Роль расчетных задач по химии при подготовке к ЕГЭ
ИПМ опыта
Плужниковой Л.Н.,
учителя химии высшей категории
Зареченской средней школы №2 Тоцкого района

Представила: Криворучкина Л.В., зав.УМК химии ООИПКРО
Дата: 19.11.2004 г.

Цель: поиск эффективных средств и методов организации учебного процесса при подготовке учащихся к единому государственному экзамену.

Сущность опыта: Плужниковой Л.Н. подобрана система расчетных задач по химии, способствующая подготовке выпускников к единому государственному экзамену; выявлен уровень готовности старшеклассников к ЕГЭ; экспериментально проверена эффективность системы расчетных задач.

Новизна: Плужниковой Л.Н. подобрана система расчетных задач для подготовки выпускников к ЕГЭ; реализована целостная организационно-методическая система обучения учащихся решению сложных химических задач, разработаны рекомендации по выявлению готовности старшеклассников к ЕГЭ.

Результативность: реализация учителем методической системы обучения учащихся решению расчетных задач привела к сокращению количества ошибок в контрольных работах учеников, вызванных несформированностью навыков самоконтроля и самокоррекции, отсутствием самостоятельно найденных способов решения;

возросла успешность решения учащимися задач с недостающей и избыточной информацией;

увеличилось количество оригинальных решений типовых задач и успешно выполненных нестандартных заданий;

Трудоемкость: подготовка учащихся к единому государственному экзамену требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учащихся важнейших общеучебных умений – анализировать сущность предложенного задания, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, например на решение расчетных задач повышенного уровня сложности; необходимо обучать учащихся приемам работы с различными контролирующими заданиями.

Рекомендации по использованию опыта: опыт Плужниковой Л.Н. по применению расчетных задач при подготовке учащихся к единому государственному экзамену может использоваться учителями химии различных типов образовательных учреждений региона.

Особенности методической системы: Людмила Николаевна считает, что ученики, как правило, не могут самостоятельно решить нестандартную задачу, и от педагога требуется помощь, максимально сохраняющая самостоятельность учащихся. Эти, казалось бы, взаимоисключающие требования к действиям учителя и составляют основные сложности его работы.

Учитель выделяет характерные затруднения учащихся при решении расчетных задач. Возникновение ряда из них Плужникова Л.Н. объясняет личностными особенностями учеников. Они обусловливаются рядом причин:

низким интересом к содержанию задач;

недостаточным волевым качествам и целеустремленности;

заниженной или завышенной оценкой школьников своих знаний и способностей.

Встречаются затруднения, связанные с неприятным отношением к своим действиям и знаниям:

«зацикливанием» на первой пришедшей в голову идее, рассмотрением только одного варианта решения;

отсутствием предварительного соотнесения идеи решения с условием, известными ученикам теоретическими положениями и фактами.

дефицитом информации, например незнанием химических свойств веществ.

Учитывая причины затруднений учащихся, Людмила Николаевна подбирает задачи, содержание которых вызывает у учащихся интерес. Подчеркивает их практическую важность. Учитель считает необходимой мобилизацию творческих способностей учащихся. Направляет их на анализ различных вариантов решения задачи, проявление интуиции в поиске решения. Помощь ученику оказывает не тогда, когда он столкнется с тем или иным затруднением, а в случае, если школьник не смог самостоятельно его преодолеть и начинает терять терпение.

Для формирования познавательной активности учащихся Плужникова Л.Н. использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности:

создает педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

создает обстановку для естественного самовыражения ученика. стимулирует его к использованию способов решения задач без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Учитель оценивает деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижений.

Стимулирует мыслительную активность школьников через использование мотивов социального сотрудничества с учителем, с учащимися, так как правильно ориентированное педагогическое обучение снижает психологический дискомфорт участников взаимодействия, создает условия для участия каждого учащегося в диалоге учителя с классом.

У Людмилы Николаевны сложилась организационно-методическая система обучения учащихся решению сложных химических задач, сочетающая традиционные и нетрадиционные формы организации учебного процесса. Элементы системы включают:

Уроки обучения приемам решения задач.

Уроки формирования навыков выбора способов решения задач.

Практические занятия.

Уроки-бенефисы (урок одной задачи).

 

Уроки формирования навыков выбора способов решения задач.

I урок.

Постановка перед учащимися цели: изучив условие задачи, предложить возможные способы ее решения.

Этапы урока:

1. Устные упражнения с целью повторения необходимых для решения формул.

2. Фронтальная беседа с учащимися по выделению химических модулей для решения задач.

3. Фронтальная работа по решению задачи одним из модулей.

4. Самостоятельное решение задачи другого типа (проверка по образцу).

5. Устный анализ нескольких решений задач, сравнение их с позиции целесообразности и эффективности.

II урок.

1.Проверка учителем выполненных домашних заданий.

2.Классификация учащимися на уроке задач по способам решения.

3.Выделение из каждой группы задач, которые можно решить различными способами.

Урок одной задачи.

Людмила Николаевна убеждена, что формируют навык исследовательской работы уроки, на которых ученик является активным участником поиска решения, испытывает при этом и радость открытий, и горечь поражений, когда выбранный путь заводит в тупик.

Урок такого типа как бы завершает некоторый этап обучения решению задач, поэтому его лучше провести в тот момент, когда учениками усвоены необходимые понятия и разобран ряд частных приемов решения задач. Внимание на этом уроке концентрируется в основном на анализе приемов, которыми решается задача. Поэтому, чтобы не тратить силы на знакомство с условием нескольких задач, достаточно рассмотреть решение только одной задачи, интересной по содержанию, богатой идеями, имеющей несколько способов решения.

Творческая активность учащихся, в конечном счете успех урока целиком зависят от тех методических приемов, которые выбирает учитель для анализа задачи. Они подчинены в основном двум целям:

1) направить деятельность школьников на исследование связей между данными задачи;

2) отработать умение делать логический вывод из полученных результатов.

Несколько первых минут урока учитель отводит тому, чтобы снять у учеников страх перед задачей, настроить их на исследовательскую работу, на поиск красивого решения.

После того как задача решена несколькими способами, учитель предлагает ученикам вопросы:

1. Какими способами была решена задача?

2. Какой из них наиболее рациональный?

3. Какая закономерность между данными задачи была основной в каждом способе?

4. Нельзя ли рассмотреть эту задачу как частный случай более общей задачи?

5. Чем интересна данная задача?

Вопросы помогают учащимся осознать, какими новыми приемами обогатился их опыт решения задач.

Уроки – «Бенефисы»

На таких уроках Плужникова Л.Н. проводит отчеты учащихся о самостоятельных домашних исследованиях.

Одна из задач учителя состоит в том, чтобы организовать деятельность неактивного ученика, заставить его пересмотреть свою роль в классе и тем самым настроить на более уверенную работу по изучению предмета.

Двум ученикам, обычно среднему и чуть-чуть посильнее, учитель дает на карточках одну и ту же задачу. Предлагает им в течение двух недель представить решение и затем изложить его на уроке. Обычно тихий, незаметный ученик, на уроке-«бенефисе» находится в центре внимания своих товарищей. Чувство ответственности, которое, как правило, хорошо развито у таких ребят, и огромное желание оправдать надежды учителя, не уронить, а поднять свой авторитет среди друзей помогают ему мобилизовать все свои мыслительные способности. Он знает, что от него ждут красивого решения, а добиться его можно только в результате огромной, кропотливой, исследовательской работы над условием задачи. Вот этот эмоциональный настрой окрыляет ученика. Может быть, поэтому решение, причем красивое, он приносит учителю на проверку уже на следующий день.

Но красивое решение находится после того, как придумано несколько вариантов, и поэтому все они, чтобы ребята убедились в верности его выбора, обязательно предъявляются классу. А так как одноклассникам известна бенефисная задача и фамилии учеников, которым поручено ее решить, то они стихийно разделяются на две сочувствующие группы. В этой ситуации «соперники» работают более продуктивно, так как ощущают дух соревнования. Он проявляется в способе подачи найденного решения, в стремлении дать более обобщенный вариант задачи, изменив ее условия так, чтобы задача стала более творческой. Готовят вопросы и болельщики. Класс же оценивает, кто дал более оригинальное, интересное решение, участвует в рецензировании работы своих товарищей.

Одним из требований к «бенефисной» задаче является возможность увидеть несколько способов ее решения. Ведь цель таких уроков – стимулирование творческой деятельности школьника.

Система организации контрольно-оценочной деятельности учащихся.

На всех этапах учебного процесса Людмила Александровна применяет учет и корректировку учебной деятельности учащихся с целью стимулирования самооценки ими уровня усвоения способов учебно-познавательной деятельности и ее результатов и предоставления ученикам информации для самостоятельного планирования и продвижения в усвоении учебного материала.

Плужникова Л.Н. использует на два типа контроля: текущий и итоговый.

Цель текущего контроля: выявить пробелы в знаниях, спланировать работу по их ликвидации.

Учитель применяет различные виды контроля: индивидуальный опрос, программированный контроль, творческое домашнее задание, химический диктант.

Итоговый контроль осуществляет в форме зачета или контрольной работы.

Зачетом, как правило, завершает изучение наиболее крупной темы.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации