Криворучкина Л.В., старший методист  УМК химии ООИПКРО

Дата представления материала в ЦДИТ:06.12.2005 г.

Категория потребителей подготовленного материала: учителя химии региона.

Сайт - Опыт работы учителей химии образовательных учреждений региона.

 

Информационно – педагогический модуль опыта учителя химии высшей квалификационной категории

Привольненской СОШ Илекского района

Фотиной Натальи Евгеньевны.

Проблема: ОПЫТ  СОЗДАНИЯ  И  АПРОБАЦИИ  ПРОГРАММЫ элективного КУРСА  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  10-11Классов малокомплектной сельской школы «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии».                  

Цель: Помочь учащимся глубже усвоить школьный курс химии, способствовать их профессиональной ориентации.

Сущность опыта: Фотина Н.Е. считает, что в настоящее время существует противоречие между уровнями сложности стандартных задач школьного курса химии и задач, предлагаемым абитуриентам на вступительных экзаменах в вузы. Трудность некоторых задач часто запредельна. В пособиях для поступающих в вузы приводятся примеры решения достаточно трудных задач. Однако химических, физических, математических знаний большинства школьников недостаточно, чтобы разобраться в них. В школьной программе главенствующее положение при изучении курса химии пока занимает описательная часть, а количественные закономерности рассматриваются  не систематически. Количество часов, выделяемых в базисном плане на преподавание химии, также недостаточно. Поэтому сейчас весьма актуальна проблема разработки и апробации элективных курсов, способствующих частичному устранению вышеназванных противоречий.

Разработанная программа рассчитана на 34 часа: по 17 часов в 10 и 11 классах во втором полугодии. Содержание программы построено на основе ведущих теоретических разделов курса химии, в нее включены задания с использованием межпредметных связей с курсами физики и математики. Наряду с задачами, решаемыми по алгоритмам, учащимся предлагаются усложненные расчетные и экспериментальные задания.

           

Jсобенности методической системы: Элективный курс «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии» предполагает обобщение и углубление имеющихся у старшеклассников знаний.

Учитывая важность оценки труда учащихся, Фотина Н.Е. оценивает  работу каждого ученика сразу после её выполнения, исправляет ошибки и вносит коррективы в дальнейшую деятельность.

Учитель организует  и регулирует процесс обучения, обеспечивает самостоятельность и активность учащихся. Каждый учащийся вовлекается в активную, познавательную деятельность и работает в ситуации успеха, он видит какую работу выполнил на занятии, и что еще не получилось.

            Использование межпредметной информации в процессе решения химических задач способствует более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, воспитывает трудолюбие учащихся, целеустремленность, ответственность, упорство и настойчивость в достижении цели.

Наталья Евгеньевна убеждена, что процесс решения химических задач должен быть увлекательным  и приносить удовлетворение подобное тому, которое получают любители разгадывания кроссвордов.

    Расчетные задачи она составляет и подбирает с  учетом психологических особенностей учащихся и уровнем их подготовки в  соответствие со следующими принципами:      

                                                          

-                     разный уровень задач (репродуктивные, аналитические, творческие);

-     успешность деятельности учащихся (задачи репродуктивного уровня смогут решить все учащиеся);

-     последовательность и логичность;

-     полнота охвата учебного материала;

-     универсальность применения (можно использовать при изучении нового материала и при обобщении);

-     познавательность (тексту задачи предшествует интересная информация).

 

 

Учебно – тематический план элективного курса

«Решение расчетных и экспериментальных задач по химии»

                           

    

 

             Тема занятия

Форма занятия

Образовательный продукт

 

1.Основные законы и понятия химии.

 

 

 

1.

Диагностическая проверочная работа.

 

Индивидуальная работа уч-ся

Тесты, задачи.

 

2.Расчеты по химическим уравнениям.

 

 

 

2.

Вычисление массы продукта реакции, если одно из исходных веществ, взято в избытке.

Практикум – работа в парах сменного состава. Самостоятельная работа

Задачи на установление формул веществ. Тренировочные упражнения.

3.

Вычисление массы продукта реакции, если известна массовая доля выхода продукта реакции, по сравнению с теоретически возможным. (И обратная задача)

Групповая творческая работа

 Мини-проекты (тексты задач, схемы, рисунки) Составление задач по технологии ТОГИС.

 

3.Газовые законы

 

 

 

4.

 Расчет объёмов и объемных долей газов с использованием законов Авогадро,  Гей-Люссака, Бойля-Марриотта,  Менделеева-Клайперона.

 

Семинар-практикум

 Задачи на газовые законы.

 

4.Эквивалент

 

 

 

5.

Закон эквивалентов

Групповая работа

Задачи на закон эквивалентов

6.

Эквивалент сложного вещества

Групповая работа

Задачи на определение эквивалента сложного вещества

7.

Эквивалент окислительно-восстановительных реакций

Индивидуальная работа с компьютером.

Классификация окислительно-восстановительных реакций (схема)

 

5.Растворы. Способы выражения концентрации.

 

 

 

8.

Вода,  рН, дисперсные системы, истинные растворы. Рациональные приемы расчета массы раствора

 

Групповая работа

Опорный конспект. Способы решения задач.

9.

Процентная концентрация. Молярная концентрация. Нормальная концентрация. Моляльная концентрация

Семинар-практикум

Таблица. Составление опорной схемы. Задачи на определение различной концентрации раствора.

 

6.Смеси

 

 

 

10.

Взаимосвязь понятий смеси и растворы

 

Самостоятельная работа

Опорный конспект

11.

Определение состава смеси

Семинар-практикум

Составление алгоритма. Решение и составление задач по технологии ТОГИС.

 

7.Решение комбинированных расчетных задач

 

 

 

12.

Решение усложненных задач

Индивидуальная работа

Планы решений

13.

Решение творческих задач

Групповая и индивидуальная работа.

Планы решений задач. Рефлексия деятельности каждого учащегося

14.

Итоговая зачетная работа

 

Индивидуальная работа.

Тесты.

 

8.Решение экспериментальных  задач по курсу неорганическая химия

 

 

 

15.

Задачи на определение неорганических веществ

Индивидуальная работа с компьютером

Составление плана определения веществ.

16.

Задачи на получение веществ

Практическая работа

 Отчет по плану проведения

17.

Задачи на доказательство качественного состава веществ

 

Практическая работа

 Отчет по плану проведения

 

9.Углеводороды

 

 

 

18.

Входной контроль.

Индивидуальная работа. Самоконтроль.

Тесты.

 

19.

Тренаж и контроль по теме: «Углеводороды».

Работа в группах

Инструкция для решения химических задач.

 

 10.Кислородсодержащие органические вещества

 

 

 

20.

Определение формул кислородсодержащих органических веществ (спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, углеводов и др.)

Групповая работа с использованием технологии ТОГИС

Алгоритм решения задач на определение формул кислород содержащих органических веществ.

21.

Компьютерный тренинг и контроль.

Индивидуальная работа.

Тесты.

 

11.Азотсодержащие соединения.

 

 

 

22.

Типы расчетных задач по органической химии

Индивидуальная работа с компьютером

Классификация задач

23.

 Компьютерный тренинг и контроль, игры.

Групповая работа

Тесты.

24.

Решение творческих задач

Индивидуальная работа

Мини - проекты

 

12.Высокомолекулярные соединения.

 

 

 

 

25

Основные понятия. Строение молекул.

Семинар

Опорный конспект

26

Компьютерный тренинг и контроль.

Самодиагностика учащихся.

Тесты.

.

13.Решение экспериментальных задач по органической химии

 

 

 

27

Превращения органических веществ

Практическая работа

План проведения опытов.

28.

Идентификация неизвестного органического вещества.

Мини-исследование Практическая работа

План распознавания вещества

29.

Качественные реакции на распознавание

кислородсодержащие органические вещества.

 

Практическая работа

 

План распознавания вещества

 

 

14.Решение комбинированных и нестандартных задач

 

 

 

30.

Решение задач по материалам ЕГЭ

 

Индивидуальная работа

Решение задач

31.

Решение задач по материалам ЕГЭ

 

Индивидуальная работа

Решение задач

32.

Решение олимпиадных задач

Групповая работа

Мини-проект решения задачи

33.

Решение нестандартных задач

Групповая работа

Мини-проект решения задачи

34.

Итоговый контроль

Индивидуальная работа

Решение заданий частей «В» и «С» по текстам ЕГЭ

 

 

Новизна: Фотиной Н.Е. создана и апробирована программа элективного курса для учащихся 10-11классов «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии»,   способствующая формированию у старшеклассников малокомплектной сельской школы потребности  к самообразованию, профессиональному самоопределению.

Результативность: Введение элективного курса заметно повысило качество подготовки учащихся к занятиям. Увеличилось количество времени, затрачиваемого учителем на индивидуальную работу с каждым учеником. У учащихся повысилась мотивация к обучению, интерес к различным видам деятельности. Появилась самостоятельность и уверенность при решении задач, выполнении эксперимента.  Главным результатом реализации данного курса предполагается создание модели индивидуализированного образовательного процесса в условиях малокомплектной сельской школы.

Трудоемкость: используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:

-    если проводить занятия на основе активных форм обучения;

-    усилить практическую направленность содержания курса;

-     если обеспечить разнохарактерную и разноуровневую самостоятельную деятельность учащихся  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.                       

                                                             

                                                                            

                                                                  

                           

Рекомендации по использованию опыта: Опыт Фотиной Н.Е.имеет практическую значимость в профильном обучении учащихся старшей школы.

Программа элективного курса «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии» может быть использована учителями химии образовательных учреждений региона.