Модульная технология в преподавании теоретических основ строения органических соединений на основе учебника Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой
ИПМ
Ивлиевой Натальи Александровны,
учителя химии Ключевской средней школы Беляевского района

Криворучкина Л.В. заведующая УМК химии ООИПКРО

Дата представления материала в ЦДИТ: 09.02.2005 г.

Категория потребителей подготовленного материала: учителя химии региона.

Цель: Для повышения эффективности обучения химии в школе определить роль и место использования модульной технологии в курсе химии; сформулировать критерии отбора материала к содержанию модуля; разработать общие требования к программам; сформировать эмоционально-ценностную установку к изучению предмета.

Сущность опыта: Ивлиева Наталья Александровна изучила состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновала понятийный аппарат исследования: «модуль», «модульная технология», «учебный элемент» и др.

Проанализировала компьютерные программы, используемые в обучении химии, с точки зрения их эффективности в преподавании предмета по модульной технологии.

Разработала модульную программу преподавания теоретических основ органической химии в 11 классе.

Экспериментально проверила эффективность предложенного методического подхода.

Особенности методической системы:

На первом этапе (2001-2002 гг.) исследования Ивлиева Н.А. проводила анализ учебно-программной документации, психолого-педагогической и методической литературы. Изучала имеющиеся материалы по модульной технологии, выявляла предъявляемые к ним требования. Собирала материал, характеризующий уровень исследуемой проблемы, проводила длительное наблюдение за учащимися. Полученный материал позволил учителю сформулировать гипотезу исследования, определить основные цели и задачи.

На втором этапе (2002 – 2003 гг.) Наталья Александровна проанализировала обучающие программы по химии, провела теоретическое обоснование предмета исследования. Проанализировала, систематизировала и обобщила материал эксперимента, разработала модульную программу.

Опытно-экспериментальную работу проводила в естественных условиях МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа».

М О Д У Л Ь Н А Я П Р О Г Р А М М А

« Теоретические основы строения органических веществ»

СТРУКТУРА МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 0. КОМПЛЕКСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

Модуль 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ А.М. БУТЛЕРОВА

Модуль 2. ТИПЫ УГЛЕРОДНЫХ ЦЕПЕЙ. СТРУКТУРНЫЕ ФОРМУЛЫ

Модуль 3. ИЗОМЕРИЯ. ИЗОМЕРЫ

Модуль 4. sр3-ГИБРИДИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБЛАКОВ

Модуль 5. sр2 –ГИБРИДИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБЛАКОВ

Модуль 6. sp – ГИБРИДИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБЛАКОВ

На третьем этапе (2003-2004 г.г.) Ивлиева Н.А. провела эксперимент по апробации разработанной модульной программы преподавания теоретических основ строения органических соединений в курсе химии 11 класса.

Новизна: Учителем создана и экспериментально апробирована модульная программа преподавания теоретических основ строения органических веществ на основе учебника для 11 класса авторов Л.С. Гузея, Р.П. Суровцевой.

Результативность: Обработка результатов исследования позволила Ивлиевой Н.А. выявить ряд закономерностей. У учащихся, прошедших курс обучения по модульной технологии обучения (экспериментальная группа), увеличилось количество отличных и хороших оценок. Кроме показателей успехов в учебе, в экспериментальной группе произошли изменения в личностной сфере.

Сравнительный анализ результатов традиционного и модульного обучения убедил Наталью Александровну в эффективности последнего. Его положительное влияние на успеваемость и изменение в структуре личности учитель объясняют следующим: применение модульного обучения значительно активизировало образовательную и воспитательную функции педагогического контроля. побудило учащихся к более активному отношению к занятиям, формировало стремление учиться в полную силу. Показателями такого отношения явились большее количество учащихся, желающих выполнять задания нетрадиционными способами, участвовать в деловых играх; значительное сокращение числа пропусков занятий без уважительных причин. Применение модульной технологии создало нужный мотивационный стимул и активизировало учебно-познавательную деятельность учащихся.

Трудоемкость: Учебные модули разрабатываются на весь учебный год по разделам, большим темам. Между отдельными учебными модулями возможна организация процесса обучения по традиционной форме. Наиболее оптимальным является учебный модуль, разработанный на 7 – 10 часов. Ивлиева Н.А. считает, что нежелательно использовать данную технологию при введении нового предмета.

Рекомендации по использованию опыта: Опыт Ивлиевой Натальи Александровны может применяться при изучении предметов как гуманитарного, так и естественно-математического цикла.

 

ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации