Элективные курсы,
разработанные учителями химии образовательных учреждений г.Оренбурга

Представила: Криворучкина Людмила Васильевна, зав.УМК химии ООИПКРО
Дата представления материала в ЦДИТ: 28.03.2005 г.

Категория потребителя подготовленных материалов – учителя химии.

Цели профильного обучения

В утвержденной МОРФ Концепции профильного обучения на старшей ступени образования говорится: «Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования»

Реализация концепции профильной школы направлена на достижение следующих целей:

- более глубокого изучения учащимися отдельных предметов, входящих в программу полного общего образования;

- подготовки выпускников общеобразовательных школ к освоению программ высшего профессионального образования;

- повышения адаптивной способности выпускников школ к современным рыночным условиям;

- дифференциация содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями и построения на ее основе гибких индивидуальных образовательных программ;

- снятия существенных региональных расхождений в возможностях получения равноценного, в том числе и профильного обучения.

Показателями, свидетельствующими о реализации целей профильного обучения, служит не только готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению, но и зрелость в выборе способа его получения после школы.

Типы учебных курсов в системе профильного обучения

Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками. Эта система включает в себя курсы трех типов:

- базовые общеобразовательные;

- профильные общеобразовательные;

- элективные.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения.

Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов (образовательных областей):

- математика,

- русский язык и литература,

- иностранный язык,

- история,

- физическая культура,

- интегрированные курсы обществознания (для «необществоведческих» профилей, например для естественно – математического),

- интегрированный курс естествознания (для «неестественнонаучных» профилей, например для гуманитарного).

Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные курсы в естественнонаучном профиле.

На профильном уровне базовые предметы (образовательные области) могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов. Например, образовательная область «Естествознание» на профильном уровне может быть представлена совокупностью естественнонаучных курсов – физики, химии, биологии, физической географии.

Содержание каждого из базовых и профильных курсов должно определяться стандартом, а их недельный объем – федеральным базисным учебным планом.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы должны помочь в решении двух важнейших задач. Первая из них – создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказаться от него.

Вторая задача – помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения , увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.

Содержание элективных курсов должно соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, а также предоставлять ученику возможный опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Содержание курсов может представлять собой:

- расширенный, углубленный вариант какого – то раздела базового курса («Термохимия», «Биохимия» и т.д.);

- введение в одну из «сопутствующих» предмету наук профессий (экология, химическая технология и др.);

- отдельные фрагменты из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения («Естествознание») или освоение определенного вида деятельности («Эксперименты в химии, физике, биологии», «Работа с лабораторным химическим оборудованием»).

Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.

В «Концепции профильного обучения» было заложено примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50% - 30% - 20%.

Элективные курсы, разработанные учителями химии образовательных учреждений г.Оренбурга.

На проблемных курсах «Профильное обучение химии» учителями г.Оренбурга были разработаны программы курсов по выбору и элективных курсов. Предлагаем некоторые из них учителям химии региона.

1. Элективный курс «Общая химия». Авторы элективного курса: Иштерякова Р. Х., учитель химии высшей квалификационной категории лицея № 3 г.Оренбурга, Заслуженный учитель РФ и Пальчикова О. В., учитель химии высшей квалификационной категории школы № 40 г.Оренбурга.

2. Элективный курс "Основы общей химии". Автор программы: Уржумова Елена Алексеевна, учитель химии высшей категории МОУ «Лицей №4» г.Оренбурга.

3. Элективный курс "Химия и питание". Авторы программы: Исламова А.М., учитель первой квалификационной категории школы №50 г.Оренбурга и Матвеева Н.И., учитель первой квалификационной категории школы №60 г.Оренбурга.

4. Элективный курс “Необычные свойства обычных металлов”. Авторы программы: Маликова И.Ф., учитель химии высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 30 с углубленным изучением математики и Пономарева Т.Н., учитель химии высшей квалификационной категории МОУ лицей № 1.

5. Элективный курс "Химия в промышленности". Авторы программы: Квашина И.П., учитель химии первой квалификационной категории школы №44 и Пикалова Т.В., учитель химии первой квалификационной категории школы №54.

6. Элективный курс "Химические знания в жизни человека". Авторы программы: Криворотова Г.В., учитель химии высшей категории СОШ №24, Заслуженный учитель России; Молодых В.П,учитель химии высшей категории СОШ №27; Ногтева Г.И, учитель химии высшей категории СОШ №72

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации