Информационно – педагогический модуль
опыта учителя химии высшей квалификационной категории гимназии №2 г.Орска
Ткаченко Екатерины Сергеевны

Проблема: ОПЫТ СОЗДАНИЯ И АПРОБАЦИИ сетевой ПРОГРАММЫ КУРСА ПО ВЫБОРУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9Классов общеобразовательных учреждений г.Орска «ХИМИческие реакции за страницами учебника»

Цель: активизация познавательного интереса учащихся к химии и выявление способностей учеников осваивать предмет на повышенном уровне в профильном – химическом классе.

Сущность опыта: теоретическую основу курса по выбору «ХИМИческие реакции за страницами учебника» составляет учение о химических реакциях, рассматриваемых в свете теории атомно-молекулярного учения, теории электронного строения, теории электролитической диссоциации.

Программа курса состоит из четырех разделов, последовательность расположения которых подразумевает постепенное усложнение учебного материала и выполняемых работ. Первый раздел «Знакомые незнакомцы» соответствует первому теоретическому уровню изучения учебного материала и рассматривает химические реакции в свете теории атомно-молекулярного учения. Занимательные задания и лабораторные опыты раскрывают значение химических знаний в жизни человека и направлены на повышение общего кругозора учащихся, выработку общеучебных и специальных умений и навыков.

Второй и третий разделы («Без воды процесса нет» и «Окислительно-восстановительные реакции: хищники и жертвы») рассматривают химические реакции в свете электронно-ионных представлений. В них предусмотрена необходимая теоретическая подготовка учащихся, так как вопросы о механизме диссоциации веществ с различными видами связи, гидратации ионов, степени диссоциации, гидролизе солей, протекании окислительно-восстановительных реакций в водных растворах изложены в школьных учебниках лишь в общих чертах. Хотя включенные в курс теоретические сведения выходят за рамки школьной программы, они вполне доступны для учащихся и должны способствовать формированию у них научно обоснованной и целостной картины природы.

Последний раздел «Явления необычные, но объяснимые» включает экспериментально-теоретические задания, позволяющие раскрыть общие подходы к изучаемым явлениям.

Значительное место в содержании элективного курса отводится химическому эксперименту, который не только служит для поддержания теоретического уровня изучаемых вопросов, но и выступает в роли источника знаний, способствует более активному и творческому усвоению учебного материала, развитию исследовательских умений учащихся.

Особенности методической системы: программа основана на следующих принципах обучения:

- принцип межпредметной интеграции знаний, подразумевающий использование интегративного подхода, который обеспечивает целесообразное объединение и синтез компонентов содержания внутри- и межпредметного характера, их обобщение на уровне фактов, понятий, теорий, идей; формирование целостной системы обобщенных знаний;

- принцип связи теории с практикой, заключающийся в усилении практической направленности содержания курса; изучении явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих учащихся в их повседневной жизни;

- принцип познавательной активности, предполагающий включение элементов занимательности, проблемности и коллективного поиска, направленных на формирование опыта творческой и продуктивной познавательной деятельности.

Программа курса предусматривает организацию работы в форме проблемных лекций, семинаров и практикумов по решению экспериментальных и теоретических задач. Основные методы обучения: проблемно-дискуссионные, исследовательские.

Программа рассчитана на 34 часа. Режим проведения занятий: два раза в месяц по 2 часа; итого – 17 занятий.

Умения и навыки, формируемые курсом:

Исследовательские умения:

- наблюдать и объяснять химические явления;

- систематизировать и записывать результаты наблюдений;

- выдвигать гипотезы;

- составлять план исследования и реализовать его;

- формулировать выводы.

Учебно-информационные умения:

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

-фиксировать информацию, полученную из различных источников в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц.

Умения самостоятельно добывать и обрабатывать знания:

- самостоятельно работать с учебником и справочной литературой;

- самостоятельно применять рассмотренные теоретические знания для решения учебных задач;

- осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Тематический план изучения курса по выбору «Химические реакции за страницами учебника»

Новизна: Ткаченко Е.С. создана и апробирована сетевая программа курса по выбору для учащихся 9классов общеобразовательных учреждений г.Орска, способствующая формированию у учеников потребности к самообразованию, т. е. целенаправленной, систематической и самостоятельной познавательной деятельности, направленной на удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов.

Результативность: В соответствии с целями и задачами предпрофильной подготовки главными результатами данного курса по выбору должны стать:

1) самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения;

2) уточнение готовности и способности ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

3) повышение качества знаний учащихся по химии;

4) повышение учебной мотивации учащихся применительно к курсу химии;

5) повышение успешности учеников в освоении ряда умений, имеющих надпредметный характер.

В соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учащихся выпускник основной школы, освоив курс по выбору «Химические реакции за страницами учебника», должен знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: атом, молекула, ион, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, химическая реакция, классификация химических реакций;

- характеризовать: связь между составом, строением, свойствами и применением веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена.

Трудоемкость: используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:

- если проводить занятия на основе активных форм обучения;

- усилить практическую направленность содержания курса (изучение явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих учащихся в их повседневной жизни);

- если обеспечить разнохарактерную и разноуровневую самостоятельную деятельность учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рекомендации по использованию опыта: Опыт Ткаченко Е.С.. имеет практическую значимость в предпрофильной подготовке учащихся основной школы.

Программа курса по выбору «Химические реакции за страницами учебника» может быть использована учителями химии различных типов образовательных учреждений региона.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации