Профильное преподавание курса химии в старшей школе
(информационный материал к дистантной форме обучения)

Представила: Криворучкина Л.В., зав.УМК химии ООИПКРО

Дата: 11.12.2003 года

Задачи обучения: овладеть средствами проектирования и оценки программ элективных курсов в старшей школе.

План изучения материала.

1.Содержание программ элективных курсов в старшей школе.

2.Экспертиза программ по выбору в старшей школе.

Тезисное изложение материала.

Функции элективных курсов:

- «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится углубленным, например элективные курсы «Биохимия», «Аналитическая химия», «Химическая технология»;

- развивает содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по предмету на профильном уровне - «Экология и химия», «Физика и химия» и др.;

- способствует удовлетворению познавательных интересов старшеклассников в различных областях деятельности человека - «Химия и жизнь», «Химия в медицине» и др.

Структура элективного курса:

- титульный лист включает наименование образовательного учреждения, сведения об утверждении программы, название курса по выбору, класс, в котором будет реализована программа, данные об авторе программы, год разработки программы;

- пояснительная записка содержит обоснование актуальности курса в школе, указание на место и роль его в профильном обучении, цели и задачи элективного курса, продолжительность обучения, принципы отбора и структурирования учебного материала, формы и методы обучения, предполагаемые результаты и инструментарий для их оценивания;

- учебно - тематический план включает перечень разделов, тем, с указанием количества часов на изучение каждой темы и вида занятий;

- содержание изучаемого курса включает названия тем , их реферативное описание, перечень демонстрационных опытов, лабораторных работ, самостоятельных исследований;

- методические рекомендации содержат описание форм, методов, приемов и средств организации учебного процесса;

- список литературы необходимой для изучения элективного курса.

Требования к программам элективных курсов.

За соответствие программы каждому из перечисленных требований экспертом могут быть выставлены следующие баллы:

0 - если программа не соответствует данному требованию;

1 - если программа частично соответствует требованию;

2 - если программа в основном соответствует требованию;

3 - если программа полностью соответствует требованию.

Затем баллы умножаются на весовые коэффициенты, проставленные в таблице. Например, если эксперт оценил новизну программы 2 баллами, то оценка с учетом коэффициента за этот показатель будет равна 6 баллам (3 умножается на 2). Наивысшая оценка за программу - 96 баллов.

Требования к программе
Весовой коэффициент
Экспертные оценки программы
    № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
1. Соответствие положению концепции профильного и предпрофильного обучения. 3          
2. Новизна содержания программы для учащихся 2          
3. Мотивирующий потенциал программы 2          
4. Полнота содержания учебного материала, включенного в программу 3          
5. Прогрессивность, научность содержания обучения 2          
6. Инвариантность содержания программы 1          
7. Соответствие степени обобщенностизнаний, включенных в программу, ожидаемым результатам обучения 3          
8. Практическая направленность содержания программы 2          
9. Системность содержания учебного материала в программе 3          
10. Соответствие способа реализации содержания учебного материала в программе поставленным целям 3          
11. Выбор методов реализации содержания программы поставленным целям 2          
12. Контролируемость программы 1          
13. Чувствительность программы к сбоям 1          
14. Реалистичность программы с точки зрения времени, которое отведено на ее реализацию 3          
15. Эффективность программы с точки зрения времени, отведенного на ее реализацию 1          
Итоговая оценка программы
           

Контроль знаний.

Разработайте программу элективного курса для любого профиля по Вашему выбору.

Литература.

1. Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно -методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.

2. Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002. Москва №2783: Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М: 2002.

3. Приложение №1 к письму Министерства образования Российской Федерации от 09.07.2003 г. №13-51-144/13. Проект. Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для общеобразовательных учреждений. Среднее (полное) общее образование.


ИПКиППРО ОГПУ

Банк_педагогической_информации