на уроках химии.

3. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

4. Организация и проведение учета знаний, умений и навыков по химии.

5. Работа учителя по привитию общеучебных, специальных умений и навыков по химии.

6. Нестандартные уроки химии.

7. Создание условий для полной занятости каждого ученика на уроке.

8. Использование некоторых методов стимулирования учащихся в учебном процессе.

9. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии.

10. Экологическое и экономическое воспитание при обучении химии.

11. Роль кабинета в повышении эффективности урока.

12. Методика обобщающего повторения при подготовке к экзаменам по химии.

13. Межпредметные связи и пути их реализации при обучении химии.

14. Методика организации и проведения тематических конференций, олимпиад, химических вечеров, их воспитательный и познавательный эффект.